МОУ-Гимназия с.Чекмагуш,
учитель химии высшей категории Давлетова Л.М.
Тема урока: Бензол. Строение и физические свойства бензола
Задачи:
Образовательные:
Рассмотреть электронное и пространственное строение молекулы бензола;
На основе внутрипредметных связей с диенами развивать понятие о сопряжении;
Познакомит учащихся с физическими свойствами бензола;
Сформировать умения сравнивать свойства веществ и находить причины сходства и различия.
Развивающие:
Развивать логическое мышление учащихся;
Развивать умения излагать и доказывать своё мнение
Развивать кратко и связно излагать материал
Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.
Воспитательные:
Воспитывать стремление к повышению личных знаний
Развивать нестандартное мышление
Показать значимость химических знаний для современного человека.
Тип урока: изучение нового материала
Особенности урока: урок подготовлен по технологии «Развитие критического мышления»
Методы: исследовательский, фронтальный, работа с учебной литературой, частично-поисковый.
Оборудование: На столах учащихся приборы и реактивы для проведения лабораторной работы, карточки с индивидуальным заданием.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу, проверяет отсутствующих, организует внимание. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Работают две группы: теоретики и практики, |
Целеполагание, мотивация, стадия вызова | 1. Предлагает решить задачу на вывод формулы вещества (приложение 1) 2. Предлагает заполнить колонку «Знаю» 3.. Предлагает заполнить колонку «Хочу узнать» | 1. Решение задачи (приложение 1). 2. Заполнение колонки «Знаю» и «Хочу узнать»
|
Стадия осмысления (добыча знаний) | 1. История открытия бензола 2.Электронное и пространственное строение бензольного кольца 3. Физические свойства бензола | Отвечают на вопросы: теоретики формулируют ответ, практики делают эксперимент. Заполнение колонки «Узнал» |
Рефлексия | Учитель предлагает выполнить тестовое задание (приложение 2)
Учитель предлагает проанализировать колонку «Узнал», сравнить ее с колонками «Знаю», «Хочу узнать»
(Приложение 3) С каким настроением вы уходите с урока. Нарисуйте. | Работа в группах .Готовят ответы. Самооценка. 5 ответов «5», 4 – «4», 3 – «3» Анализ колонки «Узнал», сравнение с колонками «Знаю», «Хочу узнать» Написание синквейна на тему «Строение и физические свойства бензола») Дети рисуют мордашку, характеризуя свое настроение.
|
Домашнее задание. | Предлагает подготовить сообщение, «Физиологическое действие бензола и его гомологов на живые организмы».
Учебник &21 упр.1,2,5 | . |
Конспект урока.
Класс разделен на две группы: теоретиков и практиков.
1. В начале урока знакомлю учеников с историей открытия бензола, которая весьма интересна.
В 1812 – 1815 годах в Лондоне впервые появилось газовое освещение. Светильный газ, добывавшийся из жира морских животных, доставлялся в железных баллонах. Эти баллоны помещались обычно в подвале дома, из них газ по трубкам распределялся по всему помещению. Вскоре было замечено крайне неприятное обстоятельство – в сильные холода газ терял способность давать при горении яркий свет. Владельцы газового завода в 1825 г. обратились за советом к Фарадею, который нашёл, что те составные части, которые способны гореть ярким пламенем, собираются на дне баллона в виде прозрачного жидкого слоя. При исследовании этой жидкости Фарадей открыл новый углеводород. Девять лет спустя то же вещество получил Э. Митчерлих путем нагревания бензойной кислоты с гидроксидом кальция. Название нового вещества несколько раз менялось. Фарадей назвал его”” карбюрированный водород”, Митчерлих – бензином. В 18837г. Лоран обнаружил его в светильном газе и назвал фен (греч. – освещать).
Предположите о каком веществе идет речь?
Название этому веществу дал Либих – (суффикс –ол указывает на его маслянистый характер, от латинского oleum – масло).
2. Затем предлагаю учащимся решить задачу на вывод формулы вещества
Задача1 (для теоретиков)
При сжигании 2,5 г вещества выделилось 8,46 г углекислого газа и 1,73 г воды. Масса 1 л вещества составляет 3,5 г. Определите молекулярную и возможную структурную формулы вещества
Задача 2 (для практиков)
Плотность паров вещества по воздуху: D = 2,69. Массовая доля углерода: w = 92,3%,массовая доля водорода: w = 7,7%
Решая задачу, учащиеся выводят молекулярную формулу вещества – С6Н6. Возникает проблемная ситуация: “Какое строение может иметь молекула бензола?”
Добывать знания вы будете сами – строить гипотезы и искать им доказательства. Учитель предлагает заполнить первую колонку таблицы «Знаю»
Опираясь на знание о непредельных углеводородах, учащиеся предлагают возможные структурные формулы для него:
НС С—СН2—СН2— С СН
Н2С = СН —С С—СН = СН2 и другие.
Учитель предлагает заполнить вторую колонку «Хочу узнать»
Теоретики делают вывод о том, что бензол является сильно ненасыщенным соединением, вспоминают качественные реакции на непредельность.
Предлагаю практикам проверить гипотезу о непредельности бензола в ходе выполнения эксперимента.
Опыт 1. Бензол и иодная вода; бензол и перманганат калия
Проведя реакции бензола с иодной водой и раствором перманганата калия, ученики приходят к выводу, что бензол, являясь ненасыщенной системой, не даёт качественных реакций на непредельность, следовательно, его нельзя отнести к классу непредельных углеводородов.
Какое же строение имеет молекула бензола, и к какому классу углеводородов его можно отнести?
Далее перехожу к изложению строения молекулы бензола.
В 1865 г. немецким учёным Кекуле была предложена структура молекулы бензола, которая приснилась ему в виде змеи, укусившей себя за хвост:
Но эта формула, соответствуя элементарному составу бензола, не отвечает многим его особенностям:
— бензол не даёт качественных реакций на непредельность;
— для бензола характерны реакции замещения, а не присоединения;
— формула Кекуле не в состоянии объяснить равенства расстояний междууглеродными атомами, что имеет место в реальной молекуле бензола.
Чтобы выйти из этого затруднения, Кекуле допустил, что в бензоле происходит непрерывное перемещение двойных связей.
Использование современных физических и квантовых методов исследования дало возможность создать исчерпывающее представление о строении бензола.
Атомы углерода в молекуле бензола находятся во втором валентном состоянии (sp2). Каждый атом углерода образует -связи с двумя другими атомами углерода и одним атомом водорода, лежащими в одной плоскости. Валентные углы между тремя -связями равны 120°. Таким образом, все шесть атомов углерода лежат в одной плоскости, образуя правильный шестиугольник (рис. 1):
Рис. 1. Схема образования -связей
в молекуле бензола
Каждый атом углерода имеет одну негибридную р-орбиталь. Шесть таких орбиталей располагаются перпендикулярно плоскости -связей и параллельно друг другу (рис. 2). Все шесть р-электронов взаимодействуют между собой, образуя единое -электронное облако. Таким образом, в молекуле бензола осуществляется круговое сопряжение. Наибольшая -электронная плотность в этой сопряженной системе располагается над и под плоскостью кольца (рис. 3):
В результате такого равномерного перекрывания 2р-орбиталей всех шести углеродных атомов происходит “выравнивание” простых и двойных связей – длина связи составляет 0,139 нм. Эта величина является промежуточной между длиной одинарной связи в алканах (0,154 нм) и длиной двойной связи в алкенах (0,133 нм). То есть, в молекуле бензола отсутствуют классические двойные и одинарные связи.
Какими физическими свойствами обладает бензол?
Теоретики делают свои предположения, практики подтверждают на опытах.
Опыт 2: бензол и вода
Опыт 3: демонстрация легкоплавкости бензола (в начале урока поместить пробирку с бензолом в стакан со снегом)
В результате выполненных экспериментов, учащиеся выясняют, что бензол представляет бесцветную жидкость, нерастворимую в воде.
Физические константы: р = 0,88г/мл, t плавления = 5,5 С, t кипения = 80 С
При выполнении опытов следует учитывать большую токсичность бензола!
Выполнение тестового задания. Вставить пропущенные слова. Работают индивидуально, проводят самопроверку.
1. Бензол имеет молекулярную формулу:
1) С6Н10
2) С6Н12
3) С6Н6
4) С6Н14.
2. Какую гибридизацию имеют атомы углерода в молекуле бензола?
1) sp3
2) sp3, sp
3) sp2
4) sp2, sp3.
3. Сколько сигма- и пи- связей в молекуле бензола
1) 12 и 6
2) 10 и 0
3) 6 и 3
4) 12 и 3
4. Какое название имеет ближайший гомолог бензола
1) 1,2-диметилбензол
2) метилбензол
3) этилбензол
4) 1,2,3-триметилбензол
5. Какую общую формулу могут иметь углеводороды ряда бензола
1) CnH2n
2) CnH2n+2
3) CnH2n-2
4) CnH2n-6
Самооценка. 5 ответов «5», 4 – «4», 3 – «3»
Ответы к тестовому заданию
1) 3, 2) 3, 3) 1, 4) 4
Предлагаю проанализировать колонку «Узнал», сравнить ее с колонками «Знаю», «Хочу узнать» Обратитесь к целям, которые поставлены перед вами на данном уроке, оцените, на сколько вы смогли их достичь? В какой степени? Проанализируйте свою работу на уроке и сделайте вывод
И как вывод к уроку предлагаю написать синквейн.
Синквейн — способ творческой рефлексии — “стихотворение”, написанное по определенным правилам:
1 строка — одно существительное,
2-ая — два прилагательных,
3-я — три глагола,
4-ая — крылатая фраза,
5-ая — одно существительное, которое выражает суть.
Учащиеся зачитывают свои синквейны.
Домашнее задание: подготовить сообщение «Физиологическое действие бензола и его гомологов на живые организмы», учебник &21 упр.1,2,5
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи
Человек рождается на свет…
Для чего?
Ищите свой ответ.
С каким настроением вы уходите с урока. Нарисуйте. (Дети рисуют мордашку, характеризуя свое настроение) Сдают тетради
Приложение 1
Задача 1.
При сжигании 2,5 г вещества выделилось 8,46 г углекислого газа и 1,73 г воды. Масса 1 л вещества составляет 3,5 г. Определите молекулярную и возможную структурную формулы вещества
Задача 2.
Плотность паров вещества по воздуху: D = 2,69. Массовая доля углерода: w = 92,3%,массовая доля водорода: w = 7,7%
Приложение 2
1. Бензол имеет молекулярную формулу:
1) С6Н10
2) С6Н12
3) С6Н6
4) С6Н14.
2. Какую гибридизацию имеют атомы углерода в молекуле бензола?
1) sp3
2) sp3, sp
3) sp2
4) sp2, sp3.
3. Сколько сигма- и пи- связей в молекуле бензола
1) 12 и 6
2) 10 и 0
3) 6 и 3
4) 12 и 3
4. Какое название имеет ближайший гомолог бензола
1) 1,2-диметилбензол
2) метилбензол
3) этилбензол
4) 1,2,3-триметилбензол
5. Какую общую формулу могут иметь углеводороды ряда бензола
1) CnH2n
2) CnH2n+2
3) CnH2n-2
4) CnH2n-6
Самооценка. 5 ответов «5», 4 – «4», 3 – «3»
Приложение 3
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи
Человек рождается на свет…
Для чего?
Ищите свой ответ.
Литература:
О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. Настольная книга учителя химии. 10 класс. Дрофа, 2004 год
М.Ю. Горковенко. Поурочные разработки по химии, 10 класс. Москва «Вако», 2005 год
О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов. Химия для поступающих в ВУЗы. Москва, Дрофа, 2006 год
Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗы. Под редакцией В.Н. Чернышова, А.С. Егорова, Ростов-на-Дону «Феникс», 1997 год
Контрольные и проверочные работы. Химия. К учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г.Лысовой «Химия. 10» Москва. Дрофа, 2006 год