Спецификация тестовых заданий по биологии для 10 класса по теме: «Клеточный уровень»

Спецификация

тестовых заданий по биологии для 10 класса


1. Назначение тестовой работы:

— проверить успешность в освоении содержания курса биологии 10 класса,

— выявить успешность в освоении предметных умений.

2. Документы, определяющие содержание тестовой работы:

— обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии (Приказ МО от 19.05.98 г. № 1236),

— обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по биологии (Приказ МО от 30.06.99 г. №56),

— программа (авторы: Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина)

3. Условия применения тестовой работы – работа рассчитана на преподавание биологии

в непрофильном классе возрастной нормы по УМК Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. и др. /Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. Биология (базовый уровень) 10-11 кл. Просвещение


4. Структура работы

По содержанию работа позволит проверить успешность усвоения тем:

1. Биология – наука о живой природе

2.Химический состав клетки

3.Структура и функции клетки


Работа позволит выявить сформированность следующих предметных умений:

1. Владение биологической терминологией;

2.Понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущностей биологических законов и явлений;

3.Умение определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;

4.Умение устанавливать взаимосвязи процессов, явлений;

5. Умение устанавливать причинно- следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания



Работа позволит выявить усвоение содержания на базовом уровне (Б), повышенном (П)

высоком (В).

В работе представлены задания в закрытой форме с выбором ответа (ВО) и открытой

форме (КО — краткий ответ, СО — свободный ответ).


5. Распределение заданий по содержанию


№ п/п

Блоки тем

№ заданий

Количество заданий

% от общего количества

1

Биология – наука о живой природе

А-1

1

5%

2

Химический состав клетки

А-2,А-3,А-4

3

15%

3

Структура и функции клетки

А-5-А-15,

В-1-В-3,

С-1,С2

16

80%


6. Распределение заданий по уровням сложности


№ п/п

Уровни

№ заданий

Количество заданий

% от общего количества

1

Базовый

А-1 — А-15

10

75%

2

Повышенный

В-1 – В3

3

15%

3

Высокий

С-1,С-2

2

10%


7. Предметные умения


№ п/п

Предметные умения

№ заданий

Количество заданий

% от общего количества

1

Владение биологической терминологией и символикой


А-1

1

5%

2

Понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущностей биологических законов и явлений

А-2-А-15

14

70%

3

Умение определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы


В-1-В-3

3

15%

4

Умение устанавливать взаимосвязи процессов, явлений;



С -1

1

5%

5

Умение устанавливать причинно- следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания


С-2

1

5%%



8. Время выполнения работы


Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

— для заданий части А – 1 минута,

— для заданий части В – 3 минуты,

— для заданий части С – до 5 минут.

Общая продолжительность работы составляет 40 минут.

9. Норма оценивания

Верное выполнение каждого задания части А оценивается 1 баллом. За правильное выполнение заданий части В учащиеся заработают 2 балла (1 балл за половину верного задания). Задания части С имеют различную степень сложности и предусматривают проверку от 1 до 3 элементов содержания, каждый из которых оценивается в 1 балл, поэтому за верное выполнение задания С1 и С2 они получают 3балла, Для получения отметки «3» необходимо выполнить 70% части А, т.е. набрать10 баллов.

Свежие документы:  Конспект урока биологии для 8 класса "Витамины"

Для получения отметки «4» необходимо выполнить верно 61-80% работы, т.е. набрать 16- 21 баллов.

Для получения отметки «5» необходимо выполнить верно 81-100% работы, причем среди верно выполненных должно быть любое задание части С, т.е.набрать 22- 27 балла.

10. Дополнительные материалы и оборудование

В аудитории во время проведения теста у каждого учащегося должны быть следующие материалы и оборудование:



Приложение


План тестовой работы


№ п/п

Обозначения в работе

Блоки

содержания

Предметные умения

Уровень задания

Форма задания

Максимальный балл

Время

(мин.)

1

А-1

1

1

Б

ВО

1

1

2

А-2

2

2

Б

ВО

1

1

3

А-3

2

2

Б

ВО

1

1

4

А-4

2

2

Б

ВО

1

1

5

А-5

3

2

Б

ВО

1

1

6

А-6

3

2

Б

ВО

1

1

7

А-7

3

2

Б

ВО

1

1

8

А-8

3

2

Б

ВО

1

1

9

А-9

3

2

Б

ВО

1

1

10

А10

3

2

Б

ВО

1

1

11

А-11

3

2

Б

ВО

1

1

12

А-12

3

2

Б

ВО

1

1

13

А-13

3

2

Б

ВО

1

1

14

А-14

3

2

Б

ВО

1

1

15

А-15

3

2

Б

ВО

1

1

16

В-1

3

3

П

КО

1

1

17

В-2

3

3

П

КО

2

3

18

В-3

3

3

П

КО

2

3

19

С-1

3

4

В

СО

3

5-8

20

С-2

3

5

В

СО

3

5-8



Ответы на задания с выбором ответа


№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответы I варианта

1

2

1

3

1

2

3

4

1

3

2

1

3

3

1

Ответы IIварианта

1

4

2

3

2

3

2

1

4

4

1

4

4

4

2





Ответы на задания с кратким ответом


№ задания

1

2

3

Ответы I варианта

146

А БАББА

АБАББА

Ответы II варианта

124

БААБАБ

БААБАБ


Ответы на задания с развернутым ответом

I вариант

Задание С1



Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

  1. Генетический код триплетен, следовательно, белок, состоящий из 100 аминокислот, кодируют 300 нуклеотидов;


  1. Молекулярная масса белка 100*100=11000

Молекулярная масса гена 300*300=90000;


  1. Участок ДНК тяжелее, чем кодируемый им белок, в 8 раз(90000/11000)




Максимальный балл

3


Задание С2

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

1) В клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи;


2) в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков;



  1. Из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы


Максимальный балл

3


Ответы на задания с развернутым ответом

I I вариант


Задание С1

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

  1. Антикодоны тРНК комплементарны кодонам иРНК, а последовательность нуклеотидов иРНК комплементарна одной из цепей ДНК;


  1. Участок одной цепи ДНК- ТТА-ГГЦ-ЦГЦ-АТТ-ЦГТ, а состав второй цепи ДНК- ААТ-ЦЦГ-ГЦГ-ТАА-ГЦА;


  1. Число нуклеотидов А-7,Т-7,Г-8, Ц-8



Максимальный балл

3




Задание С2


  1. Фотосинтез происходит в незрелых плодах( пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;

Баллы

  1. По мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты ;


  1. В хромопластах фотосинтез не происходит.


Максимальный балл

3


Вариант 1

Часть А

А1

1 воспроизведением новых особей из одной или нескольких клеток занимается наука

1)клеточная инженерия

2)генная инженерия

3)микробиология

4)цитология


А2

Из названных химических соединений биополимерами не является:

1)белок

2)глюкоза

3)ДНК

4)целлюлоза


А3

Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении одного грамма:

1)жира

2)глюкозы

3)белка

4)целлюлозы


А4

При понижении температуры активность ферментов

1)увеличивается

2)не изменяется

3)сначала замедляется, потом увеличивается

4)замедляется

А5

Клетки, сходные по происхождению и выполняемым функциям, образуют

1)ткани

2)органы

3)системы органов

4)единый организм


А6

Изучить структуру органоидов клетки позволил метод:

1)светового микроскопирования

2)электронного микроскопирования

3)центрифугирования

4)культуры тканей

А7

Хлоропласты имеются в клетках

1)корня капусты

2)гриба-трутовика

3)листа красного перца

4)древесины стебля липы


А8

Собственную ДНК имеет

1)комплекс Гольджи

2)лизосома

3)эндоплазматическая сеть

4)митохондрия


А9

На каком из этапов энергетического обмена синтезируются 2 молекулы АТФ?

1)гликолиза

2)подготовительного этапа

3)кислородного этапа

4)поступления веществ в клетку


А10

Под воздействием энергии солнечного света электрон переходит на более высокий энергетический уровень в молекуле

1)воды

2)глюкозы

3)хлорофилла

4)углекислого газа


А11

В клетке расщепление белков до аминокислот с участием ферментов происходит в

1)митохондриях

2)лизосомах

3)комплексе Гольджи

4)ядрышках


А12

Антикодону ААГ на тРНК соответствует триплет на ДНК

1)ААГ

2)ТЦУ

3)ЦЦУ

4)УУЦ


А13

Роль матрицы в синтезе молекул иРНК выполняет

1)полипептидная нить

2)плазматическая мембрана

3)одна из цепей молекул ДНК

4)мембрана плазматической сети


А14

Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза этого белка

1)300

2)600

3)900

4)1500


А15

Источником кислорода при фотосинтезе является

1)вода

2)углекислый газ

3)глюкоза

4)молочная кислота




Часть В

Выберите три верных ответа из шести .


В1

Клетки бактерий отличаются от клеток растений

1)отсутствием оформленного ядра

2)наличием плазматической мембраны

3)наличием плотной оболочки

4)отсутствием митохондрий

5)наличием рибосом

6)отсутствием комплекса Гольджи




В2

Установите соответствие между строением и функцией клетки и органоидом, для которого они характерны

Строение и функции

Органоиды

1)расщепляют органические вещества до мономеров

А) лизосомы

2)окисляют органические вещества до СО2 и Н2О

Б) митохондрии

3)отграничены от цитоплазмы одной мембраной


4) отграничены от цитоплазмы двумя мембранами


5)содержат кристы


6)не содержат крист






1

2

3

4

5

6











В3

Установите соответствие между характеристикой обмена веществ в клетке и его видом

Характеристика

Вид обмена веществ

1)происходит в лизосомах, митохондриях, цитоплазме

А)энергетический

2)происходит на рибосомах, в хлоропластах

Б)пластический

3)органические вещества расщепляются


4)органические вещества синтезируются


5)используется энергия, заключенная в молекулах АТФ


6)освобождается энергия и запасается в молекулах АТФ






1

2

3

4

5

6










Часть С

С1


Белок состоит из 100 аминокислот.Установите,во сколько раз молекулярная масса участка гена,кодирующего данный белок, превышает массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты -110, а нуклеотида – 300.Ответ поясните.


