Конспект урока на тему «Анилин»

«Использование интернет –ресурсов на уроке химии по теме «Анилин»»





















Выполнил(а): Кулакова Марина Александровна,

Преподаватель химии

ГБПОУ «Обшаровский государственный техникум им. В.И.Суркова» , с. Обшаровка



Самара, 2014г.

Актуальность

В сегодняшнем мире очень сложно обладать всей информацией по предмету, даже имея большой опыт, эрудицию и выдающийся интеллект.

Проблема 

Как эффективно использовать   интернет – ресурсы на уроке химии и может ли Интернет дать новые возможности для выхода на новые образовательные результаты?  

Гипотеза

 Интернет это инструмент для преподавателя, который позволяет сэкономить время при подготовке к урокам и оптимизировать деятельность обучающихся не только в классе, но и дома. А так как это инструмент, то так же как любым инструментом  им нужно уметь грамотно пользоваться. Использование интернет – ресурсов позволит предоставлять обучающимся информацию по предмету таким образом, чтобы они смогли самостоятельно выбирать собственную траекторию изучения материала, как индивидуально, так и в группах.

В результате использования на уроке интернет — ресурсов можно повысить мотивацию обучающихся к обучению, сделать занятия запоминающимися и эмоциональными, реализовать индивидуальный подход,  усилить самостоятельность обучающихся,  повысить качество наглядности, облегчить труд преподавателя. 

Использование интернет — ресурсов дает возможность преподавателю излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны обучающихся, находить основные и дополнительные материалы для уроков, экономить время для речевой практики, организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с группой, упростить контролирование учебной деятельности обучающихся, заинтересовать их, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний. 
Так же мне бы хотелось отметить следующие трудности в использовании интернет – ресурсов на уроках химии это недостаточная степень оборудования техникума (наличия компьютеров с доступом в Интернет), многие обучающиеся не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом, большинство обучающихся имеют доступ в Интернет только в техникуме, установленный контент- фильтр блокирует многие страницы необходимые обучающимся, низкая скорость для работы в сети Интернет.
Предлагаю рассмотреть урок по химии на тему «Анилин» с использованием интернет – ресурсов.

Задачи урока:

Образовательные: ознакомить с ароматическими аминами на примере анилина: химическим строением, свойствами, применением, получением;

Воспитательные: научить участвовать в общем диалоге, работать в группе; находить по ссылке в интернете нужный материал.

Развивающие: формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную личностную.

Оборудование:

  • набор шаростержневых моделей (6 атомов углерода, 7 атомов водорода и 1 атом азота);

  • необходимое компьютерное обеспечение (компьютеры с выходом в Интернет или интернет-странички, сохраненные в памяти компьютера, единая сеть, индивидуальные задания).

План урока:

  1. Актуализация – 4 мин.

  2. Слово преподавателя – 2 мин.

  3. Работа в группах – 10 мин.

  4. Презентации (выступления обучающихся) – 18 мин.

  5. Обобщение материала – 5 мин.

  6. Домашнее задание – 1 мин.


 I. Актуализация

Предлагаю выполнить тест по теме «Амины», организую фронтальный опрос  обучающихся.

1. Какие вещества называют аминами?

2. Чем обусловлена основность аминов? (Основность аминов обусловлена способностью атома азота присоединять протон к неподеленной паре электронов с образованием катиона аммониевого типа.)

3. Цепочка превращений: C6H6 + Br2 ––> X ––> C6H5OH (+ Br2) ––> Y; Назвать вещества X и Y, определить типы химических реакций.
(X = C6H5 Br – бромбензол; Y = C6H2OHBr3 – 2, 4, 6 – трибромфенол) Для классов базового уровня – закончить уравнения реакций.

Для прохождения теста по теме «Амины» — нужно зайти в интернет на страницу https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f845-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm

 II. Слово преподавателя (мотивация)

В начале XIX века, во время войны Франция находилась в блокаде и была лишена необходимых товаров, поступавших из-за границы. Не ввозилась больше в страну и синяя краска индиго, необходимая для окраски солдатских мундиров. Наполеон пообещал миллион франков тому, кто откроет способ получения этого красителя из отечественного сырья. Но получить премию так никому и не удалось. 
Лишь спустя сорок лет, в 1842 г., профессор Казанского университета Н.Н. Зинин сделал открытие, благодаря которому химики смогли найти промышленный способ получения не только индиго, но и многих других красителей. И уже в 1862 г. на международной выставке, проходившей в Лондоне, появились первые образцы синтетических красителей и окрашенные ими ткани, перья и меха. Посетители поражались многообразию красок, их яркостью, глубиной и блеском, невиданным до той поры. Но самое удивительное, что все эти красители были сделаны из одного вещества – анилина, получаемого из каменноугольной смолы. 
Таким образом, создание анилинокрасочной промышленности стало возможным лишь после открытия, сделанного русским ученым
Н.Н. Зининым. Но несмотря на это в Россию краски еще долгое время завозились из-за границы. А тонны каменноугольной смолы – сырья для получения анилина, использовались по-старинке – для пропитки шпал и смазывания деревянных мостовых.
А какое именно открытие сделал Н.Н. Зинин и чем еще интересен анилин, вы узнаете сегодня, воспользовавшись Всемирной информационной сетью Интернет.

Подготовка к уроку:

Группа разбивается на подгруппы (по количеству компьютеров (2 человека на 1 компьютер)); каждой подгруппе раздаются шаблоны для ответов (для экономии времени, затрачиваемого на ответ)

Далее обучающиеся записывают тему урока, и преподаватель знакомит их с планом изучения материала (записан на доске):

План изучения материала

  1. Строение молекулы. Номенклатура.

  2. Физические свойства. Меры предосторожности при работе с анилином. Симптомы отравления. Первая помощь при отравлении.

  3. Открытие анилина. Способ получения.

  4. Химические свойства. Влияние аминогруппы на бензольное кольцо.

  5. Химические свойства. Влияние бензольного кольца на аминогруппу.

  6. Применение анилина.

 III. Работа в подгруппах

Преподаватель дает указания по работе в подгруппах (выполнение индивидуальных заданий, заполнение ответов-шаблонов и пр.), регламентирует время и сообщает, что по истечении указанного срока каждая подгруппа должна будет устроить презентацию (выступление по своей теме), воспользовавшись для ответа заполненными шаблонами.

  • Задания и шаблоны ответов для 1-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril11.doc

  • Задания и шаблоны ответов для 2-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril2.doc

  • Задания и шаблоны ответов для 3-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril3.doc

  • Задания и шаблоны ответов для 4-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril4.doc

  • Задания и шаблоны ответов для 5-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril5.doc

  • Задания и шаблоны ответов для 6-й группы – festival.1september.ru/articles/311192/pril6.doc

Приложение1

Индивидуальные задания

1 группа

1.      Воспользовавшись  материалом сайта [1] https://www.zos-v.ru/rus/production/15.htm, укажите техническое, химическое, торговое наименование анилина; названия – синонимы. Нажмите на кнопку «Показать формулу» и зарисуйте структурную формулу анилина.

2.      Откройте страницу [2] https://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem5/n24.htm, прочитайте первый абзац и выпишите молекулярную формулу анилина, укажите, производным каких веществ он является, ответ поясните. Пользуясь  рисунками, составьте шаростержневую модель молекулы анилина.

Ответ постройте по плану:

Молекулярная и структурная формулы анилина

Наименования  анилина: техническое, химическое, торговое; названия – синонимы

Принадлежность к классу соединений с пояснениями + демонстрация   шаростержневой модели молекулы анилина

IV. Презентации (выступления обучающихся)

Преподаватель регламентирует время. План выступлений подгрупп совпадает с планом изучения материала. Во время ответов можно пользоваться шаблонами, шаблоны формата А3 и А4, как демонстрационный материал используются шаростержневая модель

V. Обобщение

В процессе обобщения составляем сводную таблицу:

C6H5                    – NH2

результат?

Строение молекулы

Анилин,
аминобензол,
фениламин

результат?

уменьшается способность отщеплять протоны (Н+) от кислот

облегчает замещение и направляет в 2, 4, 6-положения

следствие?

следствие?

ослабляются основные свойства

H замещается в положениях 2, 4, 6

 

VI. Домашнее задание:

§ 40 (со стр.190) учебника “Органическая химия 10-11” Л.А. Цветкова.

Цепочка превращений: метан ––> ацетилен ––> бензол ––> нитробензол ––> анилин

Перечень используемых на данном уроке интернет — ресурсов

№ 

Название ресурса  

Тип, вид ресурса

Форма предъявления

 информации


Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ресурсам интернета         

1

Строение, номенклатура и свойства аминов. Их получение и применение

Информационный

Иллюстрация

Мультимедиа

https://fcior.edu.ru/search.page?phrase=Анилин

 

 

2

Тестовые задания по теме Амины

Практический

Тест Интерактив

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f845-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm

3

Основные свойства аминов

Практический

Тест

Интерактив

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/303a0048-4095-1694-a9e0-d61cea6148d6/00119994324445520.htm

4

Ароматические амины. Анилин

Информационный

Иллюстрация

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f840-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_04.swf

5

Строение анилина

Информационный

Иллюстрация

 

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f841-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_10.swf

6

Физические свойства анилина

Информационный

Видеофрагмент

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0e9a9b25-b8de-0bd2-1252-55407d90e4df/index.htm 

7

Изучение среды раствора анилина

Информационный

Видеофрагмент

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a46afba6-f788-60c4-0552-7216670bfd66/index.htm

8

Взаимодействие анилина с соляной кислотой

Информационный

Видеофрагмент

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e018a2db-d720-e54a-cb5f-0226840a8f7e/index.htm 

9

Бромирование анилина

Информационный

Видеофрагмент

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/81bf3c04-ec1a-a493-664e-32806985f8cf/view/ 

1

Взаимодействие анилина с хлорной известью

Информационный

Видеофрагмент

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/df61116a-635f-1ad1-cb3e-ff7598e3b35f/index.htm

1

Окисление анилина дихроматом калия

Информационный

Видеофрагмент

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab1d99c1-d2b1-49d0-704c-8cc37bdaa559/index.htm

1

Применение анилина

Информационный

Иллюстрация

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/d778f844-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

1

Химические свойства анилина

Практический

Тест

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f842-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_06.swf

Используемая литература

1. Владимирова Л. П., н. с. лаборатории ДО ИСМО РАО «Сетевые профессиональные сообщества учителей» https://distant. ioso. ru/for%20teacher/25-11-04/sps. htm

2. Габова О. Ф., учитель химии и биологии МОУ «Гиминазия» г. Верещагино «Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ» https://pedsovet. org/component/option, com_mtree/task, viewlink/link_id,4737/Itemid,118/

3. Городилова Н. А., н. с. лаборатории химии ИОСО РАО (Москва) «Личностно-ориентированное обучение с использованием Интернет-ресурсов на уроках химии»

4. Зазнобина Л. С., Журин А. А. Дидактический анализ CD-ROM и Интернет-ресурсов учебного назначения. // Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов. / Под ред. Ю. И. Дика и А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2001

5. Назарова Т. С., Полат Е. С. Средства обучения: Технология создания и использования. М.: УРАО, 1998, с. 204.

6. Хуторской А. В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000, с. 304;

  1. Якушина Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета. Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. Под ред. Ю.И.Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002, с. 277–296;

Свежие документы:  Анализ современных исследований в области мыследеятельностной педагогики

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: