Конспект урока для 8 класса «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смеси»

Урок химии в 8 классе. Закрепление знаний по теме «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смеси.»

Цели урока: закрепить понятия “чистое вещество” и “смесь веществ”, раскрыть значение смесей в природе и жизни человека, экспериментально познакомить учащихся со способами разделения смесей.

Задачи:

1. Образовательная
Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений, учащихся по данной теме
1.Знать смысл понятия чистого вещества и смеси;
2. Знать способы разделения смеси.

2. Развивающая
Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью
Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность

3. Воспитательная
Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.
Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности.

Ожидаемый результат: Каждый ученик должен четко представлять понятие «чистое вещество», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

Требования согласно программе:

Ученик должен:

  • Иметь представление о классификации смесей, об их значении в природе и жизни человека.

  • Знать определение понятия “смесь” и “чистое вещество”.

  • Уметь приводить примеры смесей, определять способы их разделения теоретически и проделывать их практически.

  • Уметь работать с химическим оборудованием, соблюдая при этом правила техники безопасности.

Тип урока: комплексное применение знаний

Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.

Методы проведения:

  • Рассказ с элементами беседы.

  • Самостоятельная работа учащихся.

  • Практическая работа учащихся в парах.

Средства обучения:


Химия 8 – учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна – М., Дрофа, 2007 г.
Презентация в MS Power Point. Схемы: “Примеры смесей”, “Способы разделения смесей”.

Оборудование:

химические стаканы, штатив с пробирками, колба для воды, емкость для слива, магнит, воронка, фильтровальная бумага, спиртовка, держатель, фарфоровая чашка

Реактивы:

вода, песок, порошок железа, , опилки, соль (сахар),

Основные этапы:

проверка домашнего задания;

 

мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока;

 

осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;

 

самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя;

 

обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;

 

подведение итогов урока и постановка домашнего задания.



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

    • Приветствие.

    • Подготовка аудитории к работе.

    • Наличие учащихся.

  1. Мотивация учебной деятельности.

(Сообщение темы, цели занятия, использование полученных знаний в дальнейшей деятельности, видеоролик)

  1. Осмысление содержания.

( работа по карточкам, работа с презентацией, игра с учителем: приложения 1,2, видеоролик)



  1. Практическая работа №2 « Исследование смеси веществ. Разделение смеси на составляющие».

Цель: Научиться использовать различные способы разделения смеси.

Улучшить навыки работы с микролабораторией.

Оборудование. Ученическая микролаборатория. Смесь веществ.

Ход работы.

  1. Проверти смесь на содержание металлических опилок действием магнита. Что вы наблюдаете. Результат запишите в таблицу.

  2. Растворите смесь в воде. Если в смеси содержатся древесные опилки, как они себя поведут и почему? Отделите их от смеси. Если в смеси содержался речной песок, что происходит с ним. Каким способом можно отделить песок от смеси. Результат оформите в таблицу.

  3. Проверти смесь на содержание растворимых веществ. Отфильтруйте раствор и выпарите его. Что вы наблюдаете. Результат запишите в таблицу.

    Что я делаю

    Что я наблюдаю

    Выводы








  4. Вывод: Сделайте вывод о том, что входило в состав вашей смеси. Какими способами вы пользовались для того, чтобы разделить вашу смесь на составляющие.

4. Закрепление знаний, полученных на уроке

Беседа по вопросам:

  1. Всегда ли людям нужны особо чистые вещества? Где такие вещества просто необходимы?

  2. Какую из предложенных пар веществ можно разделить выпариванием, а какую фильтрованием:

    • Глина и вода

    • Сода питьевая и вода

    • Железные опилки и сера

    • Бензин и вода

    • Битое стекло и сахар

  1. Предлагаю вам вспомнить отрывок из сказки Василиса Прекрасная: вечером Баба Яга говорит Василисе: “… возьми мак да очисти его от земли по зернышку”. Нет ли в сказке проблемы, с которой мы сталкивались сегодня на уроке? Если она существует, постарайтесь ее сформулировать и предложить пути ее решения.

  2. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…»

(Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»)

5. Подведение итогов урока.( Рефлексия.

Какое настроение у вас после урока – что получилось, что было сложным, почему не получились задания, как можно делать лучше, каковы наши успехи… и т.д.

На доске презентация со смайликами, отражающими настроение урока и ученика (любовь, познания, радость, скука, агрессия.) Вложите в тетрадь те смайлики, которые соответствуют вашему настроению.

6. Задание на дом: §23, 24, упр. 3-6 стр. 92.



Приложение 1.

Вариант1:

1.Что является чистым веществом в отличии от смеси?

1) Чугун

2)пищевая сода

3)воздух

4)морская вода

2. Что относится к неоднородным смесям?

1)смесь азота и кислорода

2)мутная речная вода

3)снежный наст

4)кисель

3. Что относится к однородным смесям?

1)речной ил

2)кровь

3)раствор поваренной соли

4)молоко

4. Что является твёрдой смесью?

1)раствор глюкозы

2)сталь

3)раствор спирта

4)раствор сульфата калия

5. Жидкая смесь-это смесь, в которой:

1)газообразные частицы распределены в жидкости

2)газообразные частицы распределены в газе

3)жидкость раздроблена в другой жидкости

4)твёрдые частицы распределены в жидкости

Вариант2:

1. Что является чистым веществом в отличии от смеси?

1)воздух

2)нержавеющая сталь

3) «царская водка»

4)сахароза

2. Что относится к однородным смесям?

1)смог

2)раствор спирта

3)молоко

4)воздух

3. Твёрдая смесь- это смесь, в которой:

1)газообразные частицы распределены в жидкости

2)газообразные частицы распределены в газе

3)одна жидкость раздроблена в другой , не растворяющей её жидкости

4)твёрдые частицы распределены в твёрдом веществе

4. Что является неоднородной смесью?

1)раствор йода в спирте

2)раствор сульфата меди (II)

3)раствор щёлочи

4)молоко

5. Как называется способ очистки однородной смеси?

1)фильтрование

2)охлаждение

3)выпаривание

4)отстаивание



Приложение2.

Игра «Верю -не верю»

    1. Веришь ли ты, что смеси могут быть однородными и не однородными? (да)

    2. Веришь ли ты, что в однородной смеси состав вещества постоянный ? (да)

    3. Веришь ли ты, что раствор сахара в воде является неоднородной смесью? (нет)

    4. Веришь ли ты, что смесь древесных опилок и песка можно разделить магнитом? (нет)

    5. Веришь ли ты, что смесь глины и воды можно разделить способом отстаивания ? (да)

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Насыщенные одноатомные спирты: состав, строение, свойства, получение" 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: