Как показали исследования, атомы одного элемента могут различаться между собой по некоторым свойствам, особенно по массе. Это происходит из-за разного количества нейтронов в их ядрах.
Атомы одного элемента, имеющие одинаковое число протонов, но различное число нейтронов, называются изотопами. (выделить в ОК)
Слово «изотоп» имеет греческое происхождение (isos — «равный» и topos — «положение») и в переводе означает «равный по положению», поскольку все изотопы одного элемента занимают одно место в периодической системе.
12*Известны три изотопа водорода: протий, дейтерий и тритий.
Все три изотопа имеют одинаковый атомный номер, так как у каждого из них лишь один протон в ядре. Различие же заключается в количестве нейтронов.
Ядро дейтерия, кроме одного протона, содержит также один дополнительный нейтрон. Поскольку дейтерий вдвое тяжелее протия, он называется тяжелым водородом. Поэтому вода, в молекулах которой находится дейтерий, а не протий, называется тяжелой водой (D2O). (в 1000г обычной воды – 150г тяжелой, с тритием – следовые количества)
Ядро трития самое тяжелое, оно состоит из одного протона и двух нейтронов. Тритий также присутствует в природной воде, но в крайне малых (следовых) количествах.
Только изотопы водорода имеют собственные символы — D и T. (отметьте в ОК)
11H 21D 31T
Изотопы других элементов не имеют собственных символов и названий.
13*Хлор существует в виде смеси двух изотопов:
одного — с атомной массой 35 а.е.м.,
a другого — с атомной массой 37 а.е.м.
14*Атомная масса элемента рассчитывается с учетом процентного соотношения его изотопов.
Атомная масса элемента может быть рассчитана с помощью следующей формулы:
(в рамки в ОК)
%w1 ∙ Ar1 + %w 2∙ Ar2 + %wn∙ Arn
Ar = ————————————————-
100%
Атомная масса хлора рассчитывается так:
Ar (Cl) = 35 ∙ 0.75 + 37∙ 0.25=35.5
Таким образом можно объяснить положение Ar(39,95) и К(39,09) в ПСХЭ. Очевидно у К тяжелых изотопов в % отношении меньше, чем легких, а у аргона наоборот.
Итак, мы можем сказать, что открытие явления радиоактивности и опыты Э. Резерфорда, исследования М. Склодовской –Кюри, Пьера Кюри, работы Ирен Жолио-Кюри и Фредерика Жолио (1934г), сыграли ключевую роль в развитии знаний о строении вещества.
Большинство элементов встречаются в природе в виде стабильных изотопов.
Существуют и радиоактивные изотопы, в основном у элементов с относительной атомной массой больше 82, т.е. у элементов, стоящих в ПСХЭ Д.И.Менделеева после свинца.
15*Радиоактивные изотопы используются очень широко –
в медицине, в естественных науках, на электростанциях, для производства ядерного оружия.
16*Просмотрите видеосюжет и покажите стрелками в опорном конспекте положительные и отрицательные стороны использования радиоактивных изотопов.
Воздействие радиоактивности
Радиоактивные изотопы могут быть очень опасны для человека. Даже в небольших количествах радиоактивные элементы представляют потенциальную опасность для жизни. Радиация может повредить генетическую структуру, что приводит к поражению иммунной системы или раку. Посмотрите, какие части тела наиболее чувствительны к радиации.
17*
Криптон 85,Радий 222 ,Уран, Плутоний 23 | |
Щитовидная железа | Иод 131 |
Печень | Кобальт 60 |
Мышцы | Цезий 137,Калий 40 |
Кости | Углерод 14 ,Фосфор 32,Радий 226, Стронций 90 |
Степень воздействия радиации зависит от дозы радиоактивного облучения, полученного организмом, то есть зависит от количества радиоактивного вещества, расстояния до него и продолжительности облучения.
Небольшие дозы радиации, которые мы получаем от естественных источников, — безопасны. В природе находится множество радиоактивных изотопов. Они рассредоточены в воздухе, воде, почве, скалах и минералах. В живых организмах также присутствуют радиоактивные изотопы. Человеческий организм получает их вместе с пищей. Растения поглощают их из почвы.
18*Определенную часть этих компонентов можно получить при вдыхании сигаретного дыма даже при пассивном курении. Поэтому стоит наверное каждому задуматься ещё и об этой стороне этой пагубной привычки.
Закрепление
Итак, мы с вами выяснили состав ядра атома, научились показывать, что атом электронейтрален, рассмотрели явлением радиоактивности , познакомились с изотопами. Выяснили, какое влияние может оказать радиация на организм человека.
Прежде чем вы приступите к выполнению индивидуальных заданий по первичному закреплению нового материала запишите домашнее задание и прослушайте указания к нему.
19*Домашнее задание
§37,стр125-128, вопр. 1-3стр 138.
упр1,(опорный конспект) Письменно в тетради, просмотрите текст упражнения, есть ли у вас вопросы по выполнению Д/з?
Приступаем к работе по карточкам в виде выполнения заданий разного уровня. Активно используем ОК и ПСХЭ Д.И.Менделеева.
Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданиями разного уровня, где указано, какое количество баллов они могут получить при выполнении каждого задания.
(Приложение 2)
После выполнения задания проставьте, пожалуйста , соответствующие знаки в разделе «Рефлексия урока»
И последнее, обменяйтесь карточками с соседом по парте, и проверьте, как справился с заданием ваш коллега. Таким образом, вы выполните по два варианта, что способствует лучшему закреплению материала. Не забудьте оценить работу товарища по соответствующим уровням.
У нас осталось немного времени. Загадайте, пожалуйста, химический элемент. Его порядковый номер умножьте на 2, прибавьте к этому произведению 5. Теперь всю сумму умножьте на пять. По очереди говорите мне ответ, а я скажу вам порядковый номер вашего загаданного элемента.
(Разгадка: От предложенного ответа необходимо отбросить последнюю цифру и вычесть от оставшегося числа 2. Получится порядковый номер задуманного элемента в таблице Д.И.Менделеева).
В оставшееся время можно также предложить ученикам загадки:
Очень положительный
С массою внушительной,
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его – нейтрон.
Догадались? Он-….(протон)!.
Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион,
А я нейтральный и зовусь…(нейтрон)!
Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там,
Свет зажег, нагрел утюг
…. – наш лучший друг.
Если в атом он попал –
То считай почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (электрон)
Спасибо всем за урок! При выходе не забудьте сдать свои индивидуальные карточки – я, проверив их, соглашусь или нет с оценкой выставленной вам вашим коллегой.
До свидания.
/ Знак (*) в тексте соответствует определенному слайду презентации. / Приложение 3
Приложение 1
Опорный конспект по теме «Состав атомных ядер. Изотопы. Радиоактивность.»
Приложение 2
Карточки
Приложение 3
Презентация к уроку по теме «Состав атомных ядер. Изотопы. Радиоактивность.»
Приложение 4
Пакет документов для посещающих урок у