Урок по теме «Воздушное питание растений (фотосинтез)»


Тицкая Т. В.

Урок по теме: «Воздушное питание растений (фотосинтез)»

Цели и задачи: сформировать представление о фотосинтезе как воздушном питании растений, об условиях его протекания, аккумулировании энергии в органических (питательных) веществах; использовать полученные знания для дальнейшего развития представлений об обмене веществ растительного организма; формировать умение делать теоретические выводы из конкретных фактов (обобщение об условиях протекания фотосинтеза); развивать навыки символизации изученного материала (отображать в символах условия протекания фотосинтеза; схемах); использовать знания о космической роли растений для формирования нетерпимого отношения к уничтожению и повреждению растений; привлекать школьников к озеленению дома и школы.

Оборудование: комнатные растения, таблицы «Клеточное строение листа», «Внутреннее строение листа», «Устьица», «Внутреннее строение корня, компьютер ,диск с презентацией.

Тип урока: комбинированный (эл-ты мультимедиа).

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.



Структура урока:

  1. Актуализация знаний учащихся.

  2. Особенности строения листа и его значение в жизни растения.

  3. Суть процесса фотосинтеза: место, условия протекания и результаты.

  4. Космическое и эволюционное значение фотосинтеза.

  5. Закрепление изученного материала, итоги урока.





Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На прошлом уроке мы начали изучение темы «Питание и пищеварение», познакомились с одним из способов питания растений. Давайте с вами повторим


Слайд «Вопросы к повторению»:

— Что такое питание?

— Как могут питаться растения?

— Раскройте суть почвенного питания.

— Какова роль корня в почвенном питании?

Слайд «Внутреннее строение корня».


Слайд «Выполни тест подстановки»

«При почвенном питании растения с помощью… (1) поглощают… (2) и… (3), которые по… (4) тканям поступают в листья».

Слайд «Проверка теста подстановки»

Ребята оцените работу своего товарища, поменяйтесь тетрадями.


Слайд «Опыт Ван-Гельмонта»

В процессе рассказа дополняются слайды (3 раза).

Боле трехсот лет назад ученый Ван-Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, Ван-Гельмонт обнаружил, что вес ее увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 г.

Откуда, как вы считаете, растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ? В свое время для ученого это осталось загадкой. Попробуйте ее разгадать вы.

Да, помимо почвенного питания растению свойственно и воздушное питание.


Слайд «Тема урока»

Цель нашего урока рассмотреть такое питание, условия его протекания и роль.


Слайд «Процесс фотосинтеза».






Отвечают фронтально на вопросы.








Выполняют тест:

  1. Корневых волосков;

  2. Воду;

  3. Минеральные вещества;

  4. Проводящим.







Ребята пытаются решить загадку Ван-Гельмонта, предлагая различные версии.

Все версии принимаются.









Предлагается версия, — помимо почвенного питания, воздушное.







Записывают тему урока.



Записывают схему в тетради.



Где же происходит процесс фотосинтеза? (место). Ответить на этот вопрос поможет загадка

Слайд «Что это?» (3 раза)

Когда растет, тогда зеленеет.

Упадет, тогда пожелтеет.

Полежит и весь почернеет. (Лист)


Вы правильно определили основной орган, принимающий участие в воздушном питании, лист. Вспомним его строение и функции подробно.





Слайд «Клеточное строение листа» (2 раза).

Проверка (самопроверка) – 3 раза.





Слайд «Место процесса фотосинтеза» (1 раз).

Заполните схему:

Слайд 5 раз: Орган – Лист

Ткань – Основная

Клетки – Столбчатые

Органоиды клетки –Хлоропласты


В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани, так называемые столбчатые или полисадные. Главная их особенность: они содержат хлоропласты. Вещество, входящее в их состав это пигмент хлорофилл, который не только придает всему растению зеленую окраску, но и играет главную роль в процессе фотосинтеза.


Место выяснили, теперь выясним условия.

Слайд «Условия протекания фотосинтеза» (2 раза).

Ответить на вопрос и заполнить схему поможет схема в учебнике на стр. 63. Откройте учебник, рассмотрите схему.

Используя схему попробуйте составить последовательный рассказ о процессе воздушного питания растений.

(Вариант учителя):

Солнечный свет, несущий энергию через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникают в более глубокие слои зеленого листа, а именно в клетки основной ткани, называемые полисадными или столбчатыми. Сюда же через открытые устьичные клетки из атмосферного воздуха поступает СО2. А из почвы по корневым волоскам – вода. Подается она к листьям от корня за счет корневого давления. В результате образуются органические вещества путем сложных превращений. И энергия солнечного света превращается в энергию химических связей, заключенную в молекулах органических веществ. При этом выделяется кислород.


Так что же является результатом фотосинтеза?


Слайд «Результат фотосинтеза» (1 раз).

Слайды картинок «Где накапливаются в растении органические вещества» (6 раз – в плодах, корневищах, стеблях, листьях).


Итак, какой же процесс мы называем фотосинтезом?


Слайд «Образование органических веществ и выделение кислорода».

Вернемся к задаче Ван-Гельмонта. Какие сейчас у вас будут версии решения ее?


Слайд «Опыт и задача Ван-Гельмонта».

Ребята, как вы считаете, мы исследовали, что, из себя представляет воздушное питание растений?





Разгадывают загадку.













Называют ткани листа:

— покровная;

— механическая;

— проводящая;

— основная.





Заполняют схему и проверяют.

Слайд «Проверка» (6-9 раз).








Свет


Кислород СО2


Н2О









Заполняют в тетради.

Ученики составляют рассказ, записывают условия, необходимые для процесса фотосинтеза.


















Ребята высказывают различные версии.








Дают определение.



Отвечают.






Да.


Тогда вам не трудно будет сделать вывод о космической роли и значении процесса фотосинтеза (слайд 5 раз).

Озоновый слой – защитная оболочка Земли от действия жестких ультрафиолетовых лучей.



Необходим свет – солнечная энергия, которая поступает из космоса, а космосу дает кислород, из которого образуется озоновый слой.


А как понять эволюционное значение процесса? (слайд 2 раза)

Несомненно, речь идет о значении его для хода эволюции (развития всего живого на Земле). Подробно мы этот вопрос будем изучать в старших классах. А сейчас вы должны знать, что побочный продукт фотосинтеза – кислород – заставил все живые организмы приспособиться к новым условиям существования – кислородным.



Составляют схему вместе с учителем:

Анаэробные или бескислородные организмы


Кислород


Аэробные организмы

(слайд – 3 раза)


Закрепление:

Слайд «Свет – рисунок».

1.Пойдет ли процесс фотосинтеза?


  1. Какие клетки задействованы в процессе воздушного питания?

  2. Слайд – 3 раза
    (Остальные 3 раза убрать картинки):

1. Столбчатые клетки.

2. Клетки механической ткани.

3. Проводящие сосуды.

4. Устьичные клетки.

5. Лубяные волокна.

6. Клетки кожицы.


Слайд «Выберите правильные утверждения» (1 раз и далее 6 раз):

1. Только растения могут непосредственно усваивать солнечную энергию.

2. Процесс поглощения корнем из почвы воды минеральных веществ называется воздушным питанием.

3. При фотосинтезе в качестве побочного продукта выделяется углекислый газ.

4. В процессе фотосинтеза образуются органические вещества.

5. Лист – единственный орган цветкового растения, в котором происходит фотосинтез.

6. Устьичные клетки, как и другие клетки кожицы листа, не имеют хлорофилла.


Ребята поменяйтесь тетрадями и проверьте тест.

Слайд «Ключ к ответам» (2 раза):

1 ошибка – 4, 2-3 – 3, меньше 4 – 2.


Слайд «Молодцы!» (2 раза).


Если останется время, предоставить слово ребятам, которые подготовили сообщения об интересных растениях. Если нет, то следующий урок начать с сообщений.



Отвечают нет, так как нет воды.




Проверка 4 раза.
















Ребята выполняют тест.






1 (+), 2 (-), 3 (-), 4 (+), 5 (-), 6 (-).



Выставляют оценки.













Записывают домашнее задание: стр. 62-63 учебника, составить тесты, кроссворды по теме «Питание растений». Сообщения учащихся об интересных растениях, которые накапливают питательные вещества и воду в различных частях и органах растения.



Свежие документы:  Внеклассное мероприятие «День Святого Валентина» с рабочими листами и заданиями в 5 классе

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: