«Использование интернет –ресурсов на уроке химии по теме «Анилин»»
Выполнил(а): Кулакова Марина Александровна,
Преподаватель химии
ГБПОУ «Обшаровский государственный техникум им. В.И.Суркова» , с. Обшаровка
Самара, 2014г.
Актуальность
В сегодняшнем мире очень сложно обладать всей информацией по предмету, даже имея большой опыт, эрудицию и выдающийся интеллект.
Проблема
Как эффективно использовать интернет – ресурсы на уроке химии и может ли Интернет дать новые возможности для выхода на новые образовательные результаты?
Гипотеза
Интернет это инструмент для преподавателя, который позволяет сэкономить время при подготовке к урокам и оптимизировать деятельность обучающихся не только в классе, но и дома. А так как это инструмент, то так же как любым инструментом им нужно уметь грамотно пользоваться. Использование интернет – ресурсов позволит предоставлять обучающимся информацию по предмету таким образом, чтобы они смогли самостоятельно выбирать собственную траекторию изучения материала, как индивидуально, так и в группах.
В результате использования на уроке интернет — ресурсов можно повысить мотивацию обучающихся к обучению, сделать занятия запоминающимися и эмоциональными, реализовать индивидуальный подход, усилить самостоятельность обучающихся, повысить качество наглядности, облегчить труд преподавателя.
Использование интернет — ресурсов дает возможность преподавателю излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны обучающихся, находить основные и дополнительные материалы для уроков, экономить время для речевой практики, организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с группой, упростить контролирование учебной деятельности обучающихся, заинтересовать их, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний.
Так же мне бы хотелось отметить следующие трудности в использовании интернет – ресурсов на уроках химии это недостаточная степень оборудования техникума (наличия компьютеров с доступом в Интернет), многие обучающиеся не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом, большинство обучающихся имеют доступ в Интернет только в техникуме, установленный контент- фильтр блокирует многие страницы необходимые обучающимся, низкая скорость для работы в сети Интернет.
Предлагаю рассмотреть урок по химии на тему «Анилин» с использованием интернет – ресурсов.
Задачи урока:
Образовательные: ознакомить с ароматическими аминами на примере анилина: химическим строением, свойствами, применением, получением;
Воспитательные: научить участвовать в общем диалоге, работать в группе; находить по ссылке в интернете нужный материал.
Развивающие: формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную личностную.
Оборудование:
набор шаростержневых моделей (6 атомов углерода, 7 атомов водорода и 1 атом азота);
необходимое компьютерное обеспечение (компьютеры с выходом в Интернет или интернет-странички, сохраненные в памяти компьютера, единая сеть, индивидуальные задания).
План урока:
Актуализация – 4 мин.
Слово преподавателя – 2 мин.
Работа в группах – 10 мин.
Презентации (выступления обучающихся) – 18 мин.
Обобщение материала – 5 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
I. Актуализация
Предлагаю выполнить тест по теме «Амины», организую фронтальный опрос обучающихся.
1. Какие вещества называют аминами?
2. Чем обусловлена основность аминов? (Основность аминов обусловлена способностью атома азота присоединять протон к неподеленной паре электронов с образованием катиона аммониевого типа.)
3. Цепочка превращений: C6H6 + Br2 ––> X ––> C6H5OH (+ Br2) ––> Y; Назвать вещества X и Y, определить типы химических реакций.
(X = C6H5 Br – бромбензол; Y = C6H2OHBr3 – 2, 4, 6 – трибромфенол) Для классов базового уровня – закончить уравнения реакций.
Для прохождения теста по теме «Амины» — нужно зайти в интернет на страницу https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f845-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm
II. Слово преподавателя (мотивация)
В начале XIX века, во время войны Франция находилась в блокаде и была лишена необходимых товаров, поступавших из-за границы. Не ввозилась больше в страну и синяя краска индиго, необходимая для окраски солдатских мундиров. Наполеон пообещал миллион франков тому, кто откроет способ получения этого красителя из отечественного сырья. Но получить премию так никому и не удалось.
Лишь спустя сорок лет, в 1842 г., профессор Казанского университета Н.Н. Зинин сделал открытие, благодаря которому химики смогли найти промышленный способ получения не только индиго, но и многих других красителей. И уже в 1862 г. на международной выставке, проходившей в Лондоне, появились первые образцы синтетических красителей и окрашенные ими ткани, перья и меха. Посетители поражались многообразию красок, их яркостью, глубиной и блеском, невиданным до той поры. Но самое удивительное, что все эти красители были сделаны из одного вещества – анилина, получаемого из каменноугольной смолы.
Таким образом, создание анилинокрасочной промышленности стало возможным лишь после открытия, сделанного русским ученым
Н.Н. Зининым. Но несмотря на это в Россию краски еще долгое время завозились из-за границы. А тонны каменноугольной смолы – сырья для получения анилина, использовались по-старинке – для пропитки шпал и смазывания деревянных мостовых.
А какое именно открытие сделал Н.Н. Зинин и чем еще интересен анилин, вы узнаете сегодня, воспользовавшись Всемирной информационной сетью Интернет.
Подготовка к уроку:
Группа разбивается на подгруппы (по количеству компьютеров (2 человека на 1 компьютер)); каждой подгруппе раздаются шаблоны для ответов (для экономии времени, затрачиваемого на ответ)
Далее обучающиеся записывают тему урока, и преподаватель знакомит их с планом изучения материала (записан на доске):
План изучения материала
Строение молекулы. Номенклатура.
Физические свойства. Меры предосторожности при работе с анилином. Симптомы отравления. Первая помощь при отравлении.
Открытие анилина. Способ получения.
Химические свойства. Влияние аминогруппы на бензольное кольцо.
Химические свойства. Влияние бензольного кольца на аминогруппу.
Применение анилина.
III. Работа в подгруппах
Преподаватель дает указания по работе в подгруппах (выполнение индивидуальных заданий, заполнение ответов-шаблонов и пр.), регламентирует время и сообщает, что по истечении указанного срока каждая подгруппа должна будет устроить презентацию (выступление по своей теме), воспользовавшись для ответа заполненными шаблонами.
Задания и шаблоны ответов для 1-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril11.doc
Задания и шаблоны ответов для 2-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril2.doc
Задания и шаблоны ответов для 3-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril3.doc
Задания и шаблоны ответов для 4-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril4.doc
Задания и шаблоны ответов для 5-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril5.doc
Задания и шаблоны ответов для 6-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril6.doc
Приложение1
Индивидуальные задания
1 группа
1. Воспользовавшись материалом сайта [1] https://www.zos-v.ru/rus/production/15.htm, укажите техническое, химическое, торговое наименование анилина; названия – синонимы. Нажмите на кнопку «Показать формулу» и зарисуйте структурную формулу анилина.
2. Откройте страницу [2] https://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem5/n24.htm, прочитайте первый абзац и выпишите молекулярную формулу анилина, укажите, производным каких веществ он является, ответ поясните. Пользуясь рисунками, составьте шаростержневую модель молекулы анилина.
Ответ постройте по плану:
Молекулярная и структурная формулы анилина
Наименования анилина: техническое, химическое, торговое; названия – синонимы
Принадлежность к классу соединений с пояснениями + демонстрация шаростержневой модели молекулы анилина
IV. Презентации (выступления обучающихся)
Преподаватель регламентирует время. План выступлений подгрупп совпадает с планом изучения материала. Во время ответов можно пользоваться шаблонами, шаблоны формата А3 и А4, как демонстрационный материал используются шаростержневая модель
V. Обобщение
В процессе обобщения составляем сводную таблицу:
результат? | Строение молекулы Анилин, | результат? |
уменьшается способность отщеплять протоны (Н+) от кислот | облегчает замещение и направляет в 2, 4, 6-положения | |
следствие? | следствие? | |
ослабляются основные свойства | H замещается в положениях 2, 4, 6
|
VI. Домашнее задание:
§ 40 (со стр.190) учебника “Органическая химия 10-11” Л.А. Цветкова.
Цепочка превращений: метан ––> ацетилен ––> бензол ––> нитробензол ––> анилин
Перечень используемых на данном уроке интернет — ресурсов
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ресурсам интернета | |
1 | Строение, номенклатура и свойства аминов. Их получение и применение | Информационный | Иллюстрация Мультимедиа | https://fcior.edu.ru/search.page?phrase=Анилин
|
2 | Тестовые задания по теме Амины | Практический | Тест Интерактив | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f845-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm |
3 | Основные свойства аминов | Практический | Тест Интерактив | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/303a0048-4095-1694-a9e0-d61cea6148d6/00119994324445520.htm |
4 | Ароматические амины. Анилин | Информационный | Иллюстрация | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f840-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_04.swf |
5 | Строение анилина | Информационный | Иллюстрация
| https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f841-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_10.swf |
6 | Физические свойства анилина | Информационный | Видеофрагмент | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0e9a9b25-b8de-0bd2-1252-55407d90e4df/index.htm |
7 | Изучение среды раствора анилина | Информационный | Видеофрагмент | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a46afba6-f788-60c4-0552-7216670bfd66/index.htm |
8 | Взаимодействие анилина с соляной кислотой | Информационный | Видеофрагмент | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e018a2db-d720-e54a-cb5f-0226840a8f7e/index.htm |
9 | Бромирование анилина | Информационный | Видеофрагмент | https://school-collection.edu.ru/catalog/res/81bf3c04-ec1a-a493-664e-32806985f8cf/view/ |
1 | Взаимодействие анилина с хлорной известью | Информационный | Видеофрагмент | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/df61116a-635f-1ad1-cb3e-ff7598e3b35f/index.htm |
1 | Окисление анилина дихроматом калия | Информационный | Видеофрагмент | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab1d99c1-d2b1-49d0-704c-8cc37bdaa559/index.htm |
1 | Применение анилина | Информационный | Иллюстрация | https://school-collection.edu.ru/catalog/res/d778f844-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/ |
1 | Химические свойства анилина | Практический | Тест | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f842-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_06.swf |
Используемая литература
1. Владимирова Л. П., н. с. лаборатории ДО ИСМО РАО «Сетевые профессиональные сообщества учителей» https://distant. ioso. ru/for%20teacher/25-11-04/sps. htm
2. Габова О. Ф., учитель химии и биологии МОУ «Гиминазия» г. Верещагино «Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ» https://pedsovet. org/component/option, com_mtree/task, viewlink/link_id,4737/Itemid,118/
3. Городилова Н. А., н. с. лаборатории химии ИОСО РАО (Москва) «Личностно-ориентированное обучение с использованием Интернет-ресурсов на уроках химии»
4. Зазнобина Л. С., Журин А. А. Дидактический анализ CD-ROM и Интернет-ресурсов учебного назначения. // Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов. / Под ред. Ю. И. Дика и А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2001
5. Назарова Т. С., Полат Е. С. Средства обучения: Технология создания и использования. М.: УРАО, 1998, с. 204.
6. Хуторской А. В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000, с. 304;
Якушина Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета. Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. Под ред. Ю.И.Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002, с. 277–296;