1001 идея интересного занятия с детьми
Тихонравова Наталья Константиновна, МКОУ СОШ № 101 с углубленным изучением математики и информатики, учитель химии, Красноярский край, г. Железногорск.
Предмет (направленность): Химия.
Возраст детей: 9 класс
Место проведения: класс или вне класса.
Играть и соревноваться любят и взрослые, и дети. Игровой, соревновательный моменты активизируют внимание, мозговую деятельность, память, так как ребята не зажаты, раскованы, не ограничены рамками урока. Дети, которые предпочитают молчать на уроках, вдруг оказываются сообразительными и находчивыми. Подготовка к этому уроку со стороны ребят была минимальная: капитаны сформировали две команды, придумали название и девиз, написали два плаката, несколько ребят составили кроссворд по теме «Металлы» (два лучших из них включены в КВН). Также было необходимо приготовить домашнее задание: 1-ой команде сделать сообщение о роли металлов в повседневной жизни, 2-ой рассказать о содержании металлов в организме человека и их значении для здоровья. В жюри я приглашаю, по возможности, трёх десятиклассников.
Цель урока: 1. Расширение и углубление знаний учащихся о металлах, их роли в человеческом организме и в нашей повседневной жизни.
2. Развитие смекалки, находчивости, умения работать в коллективе и использовать знания, полученные ранее при изучении химии и других предметов.
На доске плакаты со словами Н.Д. Зелинского: «Я уверен, что не один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выбрал эту науку в качестве своей специальности» и стихотворением: «О физика – наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук, пусть станет математика очами. Не разлучайте эти трех сестер – познание всего в подлунном мире. Тогда лишь будет ум и глаз остер и знание человеческое шире!»
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД: название, девиз.
Первый этап. Домашнее задание 1 команды (от трёх до пяти баллов). Значение металлов в жизни человека.
Жизнь без металлов.
Проживи хоть день без них!
Вот однажды ты проснулся,
Металлический будильник, вдруг тебя не разбудил,
И вприпрыжку, собираясь, чтоб к работе хоть успеть,
Ты бежишь на остановку, но железного трамвая не дождёшься ты теперь.
И давай бежать скорее, чтоб от начальства не влетело.
Вот ты входишь в предприятие: где же лифт?
И давай опять бежать до шестого этажа.
Вот вбегаешь в кабинет- на столе уж документов куча,
Как успеть всё подписать?
Где же, где же моя ручка с медным корпусом своим?
Вдруг к тому же вспоминаешь,
Что сегодня представляешь план развитья предприятья,
Ты бежишь в зал заседанья, там давно уж собрались,
И начальник твой сердитый, косо смотрит на тебя.
Вот ты хочешь всем представить презентацию свою,
Но компьютера тут нет.
Начинаешь ты на пальцах, как пещерный человек,
Объяснять свои идеи.
Вот закончилось мученье, наступает час обеда,
Что же видишь на столе ты?
Ложки нет и вилки нет,
Что ж такое, в самом деле?
Больше так я не могу!
Так давайте, мы, ребята, повнимательнее будем к столь обыденным вещам!
Ведь металл нам не игрушка, без него мы никуда!
Домашнее задание 2 команды. Металлы в организме человека.
Экспериментально установлено, что в организме человека металлы составляют около 3% (по массе). Это очень много. Если принять массу человека за 70 кг, то на долю металлов приходится 2,1 кг. По отдельным металлам масса распределяется следующим образом: кальций (1700 г), калий (250 г), натрий (70 г), магний (42 г), железо (5 г), цинк (3 г). Остальное приходится на микроэлементы.
Кальций. Большое содержание кальция в организме человека объясняется тем, что он в значительном количестве содержится в костях в виде гидроксофосфат кальция – Ca10(PO4)6(OH)2 и его суточное потребление составляет для взрослого человека 800-1200мг. Он необходим для процессов кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияет на состояние нервной системы, оказывает противовоспалительное действие
Железо. В теле здорового человека постоянно присутствует 4-5г железа. Примерно 70% этого количества требуется для насыщения гемоглобина, запакованного в эритроцитах, 5-10% железа приходится на миоглобин, который участвует в передаче кислорода и углекислого газа в мышцах, 20-25% находятся в резерве, преимущественно в печени.
Железо улучшает состояние кожи, ногтей, волос: железо вносит свой вклад в процессы регенерации, устраняет ломкость ногтей, продольные и поперечные бороздки, улучшает структуру и пигментацию волос. Наиболее значимые источники железа — говяжья печень и говядина, бобовые, гречка, ржаной хлеб. Из общего количество железа, содержащегося в мясе, усваивается 20%, в рыбе — 10%, а в растительных продуктах — не более 2-6%. В молоке и твороге железа практически нет.
