Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат № 7 VIII вида станицы Казанской Краснодарского края
Занимательный урок по биологии
«Правильная осанка
– залог здоровья!»
Цели: сформировать у учащихся бережное и ответственное отношение к своему здоровью и своему организму; продолжить привитие основ здорового образа жизни. Развитие творческих способностей, содействие в создании теплой и дружественной атмосферы в коллективе между родителями и детьми.
Оборудование: ТСО для просмотра фотослайдов, таблицы по анатомии из кабинета биологии или скелет, иллюстрации здоровых, веселых людей, фотографии учащихся, занимающихся различными видами спорта, музыкальные диски с мелодиями, на усмотрение учителя.
Участники мероприятия: учащиеся 5-7 классов, учитель биологии, родители, фельдшер школы , учитель биологии.
План занятия:
Организационный момент. Подготовка к восприятию нового материала
Основное содержание мероприятия.
Бабу –Ежку посмеши, спинку горбом покажи!
Медицинская справка о позвоночнике.
Без осанки и конь- корова.
Кто со спортом тесно дружит, тому — и спинка долго служит.
Школьный портфель: друг или враг?
Прямая спинка – к успеху тропинка.
Подведение итогов: заключительное слово ведущего.
Ход мероприятия:
Организационный момент. Подготовка к восприятию основного материала
Вступительное слово учителя (ведущего): Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы поговорить о здоровье. Каждый благоразумный человек понимает, что самое главное в жизни — это здоровье и стремится быть стройным и красивым и не болеть. К сожалению, подавляющее большинство людей, не умеет и не хочет заботиться о своем здоровье. Часто, потакая своим прихотям, мы забываем о самой главной ценности человеческого бытия.
А многие ли из нас знают, что причина многих недугов кроется в искривленном позвоночнике человека. Задумываемся ли мы над тем, что искривляем свой позвоночник с самого детства, страдая потом всю жизнь?
Основное содержание урока:
1. Бабу –Ежку посмеши, спинку горбом покажи!
Ученик 1. Советы старины мудры и верны –
Все начинается со сгорбленной спины.
Держать осанку, голову поднять!
Чем ниже голова, тем легче потерять.
Ученик 2. Мы, готовясь к занятию, наблюдали за учениками нашей школы и одноклассниками. Наши наблюдения оказались грустными, а результаты плачевные. К сожалению, соблюдали осанку единицы, а многие ребята имели явно выраженную сутулость. Мы предлагаем и вам посмотреть результаты наших наблюдений. Мы запечатлели увиденные нами картинки кадрами фотоаппарата.
(Просмотр фотографий в слайдовом режиме «Бабу –Ежку не смеши, лучше спинку распрями!)
2.Медицинская справка о позвоночнике
Слово фельдшеру школы:
Позвоночник играет особую роль в организме. Он расположен на спинной стороне туловища. В позвоночнике выделяют 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый. Позвоночник образован 33-34 позвонками, короткими костями необычной формы. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря ним образуется полуподвижное соединение. Повреждение дисков или смещение позвонков приводит к серьезным последствиям в организме человека.
Различают три вида искривления позвоночника: лордоз (выпуклость вперед), кифоз (выпуклость назад) и сколиоз – искривление позвоночника вбок, с поворот позвонков вокруг оси. К сожалению, сколиоз не лечится, его можно только сдержать в легкой стадии, поэтому лучше не допускать деформации позвоночника.
Причины искривлений: вредные положения тела и перегрузки, высокий каблук, недоразвитые мышцы, повреждения позвоночника, недостаток в пище белков, кальция, витамина Д.
Рассказ фельдшера сопровождается показом презентации «Позвоночник: причины искривления», а так же демонстрацией позвоночника на скелете.
Сейчас ребята покажут, как правильно сидеть, стоять, нести тяжести и даже падать.
(Ученики рассказывают о технике переноса тяжестей, а другие ребята демонстрируют эти способы на себе).
Ученик: Чаще всего у людей возникают проблемы со спиной после поднятия тяжестей. Это говорит о том, что для этого используются ослабленные мышцы спины, вместо сильных мышц. При поднятии какой-либо тяжести, не делайте резких движений, контролируйте свои движения, не торопитесь, напрягите не только мышцы спины или рук, а полностью все мышцы тела. При поднятии тяжестей расставляйте ноги над предметом. Приседайте пониже и вставайте, прижимая предплечье к животу.
Ученик: При вставании с кровати сначала повернитесь набок. Затем опустите ноги, опираясь на руки.
Ученик: При падении прижимайте руки к бедрам и падайте на бок. Не приземляйтесь ни на ягодицы, ни на спину.
3.Без осанки и конь- корова
Учитель: «Без осанки и конь — корова» — говорится в народной пословице. И действительно, всем известно, что красивая осанка подчеркивает красоту женщин и статность мужчин. Сутулость и нарушенная осанка лишит женщину очарования, даже если на ней самое красивое платье.
Ученик: Эй, ребята! Встаньте смирно
Руки к верху поднимите!
И на цыпочках прыжок
Высоко, под потолок!
Ученик: Ты старайся – не ленись,
Поначалу – разотрись.
Уши трем. Глаза и бровь,
Разгоняем всюду кровь.
Ученик: Чтобы быть здоровым, сильным
Стройным быть и в меру стильным,
Утром надо рано встать,
Вырабатывая стать.
( Дети выполняют физкультминутку)
4.Кто со спортом тесно дружит, тому — и спинка долго служит
Учитель: «Он не умеет ни читать, ни плавать» — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение плавать и читать рассматривается как символ разностороннего человека.
Ребята, а знаете ли вы, что в России живут замечательные люди, стойкие духом и телом. Я хочу рассказать вам о поразительном случае, который произошел с цирковым атлетом – силачом. Валентин Дикуль сломал позвоночник. И врачи сказали, что он не сможет больше ходить. Терпеливое лечение, тренировки и специально придуманные им самим упражнения для скелета вернули его к жизни. Через некоторое время циркач и силач снова вернулся на арену цирка: выполнял упражнения с тяжестями, поднимал 10-15 человек.
5. Школьный портфель: друг или враг?
Учитель: Ребята, о чем речь пойдет дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
Изучали пользу школьного портфеля наши ученики, давайте послушаем, какие наблюдение и выводы они сделали.
Ученик: Мы провели наблюдения за учениками нашей школы и одноклассниками, какие портфели предпочитают ученики. Выяснили, что подавляющее большинство учащихся начальной школы носят учебные принадлежности в ранцах. Это правильно. К сожалению, вес портфеля иногда выходит за пределы нормы.
Ученик: Ученики средней школы предпочитают ходить в школу с сумками спортивного стиля. Девочкам нравятся сумки, висящие на плече, а мальчикам спортивные рюкзаки. У многих учеников 5-7 классов масса портфеля существенно превышает допустимые санитарные нормы. Это связано и с тем, что ребята носят в портфеле много лишних вещей. Следует заметить, что масса школьной сумки обратно пропорционально возрасту ученика. Чем старше ученик, тем легче сумка.
Ученик: учащиеся старшей школы, как правило, ходят в школу с тонким пакетом, в котором лежит одна или несколько тетрадей и ручка. Вес такой клади вполне подходит для ребенка старшей группы детского сада.
Ученики показывают презентацию «История портфеля»
Учитель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Попрошу выйти 3 мамочки и 3 ребенка. Перед вами два стола: на одном продукты, на другом — школьные принадлежности, вперемешку с игрушками. Ваша задача как можно быстрее приготовить бутерброды, собрать портфель и надеть ранец на плечи. Кто быстрее подбежит ко мне и зазвонит в колокольчик, тот победитель.
6. Прямая спинка – к успеху тропинка
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что сутулая спина вызывает чувство покорности человека всему и всем. Напротив, человек с прямой спиной вызывает впечатление уверенного в себе человека. Попробуйте расстроиться или того сложнее – расплакаться, если вы стоите прямо, с гордо поднятой головой, открыто глядя перед собой? Не получится ни за что!
Сейчас к нам придет необычный гость, знаток восточной медицины.
(Ученик в восточной одежде)
Ученик: И я вас уверяю, что если ваша спина прямая, вам не удаться заплакать. С точки зрения восточной медицины, именно по спине, особенно в верхней ее части, проходят основные и самые важные энергетические каналы. Сутулясь, мы перекрываем их, а распрямляясь, мы обеспечиваем свободный доступ энергии космоса.
А сейчас, я предлагаю всем эти каналы открыть. Повернитесь все так, чтобы затылок каждого оказался перед лицом другого. Положите руки на плечи впереди сидящего человека и постарайтесь сделать приятный массаж.
Родители: Дорогие наши дети, сегодня мы приятно удивлены, что вы уже так повзрослели и стали всерьез задумываться о своем здоровье. Мы родители, очень хотим, чтобы все вы были здоровые, крепкие, и сильные! Будьте здоровы!
III. Заключительное слово учителя.
Ученики повторяют хором:
Я повторяю по утрам:
Мой позвоночник гибок, прям!
Когда лежу, стою, хожу — за позвоночником слежу!!!
Родители: Если статен ты и строен – уважения достоин!