Анализ современных исследований в области мыследеятельностной педагогики.
Сегодня достаточно четко выделены три типа содержания образования: первый связан с учебным материалом, второй – с деятельностным содержанием образования, третий тип – с мыследеятельностным содержанием. Эти типы содержания образования не равноправны друг относительно друга, они построены по восходящей линии. Действительно, для того чтобы осуществлять деятельностное содержание, необходимо опираться на предметные знания. Для того чтобы происходило становление сознания, наращивание сложности, самоопределение необходимы два предшествующих уровня – умение мыслить предметно, возможность и опыт осуществления личного действия. Рассматривая предметное образование на современном этапе, спорной и сомнительной становится фундаментальность знаний. Практически через пять лет после обучения – большинство учащихся уже не могут воспроизвести полученные знания. В современном мире возможности получения предметного материала очень высоки, при этом присвоение учащимся на стадии обучения всего комплекса имеющихся знаний практически недостижимо, для этого нет достаточного времени. Это означает, что в школе учащимся необходимо приобрести опыт и умение работать в предметной области, понимание, как формулируется знание, как происходит его наращивание, как оно может быть оформлено и представлено. Это предполагает, что работа должна быть развернута по серьезному разбору базовых оснований, идеализаций, моделей, лежащих в основе тех или иных предметных областей (в этом заключается подход мыследеятельностной педагогики в области работы с предметным материалом) [4]. Когда мы обращаемся к деятельностному содержанию образования, то можно отметить, что сейчас школу захлестнула «деятельностная идеология». И в целом это хорошо. Нормальный вариант деятельностного содержания образования предполагает организацию двойного движения детей – осуществления ими определенной деятельности и ее последующего рефлексивно-мыслительного описания. Овладение детьми исследовательской, проектной и коллективной деятельностью позволяет освоить им приемы коммуникации и способы продуктивного мышления. Таким образом, мыследеятельностная педагогика проблематизирует обе имеющиеся формы содержания образования (предметную и деятельностную) и привлечение в них мыследеятельностных форм работы способствует глубине усвоения содержания образования. Мыследеятельностная педагогика предполагает, что мыследеятельность может быть передана в форме специальных метапредметов, вводимых для учащихся в деятельностной социокультурной ситуации. Эти метапредметы являются основой для складывания у учащегося индивидуального стиля работы со знаниями, знаковыми средствами, осуществления проблематизации и подбора способов освоения предметными знаниями [4]. В рамках мыследеятельностной педагогики разработана уникальная отечественная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося, которая открывает для педагога новые возможности в контакте с ребенком. Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова. Центральным звеном здесь являются метапредметы. Метапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Они, как пишет Ю.В. Громыко в монографии «Мыследеятельностная педагогика», «с одной стороны, обязательно построены в соответствии со схемой предметно дисциплинарной организации (т.е. они сами сконструированы как учебные предметы), с другой стороны, они выступают в рефлексивной функции по отношению к другим предметным и непредметным системам мыследеятельности — процессам мышления, действиям, мыслекоммуникации в конкретной практической области. Это достигается за счет того, что в основу каждого предмета положена определенная организованность мыследеятельности, которая в нем целенаправленно прорабатывается. В качестве подобных «организованностей» были выделены: знание, знак, проблема, задача. С этой точки зрения, осваивая метапредметы, каждый учащийся учится обнаруживать в любых системах мыследеятельности — предметизированных и непредметизированных — данные организованности и работать с ними» [5]. Универсализм метапредметов состоит в обучении школьников общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным, материалом. Отсюда — МЕТАпредметность как принцип, положенный в основу данных учебных предметов нового типа. В форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов — метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача» и др.). Каждый из них имеет свою учебную программу, которая рассчитана на период с 8-го класса по 11-й. Сегодня ведутся также разработки по выстраиванию модели преподавания метапредметов для среднего звена школы. Основная мировоззренческая идея, которая лежит в основе этой новой учебной формы – школа должна в первую очередь учить детей мыслить, причем всех детей, без всякого исключения [4]. Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это – учебный предмет нового типа. В его основе лежит тип интеграции учебного материала, который предполагает, что дети, осуществляя образовательную работу на разном предметном материале, могут усваивать универсальные способы мышления, коммуникации и действия. Важно то, что мыследеятельностный подход в образовании помогает сохранять и развивать в Российском обществе теоретическую форму мышления, которая в силу ряда обстоятельств находится сегодня под угрозой уничтожения. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Разработка надпредметных программ как программ достижения конкретных метапредметных результатов получила развитие во многих школах России. Среди них «Основы проектной деятельности», которые уже несколько лет внедряются в некоторых школах Хабаровского края, «Книга» (обучение эффективному чтению и выбору книг), «Дискуссия», «Грамотный покупатель», «Дом» (как использовать школьные знания в домашних делах), «Первая помощь», «Инструкция» (как научиться читать инструкции, пользоваться ими и самому составлять инструкции), «Как стать успешным», «Культура познания», «Культура мышления», «Самопознание», «Факт», «Исследование» и пр. Такие программы могут быть рассчитаны как на отдельную ступень школьного образования, так и на меньший период времени. В надпредметной программе указываются: ключевые компетентности, для формирования которых она составлена; предметы, на материале которых реализуется программа; виды познавательной и практической деятельности; формы совместной работы по различным учебным предметам (решение комплексных задач, выполнение проектов, защита выполненной работы перед группой специалистов разного профиля). По надпредметным программам можно работать на уроках (и других видах занятий) по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат. Разработка надпредметных программ может стать одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений, поскольку содержание этих программ может и должно учитывать особенности конкретной школы — социальной среды, состава учащихся, потенциала педагогического коллектива. Однако перегруженность современного содержания образования далеко не всегда позволяет включить в учебный план дополнительные предметы, поэтому можно использовать в рамках предметных курсов различные метапредметные темы или включать метапредметные темы в предметную тему урока, можно использовать на уроке отдельные метапредметные задания («Образ», «Идея», «Закономерность», «Задача», «Знак», «Опыт», «Сочинение», «Конструкция», «Счастье», «Любовь», «Здоровье» и т.п.). Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у них целостное представление видения мира и понимания места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно-значимой. Освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения: развивающего обучения; критического мышления; ТРИЗ (АРИЗ); технологических компонентов личностно-ориентированного урока; общеучебных умений и навыков (ремейк-программа Пономаревой и др.). По мнению специалистов М.Е. Бершадского, М.В. Кларина, П.И. Третьякова, А.В. Хуторского общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль. В последние годы в дидактике появилось новое направление: метапроектное обучение [6], источниками которого могут являться: метод проектов; крупноблочная организация учебного процесса; проблемное обучение; исследовательское обучение, задачный (а не заданиевый) подход, межпредметная интеграция, включая ее транс — и кросс-интеграционные варианты. Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности. Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатные графы, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), различные техники графических моделей знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр. В рамках государственного стандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных понятий; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми [4].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.:Эксмо,2010. — 80 с.
2. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. — М.: Просвещение, 2009. — 59 с.
3.Данилюк А.Я., Кондаков А.М.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М.: Просвещение,2009 — 23 с.
4.Зайцева Е.Л., Петрунина И.А., Половкова М.В.Инновационное пространство в системе образования города Москвы. Мыследеятельностная педагогика: принципы построения и опыт работы. — М.:Центр «Школьная книга»,2010.-96 с.
5. https://nii.smdp.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=
48:metapredmetybroshura&catid=8:books&Itemid=26 Громыко Н.В. (статьи и книги)
6. Колесина К.Ю.Развитие ключевых компетентностей учащихся в условиях метапреметной проектной деятельности.- Ростов н/Д: Старые русские, 2007.-176с.