Натрий и калий. Жизненно необходимые элементы натрий и калий функционируют в паре. Натрий поддерживает у человека нормальную возбудимость мышечных клеток и кислотно-щелочной баланс в организме, принимает участие в регуляции сердечной деятельности (успокаивает), удерживает воду в организме. Калий регулирует белковый и углеводный обмен. Он необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, способствует выделению избыточного натрия, избавляя организм от лишней воды и устраняя отеки.
Магний. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме. Магний, возможно, является самым важным для организма элементом. Он участвует в более чем 350-ти различных биохимических реакциях, каждая из которых необходима для правильного функционирования организма.
Среди основных металлов, магний более важен, чем кальций, калий или натрий, т.к. от него зависит работа остальных. Когда мы получаем слишком мало кислорода, воды или пищи, мы знаем, что последствия этого могут быть весьма серьезны. Но последствий дефицита магния мы все еще не осознаем.
Миллионы людей каждый день страдают от различных болезней и состояний, которые можно излечить или значительно облегчить, если восстановить в организме достаточный уровень магния. Вот некоторые из этих болезней и состояний: бессонница, хроническая усталость, ощущение напряженности в теле, головные боли, проблемы с сердцем, быстрая утомляемость, преждевременное старение, нервозность (депрессии), повышенное кровяное давление, мышечное напряжение (судороги или спазмы).
Второй этап. Разминка (один балл за правильный ответ).
Вопросы к первой команде.
1. На некоторых языках этот металл называется «Небесный камень». (Железо).
2. Какой металл может болеть чумой? (Олово).
3. Недостаток какого металла приводит к малокровию? (Железо).
4. Горение какого металла раньше использовали при фотографии? (Магний).
5. Металл, название которого начинается и заканчивается на букву «о». (Олово).
6. Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (Серебро).
7. Какой металл раньше называли серебро из глины? (Алюминий).
8. Каким металлом можно зажечь воду? (Калий, натрий).
9. Металл бога Марса. (Железо).
10. Какой металл занимает первое место по распространению в природе? (Алюминий).
Вопросы ко второй команде.
1. «Ассорти» из разных металлов. (Сплав).
2. Металл, который легко режется ножом. (Натрий, калий).
3. Этот металл идет на изготовление солдатиков. (Олово).
4. Металл богини Венеры. (Медь).
5. Название металлов первой группы главной подгруппы? (Щелочные).
6. От латинского названия этого металла происходит слово «пломба». (Свинец).
7. Металл, находящийся при обычных условиях в жидком агрегатном состоянии (Ртуть).
8.Д.И. Менделееву подарили весы, одна чаша которых была из золота, а вторая — …. (Алюминий).
9. Какой благородный металл одно время топили в море? (Платина).
10. Самый пластичный металл. (Золото).
Третий этап. Узнай металл по описанию (От одного до трех баллов).
Задания первой команде.
1.Этот металл серебристо-белого цвета, без него не было бы цивилизации и жизни животного мира на нашей планете. По распространению в природе он занимает четвертое место среди всех элементов и второе среди металлов. Он придает красный цвет крови. Обладает магнитными свойствами.
2.Этот металл хорошо проводит электрический ток, его сплавы занимают 3 место по производству (после железа и алюминия). При температуре он образует оксид черного цвета, а все его соли голубого цвета. Сплав этого металла с оловом дал название целому веку.
Задания второй команде.
1.Раньше этот металл ценился на вес золота. Предметом зависти были украшения и сервизы из этого металла. Оксид и гидроксид этого металла амфотерны. На своей поверхности он образует оксидную пленку, по электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его сплавы удивительно легки и устойчивы к коррозии.
2.Это щелочноземельный металл. Его соединения широко используются при строительстве. Одним из его соединений распознают углекислый газ. Он образует гашеную и негашеную известь. Его соединением пишут на доске. Содержится в костях человека и животных.
Четвёртый этап. Перевертыши. Прослушав текст перевертыша, найдите правильное звучание фразы (два балла за правильный ответ).
Задания первой команде.
1.Разговор – ртуть, крик – платина. (Слово – серебро, молчание — золото).
2.Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо).
3.Пролежал холод, сушь, и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы).
Задания второй команде.
1.Не та грязь, что тусклая. (Не то золото, что блестит).
2.Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за металл).
3.В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том).
Пятый этап. Кроссворд (за каждое правильное слово один балл).
Кроссворд № 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
| 6 | Л | О | М |
|
|
|
|
|
| 1 |
|
| К |
| 3 |
|
|
|
|
| М |
|
| 5 |
|
|
|
| Ж |
|
| А | 3 | С | Е | Р | Е | Б | Р | О |
|
| Н |
|
|
|
| Е |
|
| Л |
| В |
|
|
|
|
| Н |
|
| А |
|
| 1 | А | Л | Ю | М | И | Н | И | Й |
|
| 5 | З | О | Л | О | Т | О |
|
|
| Е |
|
| Й |
| Н |
|
|
|
|
| С |
|
| Р |
|
|
|
| З |
|
| 4 | М | Е | Д | Ь |
|
| 7 | О | С | М | И | Й |
2 | Б | Р | О | Н | З | А |
| Ц |
|
|
|
|
| В |
|
| Й |
|
По горизонтали:
«Крылатый» металл.
Сплав меди с оловом.
Металл, латинское название которого напоминает название государства.
Металл красноватого цвета.
Металл, вызывающий «лихорадку».
Добавляют при выплавке чугуна.
Сплав этого металла с Ir и Ru используется для шариков перьев авторучек.
По вертикали:
Этого металла много в гречневой крупе.
Металл, необходимый растениям в значительных количествах.
Металл, который стал причиной гибели жителей Рима.
Ученый, первым предложивший извлекать металлы из руд действием растворов химических реагентов.
5. Металл, входящий в состав поваренной соли.
Кроссворд № 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| З |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
| О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
| Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | О | Л | О | В | О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Л |
|
|
| Т |
|
|
|
|
|
|
|
| 2 | Р | Т | У | Т | Ь |
|
|
| О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р |
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 | П | Л | А | Т | И | Н | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М |
|
| 4 | Л | А | Т | У | Н | Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
| 5 | М | Е | Д | Ь |
|
|
|
|
|
|
|
| Х |
|
|
|
|
| И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 | Р | Ж | А | В | Ч | И | Н | А |
|
|
|
|
7 | Ж | Е | Л | Е | З | О |
|
|
|
|
| И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М | 8 | К | А | Л | И | Й |
|
|
|
|
|
По горизонтали:
Металл, ставший причиной гибели экспедиции Р. Скотта.
Металл, являющийся обязательным компонентом амальгамы.
Металл, который называли «лягушечье золото», «гнилое золото».
Сплав меди с цинком.
Металл, который первобытные люди начали добывать и обрабатывать первым.
Это называют «рыжим дьяволом».
Металл, который содержится в яблоках.
Щелочной металл.
По вертикали:
Самый тугоплавкий металл.
Латинское название этого металла переводится как «утренняя заря».
Самый твердый металл.
Н.Чернышевский назвал его «металлом социализма».
Пока ребята разгадывают кроссворд, я провожу Конкурс болельщиков. Балл, полученный за правильный ответ, болельщик может отдать любой команде.
1.Назовите самый активный металл (франций).
2.Какой металл входит в состав мела, известняка, мрамора? (кальций).
3.Какой металл при горении даёт два оксида? (железо).
4.Назовите металл желтого цвета (золото).
5.На какой пластинке: железной или серебряной появится красный налёт при помещении их в медный купорос? (железной).
6.Как называется металл одноименный с кухонным аппаратом, который может заменить самовар? (титан).
7. Какие металлы названы в честь стран? (рутений, полоний, германий, франций, галлий, скандий).
8.Заменив последнюю букву в радиоактивном металла, получите название горной системы в России (уран-Урал).
9. Какие металлы названы в честь учёных? (кюрий, эйнштейний, фермий, менделевий, нобелий, лоуренсий и др.).
10.Недостаток какого металла приводит к малокровию? (железо).
11.Почему английский король Генрих VIII получил прозвище «Медный нос»? (подделывал монеты, покрывая медь слоем серебра. Через некоторое время выступающая часть (нос) становилась медной).
Шестой этап. Экспериментальный тур. Конкурс капитанов (три балла за правильно выполненное задание) Даны растворы без подписи.
Первое задание. Дано:FеCI2и FеCI3. Распознать одним реактивом (NаОН).
FеCI2 + 2NaOH = Fе(OH)2 + 2NaCI (выпадает белый осадок, переходящий в зеленый)
FеCI3 + 3NaOH = Fе(OH)3 + 3NaCI (выпадает бурый осадок)
Второе задание. Дано:BаCI2 и АICI3. Распознать одним реактивом (NаОН).
BаCI2 + NaOH = реакция не идет
АICI3 + 3NaOH = АI(OH)3 + 3NaCI (выпадает белый студенистый осадок)
Седьмой этап. Жюри подводит итоги. Призы вручаются самому результативному игроку и болельщику. Команда-победительница награждается сладким пирогом.
9