Утверждено протокол заседания педагогического совета
№ 1 от 30.08.14 Председатель ПС
В.А. Щербаков
Рабочая программа элективного курса
по химии 10-11 класс
Учитель химии Стулина В.Т I категория
2014-2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по химии .подготовка к ЕГЭ » составлена на основе программы элективных курсов по химии 10-11. Г.А.Шипарева. М.: Дрофа, 2005.
Элективный курс на научном уровне раскрывает ряд теоретических вопросов школьного курса химии; способствует обобщению материал по общей, неорганической и органической химии.
Элективный курс рассчитан на 34 часа и предусматривает лекционные, семинарские, практические занятия. Курс содержит программу, тематическое планирование, методические рекомендации, список учебной литературы для учителя и обучающихся, дидактические материалы, примеры тестов для промежуточного контроля знаний и умений школьников и домашние задания.
Основной акцент при разработке программы курса делается на решении задач по блокам: «Общая химия», «Неорганическая химия», «Органическая химия».
Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления.
Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения школьниками учебного материала, что позволит в дальнейшем успешно заниматься в высших учебных заведениях по выбранному профилю (химия, биология, физика).
Цели элективного курса:
— развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения;
— развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;
— закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии;
— обучение обучающихся основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач;
— систематическая подготовка школьников старших классов к сдаче единого государственного экзамена по химии;
— подготовка школьников к районным и областным олимпиадам по химии.
Задачи элективного курса:
— научить обучающихся приемам решения задач различных типов;
— закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и органической химии;
— способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;
— продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
— развивать учебно-коммуникативные навыки при подготовке к семинарским занятиям и выполнения коллоквиумов
Содержание курса 10 класс
4.1. Углеводороды
Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомологи и гомологический ряд.
Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений. 9
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М.
Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в органических реакциях.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.
4.2. Кислородсодержащие органические соединения
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.
Органические соединения, содержащие несколько функциональных. Особенности химических свойств.
4.3. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные органические вещества
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические соединения.
4.4. Решение практических задач по теме: «Органическая химия»
Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация органических соединений.
Содержание курса 11 класс
Тема 1. Введение (1 час)
Атом, строение атома
Тема 2. Общая химия (8 часов)
2.1. Химический элемент
Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Понятие о радиоактивности.
2.2. Химическая связь и строение вещества
Ковалентная химическая связь, еѐ разновидности (полярная и неполярная), механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (длина и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.
2.3. Химические реакции
2.3.1. Химическая кинетика
Классификация химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, еѐ зависимость от различных факторов.
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.
2.3.2. Теория электролитической диссоциации
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характеристика основных классов неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации (ТЭД).
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Определение характера среды водных растворов веществ.
2.3.3. Окислительно-восстановительные реакции
Реакции окислительно-восстановительные, их классификация Коррозия металлов и способы защиты от неѐ. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических соединений.
2.4. Решение тренировочных задач по теме: «Теоретические основы химии. Общая химия»
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Написание уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
Органическая химия (17 часов)
Тема занятий
Тема: Углеводороды Теория строения органических соединений. Изомерия | Кол-во часов 1 | Форма занятия Семинар | Образовательный продукт
— знать и понимать:
принадлежность веществ к различным классам органических соединений; — гомологи, изомеры; — строение органических соединений; — химические реакции в органической химии, их механизмы. А 15 | |
2 | Углеводороды – алканы, алкены, циклоалканы, диены | 1 | Лекция | выполнение упражнений и тренировочных заданий В-6 |
3 | Решение задач по теме: «Предельные углеводороды» | 1
| Практикум | определение молекулярной формулы вещества; — расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; — расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ; — расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); — расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; — составление цепочек генетической связи органических соединений; — качественные реакции на некоторые неорганические соединения Отчёт по задачам В_10 |
4 | Решение задач оп теме: «Непредельные углеводороды» | 1 | Практикум | — определение молекулярной формулы вещества; — расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; — расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ; — расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); — расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; — составление цепочек генетической связи органических соединений; — качественные реакции на некоторые неорганические соединения Отчёт по задачам В-10 |
5 | Ароматические углеводороды | 1 | Семинар | — выполнение упражнений и тренировочных заданий Отчёт по задачам В-10 ,В-6 |
6 | Тема Кислородсодержащие органические соединения. Сравнительная характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот
| 1 | Лекция | — выполнение упражнений
|
7 | Решение задач | 1 | Практикум | — определение молекулярной формулы вещества; — расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; — расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ; — расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); — расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; — составление цепочек генетической связи органических соединений; — качественные реакции на некоторые неорганические соединения Отчёт по задачам С-3, B-7 |
8 | Решение задач | 1 | Практикум | — определение молекулярной формулы вещества; — расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; — расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ; — расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); — расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; — составление цепочек генетической связи органических соединений; — качественные реакции на некоторые неорганические соединения Отчёт по задачам С-5, В-7 |
9-10 | Тема: Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества
| 2 | Семинар | выполнение упражнений, осмыслить задание и наиболее трудные вопросы В-8-10 |
11-12 | Решение задач | 2 | Практикум | определение молекулярной формулы вещества; — расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ; — расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); — расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; — составление цепочек генетической связи органических соединений; — качественные реакции на некоторые неорганические соединения Отчёт по задачам С-3,5 |
13 | Решение практических задач по теме: «Органическая химия» Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между органическими веществами. | 1 | Практикум | Задачи на вывод формулы веществ. Выполнение генетических цепочек Отчёт по практическому занятию |
14-15 | Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами. | 2 | Практикум | Выполнение генетических цепочек неорганическими и органическими веществами Отчёт по практическому занятию С-3,5 |
16 | Идентификация органических соединений Решение экспериментальных задач по теме: Кислородосодержащие | 1 | Практикум | Качественные реакций по кислородосодержащим соединениям Отчёт по практическому занятию С-3,5 |
17 | Обобщающие занятия | 1 | Практикум | Итоговый отчёт |
11 класс
Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Образовательный продукт | |||||
1 | Тема 1. Введение(1 час) Атом, строение атома
| 1 | Семинар |
| ||||
2 | Тема 2. Теоретические основы химии. Общая химия (8 часов) Химический элемент и химическая связь | 1 | Лекция | выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль А-1,2 | ||||
3 | Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь» | 1 | Практикум | — выполнение упражнений и тренировочных заданий Отчёт по задачам А-5 | ||||
4 | Химическая кинетика | 1 | Лекция | выявлять и понимать характерные признаки понятий: скорость химической реакции, факторы, влияющие на скорость химической реакции, химическое равновесие, факторы, влияющие на смещение химического равновесия, катализаторы, ингибиторы А-22,23 | ||||
5 | Решение задач по теме: «Химическая кинетика | 1 | Практикум | — выполнение упражнений и тренировочных Отчёт по задачам А-22,23 | ||||
6 | Теория электролитической диссоциации | 1 | Лекция | — выявлять характерные признаки понятий: вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз А-24-25 | ||||
7 | Решение задач по теме: «Теория электролитической диссоциации» | 1 | Практикум | — выполнение упражнений и тренировочных заданий Отчёт по задачам | ||||
8 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | Лекция | — знать и понимать: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз В-2 | ||||
9 | Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции | 1 | Практикум | — выполнение упражнений и тренировочных заданий Отчёт по задачам В-2 | ||||
10 | Тема 3 Неорганическая химия (10 часов) Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений | 1 | Лекция | А-10,В-5
| ||||
11 | Решение задач по теме: «Щелочные и щелочноземельные элементы и их соединения, алюминий и его соединения
| 1 | Практикум | — вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; — расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; — расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ; — расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); — расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; — расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; — расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси; — составление цепочек генетической связи неорганических соединении Отчёт по задачам В-5 | ||||
12 | Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (галогены, подгруппа кислорода, водород | 1 | Лекция | — характеризовать: — р-элементы (галогены, подгруппа кислорода, водород), их положение в Периодической системе Д.И. Менделеева; — общие химические свойства простых веществ – неметаллов: — общие химические свойства основных соединений р-элементов В-5 | ||||
13 | Решение задач по теме: «Галогены» | 1 | Практикум | — вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; — расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; — расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ; — расчеты: теплового эффекта реакции; — расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); — расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; — расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; — расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси — составление цепочек генетической связи неорганических соединений Отчёт по задачам В-5,В-10
| ||||
14 | Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода, водород»
| 1 | Практикум | — вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; — расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; — расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ; — расчеты: теплового эффекта реакции; — расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); — расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; — расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; — расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси; — составление цепочек генетической связи неорганических соединений Отчёт по задачам В-10 | ||||
15 | Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (подгруппа азота, подгруппа углерода | 1 | Лекция | — характеризовать: — р-элементы (подгруппа азота и подгруппа углерода), их положение в Периодической системе Д.И. Менделеева; — общие химические свойства простых веществ – неметаллов: — общие химические свойства основных соединений р-элементов В-5 | ||||
16 | Решение задач по теме: «Подгруппа азота» «Подгруппа углерода» | 1 | Практикум | вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; — расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; — расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ; — расчеты: теплового эффекта реакции; — расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); — расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; — расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; — расчеты: массовой доли (массы) Отчёт по задачам В-10,9 | ||||
17 | Итоговое занятие | 1 | Практикум | Подведение итогов итоговый зачет Отчёт по задачам |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕНИЯ
Знать/Понимать:
Важнейшие химические понятия
— выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
— выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
— принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
— гомологи, изомеры;
— химические реакции в органической химии.
Основные законы и теории химии:
— применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;
— понимать границы применимости указанных химических теорий;
— понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
Важнейшие вещества и материалы
— классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам; 12
— объяснять обусловленность практического применения веществ их составом, строением и свойствами;
характеризовать практическое значение данного вещества;
— объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.
Уметь:
Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
Определять/классифицировать:
— валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;
— вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;
— пространственное строение молекул;
— характер среды водных растворов веществ;
— окислитель и восстановитель;
— принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
— гомологи и изомеры;
— химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам).
Характеризовать:
— s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
— общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
— общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
— строение и химические свойства изученных органических соединений.
Объяснять:
— зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева; 13
— природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);
— зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;
— сущность изученных видов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных) и составлять их уравнения;
— влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.
Решать задачи:
— вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;
— расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;
— расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;
— расчеты: теплового эффекта реакции;
— расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);
— расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
— нахождение молекулярной формулы вещества;
— расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;
— расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси;
— составление цепочек генетической связи химических соединений (неорганическая химия и органическая химия).
Cписок литературы
10 класс Органическая химия профильный уровень И. И. Новошинский Н.С. Новошинская Москва Русское слово 2010
Химия полный справочник для подготовки к ЕГЭ Р.А. Лидин
АСТ. Астрель Москва 2009
Дидактические материалы химия 10-11 Дрофа Москва 1999
11 класс Общая химия в тестах, задачах и упражнениях О.С. Габриелян. И.Г Остроумов А.Г. Введенский 11 класс Дрофа Москва 2003
Переходные элементы и их соединения Пособие старшеклассников и абитуриентов И.И.Навашинский Н.С. Нооршинская 2006
Тематические тесты: базовый и повышенный уровень подготовка к ЕГЭ В.Н. Доронькин. А.Г. Бережная. Т.В. Сажиева Легион Ростов на дону 2012 Химия полный справочник для подготовки к ЕГЭ Р.А. Лидин
АСТ. Астрель Москва 2009
Дидактические материалы химия 10-11 Дрофа Москва 1999
Сборник задач по химии для поступающих вузы авторы Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко Москва « Новая Волна» 2006
Согласовано Согласовано протокол заседание зам. директора МО учителей гуманитарного цикла по УВР от 30.08.13 №1 Кошелева О.В Петросова С.М