Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1
пгт Серышево имени Сергея Бондарева Амурская область
Конспект урока по биологии
« Почва как среда жизни»
подготовила
учитель биологии Кравченко Галина Сергеевна
Пгт Серышево
20013
Учебник: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко , И.Я. Колесникова Биология Живой организм 5-6 класс
Тема урока: «Почва как среда жизни»
Тип урока : комбинированный.
Цель урока – создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных.
Задачи:
Обучающие:
1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;
2) показать значение животных для почвы и наоборот;
3) конкретизировать знания о почве как среде обитания
Развивающие: способствовать развитию
1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, учебного фильма, составлять схемы, таблицы
3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).
Воспитательные: способствовать формированию
1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);
2) обще учебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);
3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке
6. Метод обучения — частично поисковый, проблемный, репродуктивный.
7. Форма организации урока: беседа, работа с текстом учебника, учебного фильма
8. Средства обучения: познавательные задачи, тесты, мультимедийное учебное пособие «Природоведение 5 кл». Изд –во «Дрофа». 2005 г,
учебник Биология Живой организм 5 класс, мультимедия проектор
9. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
10. Технологии обучения: элементы проблемного обучения, элементы критического мышления, системно- деятельностный подход.
Содержание и ход урока.
I. Организационный этап.
Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся у к уроку.
II Актуализация знаний
Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить. А. Тетивкин
— О какой земле идёт речь? (о почве)
— Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания животных.
III. Целеполагание
Давайте сформулируем цель урока, используя вопросы-
Что?
Какой?
Какие?
Как?
Что такое почва?
Какой состав почвы?
Какие организмы обитают в данной среде?
Как они приспособлены к данной среде обитания?
IV . Планирование
Составляем кластер по поставленным вопросам на доске.
Почва
V. Открытие нового знания.
Демонстрация почвы.
Что такое почва? Какое бы вы дали определение ?
Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.
Если почву разрезать, как пирог, она состоит из слоёв.
Посмотрите на рисунок учебника 1.11 и назовите эти слои.
Плодородный
Переходный
Почвообразующая горная порода.
Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других — достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.
Самостоятельная работа с учебником.
Посмотрите на рисунок 1.11 (б). Назовите состав почвы?
Прочитайте подзаголовок учебника «Состав почвы» страница 26 и
попробуйте составить схему
Состав почвы
твердые жидкие газообразные
глина минеральные вода воздух
песок органические
(перегной, гумм
Давайте сравним состав почвенного и атмосферного воздуха. ( рисунок учебника 1.12)
Количество организмов в почве огромно. В почве средней полосы России на 1 м2 можно встретить до 1 тыс. сильно различающихся по численности видов почвенных оби-тателей: до 1 млн клещей и ногохвосток, сотни многоножек, личинки насекомых, дожде-вых червей, около 50 млн круглых червей, количество же простейших даже трудно оце-нить.
Каковы особенности почвы, как среды обитания?
Самостоятельная работа с учебником страница 27 по вариантам, заполняют таблицу.
1 ряд – кислород, влажность
2 ряд – плотность
3 ряд — температура
Фактор среды | Условия обитания | Приспособления животных | Примеры |
свет | нет | используют для ориентации другие органы чувств |
|
кислород | мало, зависит от погодных условий | в дождливую погоду выползают на поверхность | дождевой червь |
температура | летом прохлада | прячутся от палящих лучей | пустынные животные |
зимой тепло | спасаются в глубоких норах от мороза | млекопитающие, рептилии | |
влажность | тонкий слой | неблагоприятный период пе-реносят в виде спор или цист | простейшие |
плотность | естественные пустоты между комочками почвы необходимо прокладывать ходы | малые размеры позволяют свободно передвигаться | клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых |
сокращения мускулатуры | дождевой червь | ||
лопатообразные конечности | крот, медведка | ||
долотообразные резцы | слепыш | ||
уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками | змеи | ||
задние лапы с лопатообразными выростами | чесночницы |
Самостоятельная работа. Задание. Посмотреть фильм и выписать 2 мин
1 вариант – значение почвы для животных
2 вариант – значение животных для почвы
Значение
Почвы для Животных
1. жилище 1. круговорот веществ
2. укрытие от врагов 2. перемешивают
3. питание 3. вентиляция
VI. Отработка учебных действий
Тест.
Почва – верхний плодородный слой земли.
В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух
Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.
Глинистые почвы содержат меньше воздуха.
Гумус необходим для питания растений.
4.В почве обитают только мелкие животные
Почвенные животные слепы
Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.
Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.
Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.
Взаимопроверка. Ответы. 1+ 2- 3- 4+ 5+ 6- 7+8+9+10+
VII. Рефлексия
Возвращаемся к кластеру.
Что нового узнали на уроке?
Кто лучше всех работал на уроке?
Рисуем рожицы
VIII. Домашнее задание. 1. §8 вопросы на стр. 27
По желанию: 2. Объясните выражение:
«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».
3. Творческое задание: Составить кроссворд « Животный мир почвы»
Список использованной литературы
1. Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я Колесникова Биология. Живой организм. 5- 6 класс
М. « Просвещение» 2013
2. В.Н. Семенцова Биология. Технологические карты уроков 6 класс Санкт- Петербург
« Паритет» 2001
3.С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке Москва
« Просвещение» 20011
В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова Занимательная зоология « АСТ- ПРЕСС» 1999