9 класс.
Урок по теме: «Изучение свойств соляной кислоты»
Метод обучения: проблемный.
Организационные формы: технология «Чтение и письмо для развития критического мышления», стратегия ЗХУ, практическая работа, самостоятельная работа.
Демонстрационное оборудование: таблицы, пробирки, соляная кислота, стеклянная палочка.
Оборудование на столах учащихся:
штатив с реактивами Fe, Cu, CuO, Fe(OH)3, CaCO3 ,AgNO3 , лакмус, HCl;
инструкция «Взаимодействие соляной кислоты с простыми и сложными веществами»;
карта – прогноз, план характеристика кислот;
текст.
Цели урока:
опытным путем изучить химические свойства соляной кислоты, как представителя галогеноводородных кислот;
учиться правилам работы, соблюдая технику безопасности;
способствовать развитию исследовательских навыков;
продолжать формирование умений работать в темпе, экономя время урока.
Ход урока.
В 17 веке в русских аптеках среди лекарств обязательно было и вещество по имени «дух из солей» (по латыни «спиритус салис»), или «кислый спирт», оно поражало своими свойствами даже самых опытных и видавших виды аптекарей: «кислый спирт» дымил на воздухе, обжигал небо и язык, разъедал металлы и ткани. Это не что иное, как хлороводородная или соляная кислота HCl.
Подумайте, почему мы будем сегодня говорить об этом веществе?
Подумайте, почему это вещество так называлось и почему оно обладало такими свойствами?
Какие вещества относятся к классу кислот? Какими свойствами обладает этот класс неорганических соединений?
Сегодня мы попробуем исследовать строение молекулы, докажем принадлежность этого вещества к классу кислот, экспериментально доказать химические свойства соляной кислоты, качественно определить эту кислоту.
Стадия вызова.
Заполняют первую графу «Знаю» на доске и в тетрадях.
Изучают текст.
Заполняют графу «Узнал» в тетрадях.
Стадия осмысления.
Обсуждают в парах результаты заполнения таблицы.
Заполняется таблица со слов учащихся.
Стадия рефлексии.
Экспериментально доказывают химические свойства соляной кислоты.
Знакомятся с инструкцией, повторяют ТБ
Оформляют вторую графу, записывают уравнения в молекулярном, ионном виде.
Вывод о химических свойствах обсуждается коллективно.
Почему аптекари называли соляную кислоту «дух солей», «кислый спирт», научно обоснуйте выражения «разъедал металлы и ткани, обжигал язык.
Составляют в парах кластер . Ключевое слово «Соленая кислота». Обсуждается кластер.
Заполняется графа «Хочу знать»
Заполняется карточка – прогноз.
Подводится итог. У тех, кто выполнил задания правильно, должны получить «Юный химик»
Домашнее задание. Записи в тетрадях. По учебнику 18, 19.
Инструкция.
Взаимодействие соляной кислоты с металлами и сложными веществами.
Правила безопасности. Соблюдайте правила безопасности при работе с раствором соляной кислоты. При попадании реактива на руку немедленно сообщите учителю. Опыты проводи только над столом.
Ход работы.
Изучи реактивы, стоящие в штативе слева направо:
Fe, Cu, CuO, Fe(OH)3, CaCO3 ,AgNO3 , лакмус, HCl
По окончании проведения опыта ставь пробирки на прежнее место!
Добавь в пробирку соляной кислотой 1-2 капли лакмуса. Объясни наблюдаемое.
Опыт №1. Взаимодействие железа и меди с раствором соляной кислоты.
В пробирки с железом и медью добавь 1 мл соляной кислоты.
Объясни наблюдаемое, запиши возможное уравнение реакции.
Опыт №2. Взаимодействие оксида меди соляной кислотой.
В пробирку с оксидом меди (2) добавь 1 мл соляной кислоты.
Объясни наблюдаемое, запиши уравнение реакции в молекулярном виде.
Опыт №3. Взаимодействие гидроксида железа (3) с соляной кислотой.
В пробирку с гидрокидом железа (3) добавь 1мл соляной кислоты.
Объясни наблюдаемое, запиши уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Опыт №4. Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой.
В пробирку с карбонатом кальция добавь 1 мл соляной кислоты.
Объясни наблюдаемое, запиши уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Опыт №5. Взаимодействие нитрата серебра с соляной кислотой.
В пробирку с соленой кислотой добавь нитрата серебра.
Объясни наблюдаемое. запиши уравнение в молекулярном и ионном виде.
Опыт №6. В пробирки с полученными веществами (1,3, 4, 5 пробирки) добавь соляной кислоты.
Объясни наблюдаемое. Сделай общий вывод.
При окончании работы наведи порядок на рабочем месте!
Не забудь вымыть руки!
План
характеристики кислот.
1.Состав и строение молекулы:
молекулярная и структурная формула;
тип связи, распределение электронной плотности
степень окисления всех элементов, входящих в состав молекулы;
тип кристаллической решетки, укажите исходя из этого, физические свойства.
Принадлежность данного вещества к классу соединений:
основность(н), уравнение диссоциации, название солей;
по содержанию кислорода;
растворимость;
стабильная или не стабильная;
сильная или слабая (степень диссоциации)
Карточка – прогноз.
Отметь правильное высказывание.
Прочитай слова, полученные из отмеченных букв.
Ваше соединение:
а) оксид,
б) соль ,
ю) кислота.
2. Связь в соединении:
н) ковалентная полярная,
б) ковалентная неполярная,
в) ионная,
г) металлическая.
3.Хлор в вашем соединении имеет степень окисления:
к) +1,
ы) — 1,
е) + 7.
4. Ваше соединение реагирует:
а) с водой,
й) с основаниями,
р) с неметаллами,
х) с металлами,
и) основными оксидами,
м) с солями.
.
5. Соли вашей кислоты называются:
р) нитраты,
с) сульфаты,
и) хлориды.
6 . Качественным ионом на определение Cl являются ионы:
е) Ba
к) Ag
л) Fe