Физические и химические свойства спиртов .
Урок открытия новых знаний и построения системы знаний Класс 10
Цели урока:
— доказать, что химические свойства спиртов будут в первую очередь связаны с наличием в их молекуле функциональной гидроксильной группы;
— изучить свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов в сравнении между собой;
— развивать умения учащихся работать с химическим оборудованием и веществами;
— формировать умения делать умозаключения, выводы, предсказывать возможный характер протекания тех или иных химических реакций, устанавливать логическую взаимосвязь «строение – свойства вещества».
— расширение понятий о типах химических реакций: этерификации, дегидратации, одновременно протекающей реакции дегидрирования и дегидратации.
Задачи:
*обеспечить взаимодействие школы и семьи в процессе образовательной деятельности.
*обеспечить использование системы приемов организации образовательной деятельности обучающихся с разными источниками информации
*содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных связей;
*продолжить формирование научного мировоззрения;
*обеспечить нравственно-этическое воспитание (антиалкогольное воспитание);
*содействовать физическому воспитанию, через напоминание об осанке учащихся во время работы, соблюдения ТБ, проведение физкультминутки.
Содержание учебного материала: прогнозирование реакционной способности спиртов, химические свойства спиртов: кислотно-основные свойства Окисление спиртов (в кислой и нейтральной среде), реакции отщепления (элиминирования): дегидратация ( правило Зайцева).Реакция дегидрирования и дегидратации ( реакция С.В.Лебедева). Реакция этерификации.
Методы: словесный, работа с учебником и справочником, наглядный, практический, частично-поисковый, проблемный.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование : интерактивная доска
Химическое оборудование: штативы с пробирками, стеклянные палочки.
Реактивы: гидроксид натрия, сульфат меди (II), спирты: глицерин, этанол, вода.
Дидактическое сопровождение урока:
ЦОР – одноатомные спирты — строение, химические свойства. Тест. Проектор. Набор реактивов и лабораторного оборудования для демонстрационных и лабораторных опытов. Таблица — спирты – строение молекулы. Опорные конспект, тестовые задания, дополнительная информация – раздаточный материал для учащихся.
Краткое содержание урока:
I этап: Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
II этап: Целеполагание. Мотивация к деятельности.
III этап: Актуализация знаний.
IV этап: Изучение нового материала.
V этап: Обобщение и закрепление пройденного материала.
VI этап: Домашнее задание.
VII этап: Рефлексия
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие у учеников учебников, тетрадей, дневников ( визуально). Снятие эмоциональной нагрузки.
Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
Решите задачу: Вычислите молекулярную формулу органического вещества,
в молекуле которого массовая доля углерода составляет52,2%, массовая доля кислорода – 34,8%. Относительная плотность паров данного вещества равна 23. Постройте структурную формулу вещества.
Решение задачи у доски показывает ученик:
А). М СхНуОz = 23х2 = 46г/моль. Б). W (H) = 100%- (52,2+ 34,8) = 13%/
В). Х:У:Z = 52,2/12 : 13/1 : 34,8/16 = 4,35 : 13 : 2,175 = (НОК 2,175) = 2 : 6 : 1
Простейшая формула вещества С2Н6О М (С2Н6О) = 12х2 + 6х1 + 16 = 46г/моль
Истинная формула вещества — С2Н6О
Полная стуктурная формула Н-С — С- О – Н название вещества — этанол
| |
Н Н
Ребята, какую тему будем изучать на уроке?
Таким образом, тема сегодняшнего урока – изучение свойств этанола в сравнении с глицерином. Возникает проблема: а какие свойства проявляют спирты?
Изучение нового материала ( проходит в форме научно-исследовательской работы)
Прогнозирование химических свойств этанола по строению молекулы
б- б+
Н— С – С — О – Н а).. за счет протона водорода проявляют
| | слабые кислотные свойства, реагируют с
Н Н щелочными, щелочно-земельными металлами.
б). За счет ОН – группы проявляется основные свойства и спирты реагируют с галогеноводородами, карбоновыми кислотами, концентрированной серной кислотой, друг с другом, этанол окисляется оксидом меди (II) в альдегид, а глицерин в комплексную соль, все спирты горят в кислороде воздуха. Спирты проявляют кислотно-основные свойства.
Вывод: Этанол и глицерин проявляют слабые кислотно-основные свойства.
Создание рабочей гипотезы: Если спирты при проведении эксперимента будут реагировать с щелочными металлами, галогеноводородами, серной кислотой, оксидом меди (II), Сu(OH)2, карбоновыми кислотами и друг с другом, то подтвердится вывод о слабых кислотно-основных свойствах спиртов.
Для проверки рабочей гипотезы мы будем работать группами и проводить лабораторные опыты с этанолом, глицерином и сравнивать полученные результаты.
3.Техника безопасности при выполнении эксперимент
Лабораторная работа «Физические свойства спиртов»
Задание. В 2 пробирки налейте по 2 мл этанола и глицерина. В каждую пробирку добавьте по 2 мл дистиллированной воды. Что вы наблюдаете? Какую занономерность вы можете установить? Сделайте вывод.
Вывод: с увеличением относительной молекулярной массы изменяется агрегатное состояние спиртов, ухудшается их растворимость. Этанол хорошо растворяется в воде.
5.Взаимодействие спиртов с металлическим натрием.
Инструкция. В 2 пробирки налейте по 2 мл этанола и глицерина. В каждую пробирку добавьте кусочки металлического натрия. Какие свойства проявляют спирты? Слделайте вывод.
СН3-СН2ОН + Na === CН3-СН2ONa + H2
2CH2(OH)- CH(OH)-CH2(OH) + 6 Na == 2CH2(ONa)- CH(ONa)-CH2(ONa) + 3H2
Вывод: Спирты проявляют слабые кислотные свойства за счет водорода гидроксильной группы. Выделяется газообразный водород.
6.Лабораторная работа «Взаимодействие спиртов с нерастворимыми основаниями»
Задание: В 2 пробирки налейте по 2 мл этанола и глицерина. В каждую пробирку добавьте по 1 мл голубого осадка гидроксида меди (II) . Встряхиваем содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
СН3-СН2ОН + Сu(OH)2 === реакция не идет
2CH2-OH CH2-O H-O-CH2
| | Cu |
2 CH-OH + Си(ОН)2 =CH-O — H O-CH + 2H2O
| | |
CH2OH CH2—OH HO—CH2
Вывод: Голубой осадок Си(ОН)2 растворяется, образуется ярко – синий раствор глицерата меди(II). Эта реакция является качественной реакцией для многоатомных спиртов, в том числе и для глицерина. Глицерин за счет увеличения гидроксильных групп проявляет более сильные кислотные свойства, поэтому реагирует с нерастворимыми основаниями. Этанол не реагирует с Си(ОН)2.
7.
8. Окисление этанола оксидом меди (II).
В 2 пробирки наливаем по 2 мл этанола и глицерина. Медную проволоку накаливаем в пламени спиртовки до образования черного налета на поверхности медной проволоки и опускаем проволоку в растворы спиртов. В пробирке с этанолом черный налет растворяется и проволока снова становится краснокоричневым. В пробирке с глицерином не происходит изменений. Сделайте вывод.
t
2Си + О2 == 2 СиО
СН3-СН2-ОН + CuO = СН3-СНО + Cu + H2O
CH2(OH)- CH(OH)-CH2(OH) + CuO == реакция не идет
Вывод: Реакция с оксидом меди (II) происходит с этанолом, так как черный порошок оксидом меди (II) превращается в краснокоричневый медь, а этанол превращается в альдегид этаналь.Эта реакция является качественной реакцией на одноатомные первичные спирты. Глицерин не реагирует с СиО. Результаты лабораторных опытов подтвердили правильность рабочей гипотезы.
Обобщение и закрепление темы.
Какими свойствами обладают спирты?
Почему проявляются эти свойства?
Как они изменяются у спиртов?
Какими свойствами одноатомные спирты отличаются от многоатомных спиртов?
У каких кислот более сильно выражены кислотные свойства?
Выполните задания часть В из материала ЕГЭ.
Для этилового спирта характерны:
А). хорошая растворимость в воде
Б).наличие Пи-связи в молекуле.
В). пагубное действие на организм человека.
Г). Окисление оксидом меди (II).
Д). реакция гидрирования.
Е). реакция полимеризации
Ответ:
|
|
7.Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции:
Исходные вещества Продукты реакции
СН3-СН2ОН + Na === А. СН3-СНО + Cu + H2O
Н2SO4, t
СН3-СН2ОН ===== Б. СН3CI + Н2О
СН3-СН2-ОН + CuO === В. CН3-СН2ONa + H2
СН3ОН + НCI === Г. СН2 = СН2 + Н2О
Ответ:
2 | 3 | 4 | |
|
|
|
|
Общий вывод : 1.Спирты проявляют слабые кислотные свойства, но с увеличением числа ОН- групп кислотные свойства усиливются. Глицерин проявляет более сильные кислотные свойства. 2. Одноатомные спирты более химически активные вещества. Их активность обусловлена в первую очередь наличием гидроксильной группы ОН. Для спиртов характерны кислотно-основные свойства. Реакции окисления ( в различных условиях). Реакции дегидратации. Одновременного дегидрирования и дегидратации. 3. Одноатомные и многоатомные спирты растворяются в воде и горят в кислороде воздуха выделением теплоты. .
Домашнее задание.
По изученному материалу напишите уравнения реакции для метанола с уксусной кислотой (СН3СООН) и образование простого эфира метанола с этанолом.
Дополнительное задание: подготовьте сообщение о водородных связях в растворах спиртов.
Рефлексия. 1. 2.
Ответы на вопросы: если вы поняли тему, то поднимите смайлик №1, если вам было трудно, то поднимите смайлик №2.
Что Вас сегодня удивило на уроке?
Что Вы открыли на уроке
Чему Вы научились сегодня?
Чем Вам это может помочь? В какой части урока Вы работал лучше всего? Что Вам на уроке показалось трудным?
Самостоятельная оценка итогов урока, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Используемая литература:
1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2006 г.
2. Настольная книга учителя. Химия 10 класс О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. — М.: Дрофа; 2009. — 480 с.
5. Химия 10 класс – профильный уровень О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М.: Олма; 2010.
6.. ЦОР. Интернет- ресурсы.