С2

Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит железистых клетках поджелудочной железы. Объясните, почему?








Вариант2

Часть А

А1

Вклад биотехнологии в развитие медицины состоит в том, что благодаря ей удается получить

1)антибиотики, гормоны

2) нуклеиновые кислоты

3)кормовой белок, органические кислоты

4)межвидовые гибриды, безъядерные клетки


А 2

В клетках животных запасным углеводом является:

Целлюлоза

2)крахмал

3)глюкоза

4)гликоген


А3

Изменяемыми частями аминокислоты является
1)аминогруппа и карбоксильная группа

2) радикал

3)карбоксильная группа

4) радикал и карбоксильная группа



А4

Из аминокислот не состоит:

1)гемоглобин

2)инсулин

3)гликоген

4)альбумин


А5

Обмен веществ и превращение энергии, происходящие в клетках всех живых организмов, свидетельствуют о том, что клетка- единица

1)строения организмов

2)жизнедеятельности организмов

3)размножения организмов

4)генетической информации


А6

Сходство строения клеток организмов разных царств доказывает теория-

1)эволюционная

2)хромосомная

3)клеточная

4)генетическая


А7

К прокариотным относят клетки

1)животных

2)цианобактерий

3)грибов

4)растений


А8

Какую функцию выполняют в клетке лизосомы?

1)расщепляют биополимеры до мономеров

2)окисляют глюкозу до углекислого газа и воды

3)осуществляют синтез органических веществ

4) синтезируют полисахариды из глюкозы



А9

Ядро играет большую роль в клетке, так как оно участвует в синтезе

1)глюкозы

2)клетчатки

3)липидов

4)нуклеиновых кислот

А10

В световую фазу фотосинтеза энергия возбужденных электронов используется для синтеза молекул

1)липидов

2)белков

3)нуклеиновых кислот

4)АТФ


А11

Фотолиз воды инициируется при фотосинтезе энергией

1)солнечной

2)АТФ

3)тепловой

4)механической


А12

Матрицей для процесса трансляции служит молекула

1)тРНК

2) ДНК

3) рРНК

4) иРНК


А13

Информация о последовательности расположения аминокислот в молекуле белка переписывается в ядре с молекулы ДНК на молекулу

1)АТФ

2)рРНК

3)тРНК

4)иРНК


А14

Сколько нуклеотидов находится на участке гена, в котором закодирована первичная структура молекулы белка, содержащего 130 аминокислот?

1)65

2)130

3)260

4)390

А15

Органические вещества образуются из неорганических в результате

1)биосинтеза белка

2)фотосинтеза

3)синтеза АТФ

4)гликолиза


Часть В

Выберите три верных ответа из шести .

В1

Клетки каких организмов не могут поглощать крупные частицы пищи путем фагоцитоза?

1)грибов

2)цветковых растений

3)амеб

4)бактерий

5)лейкоцитов человека

6)инфузорий




В2


Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом


Характеристика органоида

Органоид клетки


1)система канальцев, пронизывающих цитоплазму

А)комплекс Гольджи

2)система уплощенных мембранных цилиндров и пузырьков

Б)эндоплазматическая сеть

3)обеспечивает накопление веществ в клетке


4)на мембранах могут размещаться рибосомы


5)участвуют в формировании лизосом


6)обеспечивает перемещение органических веществ в клетке




1

2

3

4

5

6








В3

Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена веществ и его этапом


Характеристика обмена

Этапы обмена

1)происходит в цитоплазме

А)подготовительный этап

2)происходит в лизосомах

Б) гликолиз

3)вся энергия рассеивается в виде тепла


4)за счет освобождаемой энергии синтезируются 2 молекулы АТФ


5)расщепляются биополимеры до мономеров


6)расщепляется глюкоза до пировиноградной кислоты



1

2

3

4

5

6







Часть С

С1

В биосинтезе полипептида участвовали тРНК с антикодонами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов , содержащих аденин (А), гуанин(Г), тимин (Т) и цитозин (Ц)в двуцепочной молекуле ДНК. Ответ поясните.


С2

В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.


Свежие документы:  Конспект урока по биологии в 8 классе "Кровь и компоненты внутренней среды организма"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: