Конспект урока по биологии по теме «Почва как среда жизни» 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1

пгт Серышево имени Сергея Бондарева Амурская область













Конспект урока по биологии

« Почва как среда жизни»

подготовила

учитель биологии Кравченко Галина Сергеевна





















Пгт Серышево

20013





  1. Учебник: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко , И.Я. Колесникова Биология Живой организм 5-6 класс

  2. Тема урока: «Почва как среда жизни»


  1. Тип урока : комбинированный.

  2. Цель урока – создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных.

  3. Задачи:

Обучающие:

1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;

2) показать значение животных для почвы и наоборот;

3) конкретизировать знания о почве как среде обитания


Развивающие: способствовать развитию

1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, учебного фильма, составлять схемы, таблицы

3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).



Воспитательные: способствовать формированию

1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);

2) обще учебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);

3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке

6. Метод обучения — частично поисковый, проблемный, репродуктивный.

7. Форма организации урока: беседа, работа с текстом учебника, учебного фильма

8. Средства обучения: познавательные задачи, тесты, мультимедийное учебное пособие «Природоведение 5 кл». Изд –во «Дрофа». 2005 г,

учебник Биология Живой организм 5 класс, мультимедия проектор

9. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

10. Технологии обучения: элементы проблемного обучения, элементы критического мышления, системно- деятельностный подход.









Содержание и ход урока.

I. Организационный этап.

Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся у к уроку.

II Актуализация знаний

Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить. А. Тетивкин

— О какой земле идёт речь? (о почве)

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания животных.

III. Целеполагание

Давайте сформулируем цель урока, используя вопросы-

Что?

Какой?

Какие?

Как?


Что такое почва?

Какой состав почвы?

Какие организмы обитают в данной среде?

Как они приспособлены к данной среде обитания?

IV . Планирование

Составляем кластер по поставленным вопросам на доске.





Почва










V. Открытие нового знания.

Демонстрация почвы.

Что такое почва? Какое бы вы дали определение ?

Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.

Если почву разрезать, как пирог, она состоит из слоёв.

Посмотрите на рисунок учебника 1.11 и назовите эти слои.

  1. Плодородный

  2. Переходный

  3. Почвообразующая горная порода.


Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других — достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.

Самостоятельная работа с учебником.

Посмотрите на рисунок 1.11 (б). Назовите состав почвы?

Прочитайте подзаголовок учебника «Состав почвы» страница 26 и

попробуйте составить схему

Состав почвы

твердые жидкие газообразные

глина минеральные вода воздух

песок органические

(перегной, гумм

Давайте сравним состав почвенного и атмосферного воздуха. ( рисунок учебника 1.12)

Количество организмов в почве огромно. В почве средней полосы России на 1 м2 можно встретить до 1 тыс. сильно различающихся по численности видов почвенных оби-тателей: до 1 млн клещей и ногохвосток, сотни многоножек, личинки насекомых, дожде-вых червей, около 50 млн круглых червей, количество же простейших даже трудно оце-нить.

Каковы особенности почвы, как среды обитания?


Самостоятельная работа с учебником страница 27 по вариантам, заполняют таблицу.

1 ряд – кислород, влажность

2 ряд – плотность

3 ряд — температура





Как животные приспособились к условиям обитания в почве?

Фактор среды

Условия обитания

Приспособления животных

Примеры

свет

нет

используют для ориентации другие органы чувств


кислород

мало, зависит от погодных условий

в дождливую погоду выползают на поверхность

дождевой червь



температура

летом прохлада

прячутся от палящих лучей

пустынные животные

зимой тепло

спасаются в глубоких норах от мороза

млекопитающие, рептилии

влажность

тонкий слой

неблагоприятный период пе-реносят в виде спор или цист

простейшие



плотность

естественные пустоты между комочками почвы

необходимо прокладывать ходы

малые размеры позволяют свободно передвигаться

клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых

сокращения мускулатуры

дождевой червь

лопатообразные конечности

крот, медведка

долотообразные резцы

слепыш

уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками

змеи

задние лапы с лопатообразными выростами

чесночницы

Самостоятельная работа. Задание. Посмотреть фильм и выписать 2 мин

1 вариант – значение почвы для животных

2 вариант – значение животных для почвы



Значение

Почвы для Животных

1. жилище 1. круговорот веществ

2. укрытие от врагов 2. перемешивают

3. питание 3. вентиляция







VI. Отработка учебных действий

Тест.

  1. Почва – верхний плодородный слой земли.

  2. В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух

  3. Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.

  4. Глинистые почвы содержат меньше воздуха.

  5. Гумус необходим для питания растений.

  6. 4.В почве обитают только мелкие животные

  7. Почвенные животные слепы

  8. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.

  9. Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.

  10. Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.



Взаимопроверка. Ответы. 1+ 2- 3- 4+ 5+ 6- 7+8+9+10+

VII. Рефлексия

Возвращаемся к кластеру.

Что нового узнали на уроке?

Кто лучше всех работал на уроке?

Рисуем рожицы

VIII. Домашнее задание. 1. §8 вопросы на стр. 27

По желанию: 2. Объясните выражение:

«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

3. Творческое задание: Составить кроссворд « Животный мир почвы»





Список использованной литературы

1. Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я Колесникова Биология. Живой организм. 5- 6 класс

М. « Просвещение» 2013

2. В.Н. Семенцова Биология. Технологические карты уроков 6 класс Санкт- Петербург

« Паритет» 2001

3.С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке Москва

« Просвещение» 20011

В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова Занимательная зоология « АСТ- ПРЕСС» 1999




Свежие документы:  Элементы работы с биологическими терминами на уроках биологии в школе глухих

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: