Конспект урока для 9 класса «Изучение свойств соляной кислоты»

9 класс.

Урок по теме: «Изучение свойств соляной кислоты»

Метод обучения: проблемный.

Организационные формы: технология «Чтение и письмо для развития критического мышления», стратегия ЗХУ, практическая работа, самостоятельная работа.

Демонстрационное оборудование: таблицы, пробирки, соляная кислота, стеклянная палочка.

Оборудование на столах учащихся:

  • штатив с реактивами Fe, Cu, CuO, Fe(OH)3, CaCO3 ,AgNO3 , лакмус, HCl;

  • инструкция «Взаимодействие соляной кислоты с простыми и сложными веществами»;

  • карта – прогноз, план характеристика кислот;

  • текст.


Цели урока:

  • опытным путем изучить химические свойства соляной кислоты, как представителя галогеноводородных кислот;

  • учиться правилам работы, соблюдая технику безопасности;

  • способствовать развитию исследовательских навыков;

  • продолжать формирование умений работать в темпе, экономя время урока.


Ход урока.

В 17 веке в русских аптеках среди лекарств обязательно было и вещество по имени «дух из солей» (по латыни «спиритус салис»), или «кислый спирт», оно поражало своими свойствами даже самых опытных и видавших виды аптекарей: «кислый спирт» дымил на воздухе, обжигал небо и язык, разъедал металлы и ткани. Это не что иное, как хлороводородная или соляная кислота HCl.

  • Подумайте, почему мы будем сегодня говорить об этом веществе?

  • Подумайте, почему это вещество так называлось и почему оно обладало такими свойствами?

  • Какие вещества относятся к классу кислот? Какими свойствами обладает этот класс неорганических соединений?

  • Сегодня мы попробуем исследовать строение молекулы, докажем принадлежность этого вещества к классу кислот, экспериментально доказать химические свойства соляной кислоты, качественно определить эту кислоту.





Стадия вызова.


  1. Заполняют первую графу «Знаю» на доске и в тетрадях.

  2. Изучают текст.

  3. Заполняют графу «Узнал» в тетрадях.


Стадия осмысления.

  1. Обсуждают в парах результаты заполнения таблицы.

  2. Заполняется таблица со слов учащихся.


Стадия рефлексии.

Экспериментально доказывают химические свойства соляной кислоты.

  1. Знакомятся с инструкцией, повторяют ТБ

  2. Оформляют вторую графу, записывают уравнения в молекулярном, ионном виде.

  3. Вывод о химических свойствах обсуждается коллективно.

  • Почему аптекари называли соляную кислоту «дух солей», «кислый спирт», научно обоснуйте выражения «разъедал металлы и ткани, обжигал язык.

  1. Составляют в парах кластер . Ключевое слово «Соленая кислота». Обсуждается кластер.

  2. Заполняется графа «Хочу знать»

  3. Заполняется карточка – прогноз.

  4. Подводится итог. У тех, кто выполнил задания правильно, должны получить «Юный химик»


  1. Домашнее задание. Записи в тетрадях. По учебнику 18, 19.











Инструкция.

Взаимодействие соляной кислоты с металлами и сложными веществами.

Правила безопасности. Соблюдайте правила безопасности при работе с раствором соляной кислоты. При попадании реактива на руку немедленно сообщите учителю. Опыты проводи только над столом.

Ход работы.

Изучи реактивы, стоящие в штативе слева направо:

Fe, Cu, CuO, Fe(OH)3, CaCO3 ,AgNO3 , лакмус, HCl

По окончании проведения опыта ставь пробирки на прежнее место!

Добавь в пробирку соляной кислотой 1-2 капли лакмуса. Объясни наблюдаемое.


Опыт №1. Взаимодействие железа и меди с раствором соляной кислоты.

В пробирки с железом и медью добавь 1 мл соляной кислоты.

Объясни наблюдаемое, запиши возможное уравнение реакции.


Опыт №2. Взаимодействие оксида меди соляной кислотой.

В пробирку с оксидом меди (2) добавь 1 мл соляной кислоты.

Объясни наблюдаемое, запиши уравнение реакции в молекулярном виде.


Опыт №3. Взаимодействие гидроксида железа (3) с соляной кислотой.

В пробирку с гидрокидом железа (3) добавь 1мл соляной кислоты.

Объясни наблюдаемое, запиши уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.


Опыт №4. Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой.

В пробирку с карбонатом кальция добавь 1 мл соляной кислоты.

Объясни наблюдаемое, запиши уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.


Опыт №5. Взаимодействие нитрата серебра с соляной кислотой.

В пробирку с соленой кислотой добавь нитрата серебра.

Объясни наблюдаемое. запиши уравнение в молекулярном и ионном виде.


Опыт №6. В пробирки с полученными веществами (1,3, 4, 5 пробирки) добавь соляной кислоты.

Объясни наблюдаемое. Сделай общий вывод.


При окончании работы наведи порядок на рабочем месте!

Не забудь вымыть руки!




План

характеристики кислот.

1.Состав и строение молекулы:

      • молекулярная и структурная формула;

      • тип связи, распределение электронной плотности

      • степень окисления всех элементов, входящих в состав молекулы;

      • тип кристаллической решетки, укажите исходя из этого, физические свойства.


    1. Принадлежность данного вещества к классу соединений:

  • основность(н), уравнение диссоциации, название солей;

  • по содержанию кислорода;

  • растворимость;

  • стабильная или не стабильная;

  • сильная или слабая (степень диссоциации)

























Карточка – прогноз.


Отметь правильное высказывание.

Прочитай слова, полученные из отмеченных букв.


  1. Ваше соединение:

а) оксид,

б) соль ,

ю) кислота.


2. Связь в соединении:

н) ковалентная полярная,

б) ковалентная неполярная,

в) ионная,

г) металлическая.


3.Хлор в вашем соединении имеет степень окисления:

к) +1,

ы) — 1,

е) + 7.


4. Ваше соединение реагирует:

а) с водой,

й) с основаниями,

р) с неметаллами,

х) с металлами,

и) основными оксидами,

м) с солями.

.

5. Соли вашей кислоты называются:

р) нитраты,

с) сульфаты,

и) хлориды.


6 . Качественным ионом на определение Cl являются ионы:

е) Ba

к) Ag

л) Fe


Свежие документы:  Медиаурок по теме "Основные классы кислородсодержащих органических веществ" 10 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: