Название образовательного учреждения: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №1»
Тальменского района Алтайского края
Предмет: химия
Тема: «Определение валентности элементов по формулам их соединений»
Класс: 7
Технология: личностно ориентированное обучение
Номинация: современные образовательные технологии
Автор работы: Зарубин Евгений Павлович
Образовательные результаты:
Личностные:
— формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории обучения через составление плана работы на уроке;
— формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку посредством работы в парах и группах;
— освоение правил поведения в группах, осознание своей функции с помощью групповой работы;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками через парную и групповую работу;
— усвоение правил безопасного поведения во время проведения лабораторных опытов.
Метапредметные:
— формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения и развитие мотива своей познавательной деятельности через целеполагание на уроке;
— формирование умений спланировать пути достижения поставленной цели с помощью планирования действий на занятии;
— формирование умений оценить правильность выполнения предложенного задания на этапе актуализации знаний и обобщения знаний;
— способствовать овладению основами взаимоконтроля на этапе актуализации знаний и обобщения знаний;
— формирование умений организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками посредством фронтальной и групповой работы, умений аргументировать и отстаивать своё мнение;
— формирование умений вести диалог.
Предметные:
— формирование первоначальных систематизированных представлений о химических элементах, лабораторном оборудовании, структуре периодической системе, валентности.
Методы обучения: индивидуальная работа учащихся, организация самостоятельной работы школьников в группе, работа в парах, фронтальная работа учителя с классом.
Средства обучения: ведение проблемного диалога, взаимооценивание письменных ответов, раздаточный материал, задание учителя, опыт учебной работы, опыт взаимодействия с другими.
УМК:
Гара Н.Н. Программы образовательных учреждений. Химия 8-11 классы. — М.: Просвещение, 2008.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
Автор: Зарубин Евгений Павлович, учитель химии МКОУ «Тальменская средняя общеобразовательная школа №1».
Схема урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развиваемые учебные действия | ||
предметные | универсальные | |||
1. Организационный момент | Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку и создаёт благоприятный микроклимат в классе. | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. |
| Личностные: — самоорганизация; Коммуникативные: — умение слушать. |
2. Целеполагание, планирование деятельности и мотивация | 1. Учитель выводит на слайд №1 необычно расположенные записи и изображения знаков химических элементов, лабораторного оборудования, периодической системы и химических формул с валентностями элементов. — Ребята, что вы видите на этом слайде? Предлагаю навести порядок в этих изображениях, для этого назовите их в том порядке, в котором вы их изучали. Тем самым, вы определите, какие вопросы нам предстоит повторить – это и будет целью урока. Учитель ответы ребят фиксирует на доске в виде пунктов: 1. Химические элементы; 2. Лабораторное оборудование; 3. ПС;
2. Постановка проблемы. — Ребята, вы видите также химические формулы с валентностями. Но можете ли вы на данный момент определить валентность у каждого элемента?
3. Определение темы урока. — Ребята, предположите, какова тема урока, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке? Далее учитель выводит на слайд №2 название темы урока «Определение валентности элементов по формулам их соединений» и просит учащихся записать её в тетрадь. В это время на доске записывает следующий пункт: 4. Валентность.
4. Планирование деятельности на уроке. Учитель обращает внимание учащихся на слайд №3, где по порядку записано: 1. Химические элементы (указано несколько знаков элементов); 2. Лабораторное оборудование (изображение пробирок, химических стаканов, спиртовки); З. Структура периодической системы (изображение ПС); 4. Определение валентности элементов (записаны формулы с валентностями элементов). — Ребята, мы всё расставили по порядку и что в итоге определили ? — Верно, это и будет план нашей деятельности на уроке. Обращает внимание также на пункты 1-4, записанные на доске.
5. Мотивация. — Ребята, прежде чем приступить к реализации намеченного плана я хочу рассказать вам притчу «О том, как Солнце и Ветер поспорили кто сильнее». Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее. Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву плащ с путника». Ветер начал изо всех сил дуть на проходящего человека, но тот только сильнее стал закутываться в плащ, не собираясь его снимать. Наконец, обессиленный Ветер прекратил эту затею. Тогда Солнце выглянуло из-за тучи, ласково улыбнулось путнику. Человек, согретый лучами солнца, опустил ворот плаща, расстегнул его, а потом и вовсе снял и понёс в руках. И Солнце ответило Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы. (На слайд №4 выводится изображение солнца и ветра).
-Ребята, также и в учёбе. Если я буду заставлять вас заучивать новое, наверное, ничего не выйдет. Вы будете только сильнее закрываться от потока новой информации. На сегодняшнем уроке я предлагаю вам только дружелюбное сотрудничество.
|
Отвечают, что видят знаки химических элементов, лабораторное оборудование, периодическую систему, химические формулы с валентностями.
Отвечают, что знают валентность некоторых элементов, но определить её у каждого элемента не могут.
Могут предположить, что тема – «Определение валентности элементов».
