Тип урока: вводный урок по теме “Металлы».
Цели:
Образовательная: Дать общее представление о металлах. Создать условия способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний о нахождении металлов в природе, положения их в периодической системе и особенностях строения их атомов, а также осознанного понимания биологической роли металлов в жизнедеятельности человека.
Развивающая: Способствовать на уроке развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также формированию навыков работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами, опорными конспектами.
Воспитательная: Обеспечить условия для формирования коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности.
Оборудование:
коллекции металлов,
периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева,
макет торса человека,
карточки с символами металлов,
физическая карта Якутии, атласы.
Структура урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование | |
1.Организационный момент. | 1. Приветствие 2. Читает загадку, написанную на доске: Я твердый, ковкий и пластичный, Блестящий, нужный всем, практичный. Я вам уже подсказку дал, Так кто же я такой…? и предлагает записать отгадку в тетрадь в виде темы урока? Выслушивает ответы учащихся. ?: Как вы догадались (по каким признакам), что речь идет о металлах. После ответов уточняет тему урока, прописывает ее на доске. | 1. Подготовка рабочего места 2. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока в тетрадь. | Создание положительного эмоционального и внутреннего настроя на работу всех учащихся. Акцентирование внимания на теме урока. Развитие умения обосновывать свою точку зрения |
Актуализация знаний. 3.Этап актуализации субъектного опыта учащихся
| 1. ?: Какие Ме вам известны? Учитель фиксирует ответы школьников на доске. 2. Организует игровую ситуацию: — Создайте рекламу любому Ме, используя шаблон (на доске): Я…….(металл), Я самый …….(какой), Потому что …… Фиксирует свойства металлов на доске, без комментариев. 3. Предлагает обратиться к историческим сведениям и заслушать краткие (1-2 мин.) сообщения товарищей (было дано перспективное задание по дополнительной литературе) и выстроить схему смены эпох, связанную с историей открытия Ме и их сплавов. | Отвечают с места
Презентация рекламы, запись формулировки в тетрадь. Заслушивают сообщения.
Докладчики выстраивают схему на доске, используя таблички, остальные учащиеся фиксируют в тетрадь. Рассматривают предметы выставки из Ме соответствующих веков. | Актуализация знаний. Создание ситуации успеха для слабых уч-ся. Выявление субъектного опыта уч-ся. “Проживание роли”
Расширение кругозора. Реализация межпредметных связей (история) Развитие коммуникативных умений: слушать и слышать. |
Целеполагание. 3.Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
| 1. Предлагает создать кластер по теме “Металлы” (обязательные компоненты кластера прописаны на доске и закрыты белыми листами) и на основе имеющихся знаний уч-ся предлагают, что бы они хотели узнать о Ме. 2. Открывает обязательные компоненты кластера на доске и добавляет в пустые ячейки компоненты, названные детьми (т.е. то, что будет изучено сверх темы). 3. Предлагает провести ранжирование кластера, и т.о. определить порядок изучение всей темы. 4. Проговаривает, уточняет задачи и объем материала данного урока. | Обсуждают в парах и предлагают компоненты кластера, что они хотели бы узнать о металлах. Записывают в тетрадь. Предлагают варианты и нумеруют компоненты кластера совместно с учителем. Делают вывод о последовательности изучения тем, в связи с этим определяют основную задачу, на данном и последующих уроках: “Продолжить изучение темы “Металлы” по составленному плану”. | Конкретизация субъектного опыта учащихся Обеспечение понимания уч-ся личностной значимости темы, а также порядка и способов ее познания. Развитие логического, критического мышления |
“Открытие детьми новых знаний” 4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности
5.Этап первичной проверки понимания изученного
6.Этап закрепления изученного
| 1. Организует групповую работу с коллекциями Ме и физической картой Якутии. Задание: Рассмотрите образцы Ме и проанализируйте физическую карту Якутии. Определите месторождения, каких Ме и где находятся на территории Якутии? Ответ зафиксируйте в тетради. 2. Обращает внимание ребят на кластер и просит ответить на вопросы: На каком этапе изучения темы они находятся? Что особенное, необычное, полезное они уже узнали о металлах? И, чем мы будем заниматься сейчас? 3. Имитационная ситуация “Снегопад” Организует работу в группах с использованием дидактического материала Задание: Расписать электронное строение атома и карточки с символами Ме прикрепить на доску рядом с электронной формулой элемента. 4. Посредством побудительного и подводящего диалога, подводит детей к выводу об особенностях его строения атомов Ме, их месте в ПС и изменении металлических свойств. Уточняет: Где металлы расположены в ПС? 5. Проблемные вопросы: — Почему бор неметалл, ведь у него 3 электрона на внешнем уровне. — Почему висмут и полоний – металлы, хотя у них 5 и 6 электронов на внешней электронной оболочке. 6.Первичное закрепление знаний «Третий лишний». 7. Вновь организует работу с кластером, выясняя, насколько ученики продвинулись в изучении темы урока 8. Организует работу с опорными конспектами, макетом в группах. Задание: Используя макет торса человека (с прикрепленными на разные органы, карточками с символами металлов), подготовить рассказ о биологической роли металла (по выбору учащихся). Выслушивает ответы учащихся, задает уточняющие вопросы, подводит учащихся к выводу о роли металлов для жизнедеятельности человека. Организует работу для первичного, закрепления изученного материала: Задание: Какую роль в развитии истории человечества сыграли металлы? | 1. Рассматривают коллекции, работают с картой, обсуждают, фиксируют результаты работы. Делают вывод о распространенности Ме на территории. Якутии 2. Отвечают на вопросы, делают выводы, прогнозы. 3. Учащиеся работают с предложенным материалом, обсуждают, делают выводы и обобщения. Слабые находят ответы в учебнике.
4. Дают мотивированный ответ, делают вывод о том, что в строении атомов металлов нужно учитывать 2 фактора: — число внешних электронов — радиус атомов. 5. Анализируют свою работу на данном этапе, отвечают на вопрос: Что помогло мне хорошо понять этот компонент кластера?
Самостоятельно работают в тетрадях отвечая на заданные вопросы. Работа в парах , взаимопроверка.
Делают вывод о роли металлов и их содержании в организме человека. Работают самостоятельно. | 1. Реализация межпредметных связей (география) Реализация принципа вариативности (выбор вида, формы и способа оформления и представления информации) Развитие сенсорной сферы Активизация мыслительной, познавательной деятельности. Применение знаний в новых условиях Развитие коммуникативных качеств, также сохранение активной позиции ученика на уроке 2. Промежуточная рефлексия позволяет развивать умения анализировать и прогнозировать детьми свою деятельность 3. Реализация эвристического подхода Развитие умений анализировать, сопоставлять, выделять главное и особенное. 4. Организация индивидуальной самостоятельной работы, в том числе и с учебником Учет индивидуального темпа работы, что ведет к усвоению ГОС и осознанию темы даже слабыми уч-ся Первичное закрепление материала Развитие интеллектуальных способностей, умений анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее. Промежуточная рефлексия Формирование навыков работы с различными источниками информации, а также умений работы в группе: общение, распределение ролей, взаимоподдержка и взаимопомощь. |
13?Рефлексия 8.Этап обобщения и систематизации
12.Этап подведения итогов учебного занятия
| Предлагает вернуться к кластеру и выделить те компоненты, которые уже изучены (Что знал и что узнал?) Уточняет, что на последующих уроках продолжится работа с кластером и, возможно, появятся новые компоненты. Предлагает создать синквейн по теме. ?: 1. Что наиболее значимое для меня. Что я сегодня узнал? 2. Где эти знания пригодятся мне в жизни? Обращается к учащимся с просьбой оценить свою работу на уроке и поставить оценку себе в тетрадь | Выделяют, проговаривают вслух.
Работают самостоятельно в тетрадях, затем представляют синквейн. | Рефлексивный анализ деятельности, осознание плана действий, а возможно и целей, последующих уроков по данной теме.
Закрепление материала. Осознание личностной значимости темы для учащихся.
Самоанализ своего участия в работе на уроке, самооценка. |
Домашнее задание. 11.Этап информации о домашнем задании
| Обязательная часть: П &– в учебнике; Дополнительная часть: 1. Обосновать рекламу, созданную металлу на уроке, используя справочную и научную литературу. 2. Вспомнить или отыскать в литературных произведениях строки с упоминанием элементов металлов, а также образные выражения, такие как “золотое сердце”, “железная воля” и т.д.
| Записывают задание в тетрадь, дневник. |
Реализация дифференцированного подхода (задания разного уровня) Создание ситуации успеха – ребенок может реализовать себя в том или ином виде деятельности |