Урок химии в 8 классе. Закрепление знаний по теме «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смеси.»
Цели урока: закрепить понятия “чистое вещество” и “смесь веществ”, раскрыть значение смесей в природе и жизни человека, экспериментально познакомить учащихся со способами разделения смесей.
Задачи:
1. Образовательная
Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений, учащихся по данной теме
1.Знать смысл понятия чистого вещества и смеси;
2. Знать способы разделения смеси.
2. Развивающая
Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью
Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность
3. Воспитательная
Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.
Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности.
Ожидаемый результат: Каждый ученик должен четко представлять понятие «чистое вещество», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.
Требования согласно программе:
Ученик должен:
Иметь представление о классификации смесей, об их значении в природе и жизни человека.
Знать определение понятия “смесь” и “чистое вещество”.
Уметь приводить примеры смесей, определять способы их разделения теоретически и проделывать их практически.
Уметь работать с химическим оборудованием, соблюдая при этом правила техники безопасности.
Тип урока: комплексное применение знаний
Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.
Методы проведения:
Рассказ с элементами беседы.
Самостоятельная работа учащихся.
Практическая работа учащихся в парах.
Средства обучения:
Химия 8 – учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна – М., Дрофа, 2007 г.
Презентация в MS Power Point. Схемы: “Примеры смесей”, “Способы разделения смесей”.
Оборудование:
химические стаканы, штатив с пробирками, колба для воды, емкость для слива, магнит, воронка, фильтровальная бумага, спиртовка, держатель, фарфоровая чашка
Реактивы:
вода, песок, порошок железа, , опилки, соль (сахар),
Основные этапы:
|
мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока; |
|
осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий; |
|
самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя; |
|
обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; |
|
подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие.
Подготовка аудитории к работе.
Наличие учащихся.
Мотивация учебной деятельности.
(Сообщение темы, цели занятия, использование полученных знаний в дальнейшей деятельности, видеоролик)
Осмысление содержания.
( работа по карточкам, работа с презентацией, игра с учителем: приложения 1,2, видеоролик)
Практическая работа №2 « Исследование смеси веществ. Разделение смеси на составляющие».
Цель: Научиться использовать различные способы разделения смеси.
Улучшить навыки работы с микролабораторией.
Оборудование. Ученическая микролаборатория. Смесь веществ.
Ход работы.
Проверти смесь на содержание металлических опилок действием магнита. Что вы наблюдаете. Результат запишите в таблицу.
Растворите смесь в воде. Если в смеси содержатся древесные опилки, как они себя поведут и почему? Отделите их от смеси. Если в смеси содержался речной песок, что происходит с ним. Каким способом можно отделить песок от смеси. Результат оформите в таблицу.
Проверти смесь на содержание растворимых веществ. Отфильтруйте раствор и выпарите его. Что вы наблюдаете. Результат запишите в таблицу.
Что я наблюдаю | Выводы | |
|
|
|
Вывод: Сделайте вывод о том, что входило в состав вашей смеси. Какими способами вы пользовались для того, чтобы разделить вашу смесь на составляющие.
4. Закрепление знаний, полученных на уроке
Беседа по вопросам:
Всегда ли людям нужны особо чистые вещества? Где такие вещества просто необходимы?
Какую из предложенных пар веществ можно разделить выпариванием, а какую фильтрованием:
Глина и вода
Сода питьевая и вода
Железные опилки и сера
Бензин и вода
Битое стекло и сахар
Предлагаю вам вспомнить отрывок из сказки Василиса Прекрасная: вечером Баба Яга говорит Василисе: “… возьми мак да очисти его от земли по зернышку”. Нет ли в сказке проблемы, с которой мы сталкивались сегодня на уроке? Если она существует, постарайтесь ее сформулировать и предложить пути ее решения.
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…»
(Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»)
5. Подведение итогов урока.( Рефлексия.
Какое настроение у вас после урока – что получилось, что было сложным, почему не получились задания, как можно делать лучше, каковы наши успехи… и т.д.
На доске презентация со смайликами, отражающими настроение урока и ученика (любовь, познания, радость, скука, агрессия.) Вложите в тетрадь те смайлики, которые соответствуют вашему настроению.
6. Задание на дом: §23, 24, упр. 3-6 стр. 92.
Приложение 1.
Вариант1:
1.Что является чистым веществом в отличии от смеси?
1) Чугун
2)пищевая сода
3)воздух
4)морская вода
2. Что относится к неоднородным смесям?
1)смесь азота и кислорода
2)мутная речная вода
3)снежный наст
4)кисель
3. Что относится к однородным смесям?
1)речной ил
2)кровь
3)раствор поваренной соли
4)молоко
4. Что является твёрдой смесью?
1)раствор глюкозы
2)сталь
3)раствор спирта
4)раствор сульфата калия
5. Жидкая смесь-это смесь, в которой:
1)газообразные частицы распределены в жидкости
2)газообразные частицы распределены в газе
3)жидкость раздроблена в другой жидкости
4)твёрдые частицы распределены в жидкости
Вариант2:
1. Что является чистым веществом в отличии от смеси?
1)воздух
2)нержавеющая сталь
3) «царская водка»
4)сахароза
2. Что относится к однородным смесям?
1)смог
2)раствор спирта
3)молоко
4)воздух
3. Твёрдая смесь- это смесь, в которой:
1)газообразные частицы распределены в жидкости
2)газообразные частицы распределены в газе
3)одна жидкость раздроблена в другой , не растворяющей её жидкости
4)твёрдые частицы распределены в твёрдом веществе
4. Что является неоднородной смесью?
1)раствор йода в спирте
2)раствор сульфата меди (II)
3)раствор щёлочи
4)молоко
5. Как называется способ очистки однородной смеси?
1)фильтрование
2)охлаждение
3)выпаривание
4)отстаивание
Приложение2.
Игра «Верю -не верю»
Веришь ли ты, что смеси могут быть однородными и не однородными? (да)
Веришь ли ты, что в однородной смеси состав вещества постоянный ? (да)
Веришь ли ты, что раствор сахара в воде является неоднородной смесью? (нет)
Веришь ли ты, что смесь древесных опилок и песка можно разделить магнитом? (нет)
Веришь ли ты, что смесь глины и воды можно разделить способом отстаивания ? (да)