Записывают тему урока в тетрадь.
Предполагают, что определили план деятельности на уроке.
Слушают притчу и осознают, что учение и успех зависит от благоприятного микроклимата на уроке. | Умение записывать и называть различные знаки химических элементов, объяснять назначение лабораторного оборудования, объяснять структуру периодической системы.
| Личностные: — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; — умение задаться вопросом, какое значение будет иметь для меня учение согласно предложенному плану действий?
Регулятивные: — саморегуляция, как способность к волевому усилию к преодолению препятствий; — умение составлять план и последовательности действий.
Познавательные: — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; — доказательство своей точки зрения; — осознанное построение речевого высказывания в устной форме; — умение выбрать наиболее эффективный способ достижения цели; — умение строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: — умение слушать и вступать в диалог; — участие в коллективном обсуждении проблем; — умение точно выражать свои мысли; — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3. Актуализация знаний | 1. Учитель обращает внимание ребят на план работы, записанный на доске. Далее демонстрирует классу карточки с написанными на них знаками химических элементов, а ребята вслух называют эти элементы.
2. Учитель предлагает одному ученику по желанию выйти к доске и записать знаки химических элементов, которые будут диктовать ему одноклассники по цепочке. | Ребята повторяют знаки химических элементов, называя их вслух.
Один ученик записывает знаки элементов на доске, остальные ребята, таким образом, повторяют их запись и произношение. |
| Личностные: — адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
Регулятивные: — умение увидеть ошибку и исправить её самостоятельно или с помощью; — умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность.
Познавательные: — умение осознанно построить речевое высказывание;
Коммуникативные: — умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнёра; — умение слушать и вступать в диалог; — умение точно выражать свои мысли. |
4. Обобщение и систематизация знаний | 1. Химические элементы. Учитель предлагает ребятам выполнить упражнение «Установи соответствие», раздав листы с заданием на парты (или со слайда №5):
Вариант I. 1. H а). углерод 2. Na б). алюминий 3. Al в). водород 4. S г). сера 5. C д). натрий
Вариант II. 1. O а). азот 2. K б). калий 3. Fe в). фосфор 4. P г). железо 5. N д). кислород
Затем учитель просит учащихся произвести взаимопроверку своих работ по ключу ответов и поставить друг другу оценку. На доску выводится ключ ответов и критерии оценивания (слайд №6).
Вариант I. 1в, 2д, 3б, 4г, 5а
Вариант II. 1д, 2б, 3г, 4в, 5а
Критерии оценивания: нет ошибок – оценка «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»; более 3 ошибок – «2». Учитель обращает внимание ребят на план работы и переходит к следующему этапу.
2. Лабораторное оборудование. Учитель организует работу в группах, для этого: комплектует группы по месту учащихся, напоминает правила групповой работы.
Первой группе выдаёт лоток с различным лабораторным оборудованием и определяет задание — дать название и назначение этого оборудования. Второй группе выдаёт лоток с пробирками, склянкой с водой и сливной кружкой. Задание – налить по правилам жидкость в пробирку. Третьей группе выдаёт лоток с пробирками, склянкой с водой, сливной кружкой, спиртовкой, спичками, держателем пробирок. Задание – налить жидкость в пробирку и вскипятить её.
Затем учитель предлагает от каждой группы представить результат выполненного задания у демонстрационного стола. При наличии ошибок организует коррекцию, используя опыт учащихся.
— Молодцы, ребята! И с этим этапом работы вы успешно справились. Переходим к следующему.
3. Структура периодической системы. Учитель просит ребят проговорить в парах, что такое период и группа.
Далее учитель обращает внимание ребят на таблицу «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» и организует повторение понятий: малый период, большой период, чётные и нечётные ряды, главная подгруппа, побочная подгруппа.
Затем учитель предлагает выполнить упражнение по вариантам, слайд №7. Вариант I. Выпишите все элементы IV периода чётного ряда.
Вариант II. Выпишите все элементы I группы главной подгруппы.
Далее учитель организует самопроверку работ по ключу ответов, слайд №8. Вариант I. K, Ca, Sc, Ti, V, Cr, Mn, Fe, Co, Ni
Вариант II. H, Li, Na, K, Rb, Cs, Fr
После этого учитель акцентирует внимание учащихся на следующий этап работы на уроке.
| Выполняют упражнение индивидуально.
Обмениваются своими работами и производят взаимопроверку по ключу ответов и выставляют оценки друг другу в тетради.
Работая в группах, вспоминают лабораторное оборудование, его назначение и правила работы с оборудованием.
Представляют свои результаты у демонстрационного стола.
Работая в парах, вспоминают понятия: период, группа.
Отвечают, что такое малый период, большой период, чётные и нечётные ряды, главная подгруппа, побочная подгруппа.
Выполняют упражнение индивидуально.
Производят самопроверку по ключу ответов и выставляют оценки в свою тетрадь.
| Умение соотнести знак химического элемента с его названием. Умение работать с лабораторным оборудованием. Умение называть, записывать химические элементы по периодам и группам периодической системы. | Личностные: — адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; — умение установить связь между результатом учебной деятельности и тем, ради чего она осуществлялась.
Регулятивные: — умение увидеть ошибку и исправить её самостоятельно или с помощью; — умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность.
Познавательные: — умение самостоятельно осознанно выполнить задание; — умение провести лабораторный опыт.
Коммуникативные: — умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнёра; — умение слушать и вступать в диалог; — умение сотрудничать в группе со сверстниками; — умение договариваться и приходить к общему мнению; — умение точно выражать свои мысли.
|
5. Изучение нового материала | Учитель организует повторение вопросов: валентность, как записать значение валентности, для каких элементов она постоянная.
Далее учитель объясняет, как определить валентность каждого элемента в соединении NH3 1. Отметить валентность известного элемента: I NH3 2. Найти общее число единиц известного элемента: I NH3 I ∙ 3 =3 3. Общее число единиц делят на количество атомов другого элемента и узнают его валентность: III I N H3 I ∙ 3 =3 3 : 1 = III
Далее учитель объясняет, как определить валентность каждого элемента в соединениях: P2O5, CaCl2, HBr
После этого рассказывает, как определить валентность каждого элемента в более сложных веществах: H2CO3, Na2SO4
Затем приглашает к доске желающих учащихся определить валентность каждого элемента в соединениях, которые были указаны на слайде №1 в начале урока. PH3, H2SO4, Fe2O3 | Отвечают на поставленные вопросы.
Записывают в тетрадь алгоритм определения валентности элементов по формулам их соединений.
Определяют валентность каждого элемента в предложенных соединениях.
| Умение определять валентность элементов по формулам их соединений. | Личностные: — умение освоить содержание.
Регулятивные: — умение сосредоточиться на выполнении задания.
Познавательные: — умение осознанно построить речевое высказывание; — умение извлечь из предложенного материала важную информацию; — умение самостоятельно использовать правила для определения валентности элементов.
Коммуникативные: — умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнёра; — умение слушать и вступать в диалог; — умение точно выражать свои мысли. |
6. Контроль и оценка | Учитель предлагает по вариантам задание по определению валентностей элементов по формулам их соединений, слайд №9
Вариант I. H2S, SO3, H2SiO3
Вариант II. CO2, HCl, K2SO4
После этого сообщается, что данное задание будет проверено учителем. | Индивидуально выполняют предложенное задание. | Умение определять валентность элементов по формулам их соединений. | Личностные: — адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. — умение установить связь между результатом учебной деятельности и тем, ради чего она осуществлялась;
Регулятивные: — умение увидеть ошибку и исправить её самостоятельно или с помощью; — умение сосредоточиться на выполнении задания.
Познавательные: — умение самостоятельно и осознанно выполнить задание;
Коммуникативные: — умение задать вопросы, необходимые для выполнения задания; — умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания. |
7. Рефлексия | Учитель обращает внимание ребят на план урока и организует рефлексию: — Мы осуществили все этапы намеченного плана работы? — Ребята, мы начинали наш урок с притчи «О том, как Солнце и Ветер поспорили кто сильнее». У вас на партах лежат жёлтые бумажные солнышки, синие облачка и чёрные тучки. Если вам сегодня на уроке удалось вспомнить главные вопросы химии, и вы смогли продвинуться в своих знаниях, то поднимите вверх солнышко. Если же остались моменты непонимания, то поднимите синее облако. Если на уроке было непонятно всё, то поднимите чёрную тучу.
На слайд № 10 выводится изображение улыбающихся детей и светящего солнышка. Надпись на слайде: В каждом ребёнке солнце. Только дайте ему светить!
— Не забудьте сдать тетради и по итогам всех письменных работ вы получите оценку в журнал.
| Учащиеся говорят о том, что они достигли цель урока.
Поднимают вверх бумажное солнышко, облако или тучку.
Передают тетради с последних парт на первые и сдают учителю.
|
| Личностные: — умение самому себе задать вопрос: «А зачем мне было нужно заниматься этим на уроке?»
Регулятивные: — умение осознать учеником, насколько он хорошо обобщил знания, или чем ещё предстоит овладеть, чтобы достичь успеха.
Познавательные: — умение провести рефлексию деятельности на уроке.
Коммуникативные: — умение участвовать в коллективном обсуждении и вступать в диалог. |
8. Домашнее задание | — Запишите домашнее задание в дневник. 1. Определите валентность каждого элемента в веществах: CH4, NO2, Na2S, K2CO3, BaSO4 2. Подготовьте сообщение на тему «Химия в жизни человека» (по желанию).
— Я был рад встрече с вами, спасибо. Урок завершён. | Записывают задание в дневник. |
| Личностные: — умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении химии.
Познавательные: — умение осуществить необходимый поиск информации.
Коммуникативные: — умение слушать и задавать вопросы. |