Конспект урока для 8 класса «Валентность. Определение валентности элементов по формулам их соединений»

Урок химии в 8 –м классе по теме:

«Валентность. Определение валентности элементов по формулам их соединений»


Цели урока.

Дидактические:

— опираясь на знания учащихся, повторить понятия «химическая формула»;

— способствовать формированию у учащихся понятия «валентность» и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ;


Развивающие:

— продолжить формирование умений формулировать определения;

— разъяснять смысл изученных понятий и объяснять последовательность действий при определении валентности по формуле вещества;

— способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;

— развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.


Воспитательные:

— воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;

— ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.


Планируемые результаты обучения:


1. Учащиеся должны уметь формулировать определение «валентность», знать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях, определять по ней валентность атомов других элементов бинарных соединениях,

2. Уметь разъяснять смысл понятия « валентность» и последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.



Основные понятия: валентность, постоянная и переменная валентность.


Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная работа.


Оборудование: модели молекул хлороводорода, воды, аммиака, метана.


Оборудование для учащихся: на каждом столе «Алгоритм определения валентности».


Ход урока.

1. Проверка знаний.

1.Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме «Химическая формула».

Задание: Что здесь написано? (Демонстрация учителем формул, отпечатанных на отдельных листах)


2. Индивидуальная работа по карточкам 4 учащихся. (Выполняют решение на доске). Проверка учителем.


Карточка №1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ:

А) CH4

Б) K2 O

В) NaCl

Г) NO


Карточка №2. Вычислите массовые доли элементов в процентах по формулам:

А) Cu O

Б) K2 S


Карточка №3. Что означают записи:

А) 3H

Б) Pb O —

В) 2ZnO

Г)5 H2 SO4

Карточка №4.

Данные вещества: сульфид цинка ZnS, иод I2, медь

Cu , аммиак NH3 , углекислый газ CO2 , соляная кислота HCl, водород H2 , сера S, окись меди CuО . Выпишите из этого списка формулы простых веществ и сложных.


3. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

Смешали 9 г порошка алюминия с 20 г серы и смесь нагрели. Произошла химическая реакция, в результате которой образовался сульфид алюминия Al2 S3. Полностью ли взятые вещества вступили в реакцию? Ответ подтвердите расчетом, учитывая постоянство состава веществ.

Сколько граммов алюминия потребуется для полного соединения его с 8 г серы?

Проверка: один учащийся устно читает решение.


II. Изучение нового материала.

Свежие документы:  Контрольная работа по Химии "Соединения химических элементов" 8 класс


1. Объяснение учителя. Постановка проблемы.


Понятие о валентности.

— До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведенными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. На чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.


Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl, H2 O, NH3 , CH4.


Беседа с учащимися:

— Что общего в составе молекул?

Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода.

— Чем они отличаются друг от друга?

Предполагаемый ответ:

HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода,

H2 O – один атом кислорода удерживает два атома водорода,

NH3 – один атом азота удерживает три атома водорода,

CH4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.

Демонстрация шаростержневых моделей.

Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?

(Выслушиваем варианты ответов учащихся).


Вывод: У атомов разная способность удерживать определенное количество других атомов в соединениях, это и называется валентностью. Слово « валентность» происходит от латинского- сила.


Запись в тетради:

Валентность – это свойство атомов удерживать определенное число атомов другого химического элемента.

Валентность обозначается римскими цифрами.

Запись на доске и в тетрадях:


I II

H Сl

I II

H2 O

I III

H3 N

I IV

H4 C


Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода –II

Если валентность обозначить черточкой (число черточек указывает на валентность атомов в соединении), то мы получим структурную формулу соединения:

H – Cl , H- O – H


Структурная формула дает наглядное представление о валентности каждого элемента и отражает порядок связи атомов в молекуле вещества.

2.Эволюция понятия « валентность» (сообщение учащегося).

— В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом).


В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И. Я. Берцелиус). Стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определенной величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определенное число других атомов и была названа Э.Фанклендом в 1853г. « валентность».


Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Сказки шагают по планете"

Периодический закон Д.И. Менделеева в 1869г вскрыл зависимость валентности элемента от его положения в периодической системе.

3. Определение валентности атомов элементов в соединениях.


Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента.


Алгоритм определения валентности.


Алгоритм определения валентности

Пример

1.Запишите формулу вещества.

H2 S, Cu 2 O

2.Обозначьте известную валентность элемента.

I

H2 S

II

Cu2 O

3. Найдите число единиц валентности атомов известного элемента, умножив валентность элемента на количество его атомов.

2

I

H2 S

2

II

Cu2O

4. Поделите число единиц валентности атомов на

количество атомов другого элемента. Полученный

ответ и является искомой валентностью.

2

I II

H2 S

2

I II

Сu2 O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента.

I II

H2 S

(2=2)

I II

Cu2 O

(2=2)



4. Упражнение: определить валентность элементов в веществах (ученики по одному выходят к доске). Задание в раздаточном материале.

SiH4 , CrO3 , H2 S , CO2 , CO, SO3 , SO2 , Fe2O3 , FeO, HCl , HBr ,

Cl2 O5 , Cl2O7, PH3 , K2 O, Al2 O3 ,P2 O5 , NO2 , N2 O5 , Cr2 O3, SiO2 ,

B2O3 , Si H4 , Mn2 O7 , MnO , CuO , N2 O3.



3. Закрепление знаний.


Первичная проверка усвоения знаний.

В течение трех минут необходимо выполнить одно из трех заданий по выбору. Выберите только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.


На («3»). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3 , Au2 O3 , Si H4 , СuO.

На («4») . Из приведенного ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2 O3, CrO3, CuO,

K2 O, CaH2.

На («5») . найдите закономерность в последовательности формул: N2 O, NO, N2 O3 и проставьте валентности над каждым элементом.


Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.


4. Итог урока.


Беседа с учащимися:

— Какую проблему поставили в начале урока?

— К какому выводу мы пришли?

— Дать определение « валентности».

— Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?

— Как определить валентность атома в соединении?

Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.


Домашнее задание: Параграф 11, 12 (стр. 33-34)

Упражнения 1-4 (стр. 37).



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: