Конспект урока на тему «Сера – простое вещество»

Тема «Сера – простое вещество»

Цель урока: определить положение серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома серы, физические и химические свойства, области применения серы.

Оборудование: ПСХЭ, ноутбук, мультимедийный проектор, образцы серы, вода, химический стакан, стеклянная палочка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. (Презентация)

Игра по теме «Кислород». Стрелка барабана указывает на номер вопроса, ученики по очереди отвечают на вопросы, зарабатывая баллы (за правиль-ный ответ – 1 балл).

  1. Назовите самый распространённый элемент на нашей планете. (Кислород)

  2. Назовите аллотропные модификации кислорода. (Кислород и озон)

  3. Какая химическая связь в молекуле кислорода? (Ковалентная неполярная)

  4. Назовите основные физические характеристики кислорода. (Кислород – это газ без цвета, запаха, вкуса)

  5. С какими веществами взаимодействует кислород? (Кислород взаимодействует почти со всеми простыми веществами, кроме галогенов, благородных газов, золота и платиновых металлов)

  6. Назовите признаки реакций горения. (Выделение большого количества теплоты, воспламенение)

  7. Где применяется кислород? (В металлургии, как окислитель ракетного топлива, в авиации и медицине для дыхания, при взрывных работах, для газовой резки и сварки металлов)

  8. Напишите уравнение реакции для получения кислорода, осуществляемой в присутствии оксида марганца(IV) 2О2 = 2Н2О + О2

  9. Запишите уравнение реакции кислорода с щелочным металлом. 4Li + O2 = 2Li2O

  10. Запишите уравнение реакции кислорода с алюминием. 4Аl + 3O2 = 2Al2O

  11. Запишите уравнение реакции в которой кислород является восстановителем. 2F2 + 2О = 4НF + О2

  12. Запишите уравнение реакции кислорода с фосфором. Запишите уравнение реакции кислорода. 4Р + 5O2 = 2Р2O5

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке, мы познакомимся со следующим элементом VI группы главной подгруппы ПСХЭ. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова “В древней магии присутствую при рождении огня, называют серой издавна меня» (слайд 1). Итак, тема урока «Сера – простое вещество» (слайд 2), цель урока (слайд 3).

  1. Изучение нового материала.

  1. Положение серы в ПСХЭ. (слайд 4) Используя ПСХЭ, дайте характеристику химическому элементу сере (порядковый номер, номер группы, периода, строение атома). Сера на внешнем энергетическом уровне содержит 6 электронов, из которых 2 электрона неспаренные. Однако, по сравнению с атомами кислорода атомы серы имеют больший радиус, меньшее значение электроотрицательности, поэтому проявляют более выраженные восстановительные свойства, образуя соединения со степенями окисления +2,+4,+6. По отношению к менее электроотрицательным элементам (водород, металлы) сера проявляет окислительные свойства и приобретает степень окисления -2.

  2. Физические свойства (слайд 5)

Лабораторный опыт: рассмотрите образец серы, определите агрегатное состояние, цвет, растворимость в воде.

Вывод: сера – это твёрдое вещество, жёлтого цвета, в воде не растворяется.

Кристаллы серы в воде тонут. А порошок плавает на поверхности воды, т.к. мелкие кристаллики серы водой не смачиваются и поддерживаются на плаву мелкими пузырьками воздуха. Это процесс флотации. (Продемонстрировать опыт)

  1. Аллотропные модификации серы (слайд 6)

Для серы, как и для кислорода, характерна аллотропия.

— ромбическая сера (слайд 7)

Наиболее устойчивая модификация, состоящая из молекул S8. Её кристаллы имеют вид октаэдров со срезанными углами. В эту модификацию при комнатной температуре превращаются все другие модификации.

— моноклинная сера (слайд 8)

При кристаллизации расплава сначала получается моноклинная сера (игольчатые кристаллы), которая затем переходит в ромбическую.

— пластическая сера (слайд 9)

При нагревании кусочков серы в пробирке, она плавится, превращаясь в жидкость жёлтого цвета. При температуре 160 градусов жидкая сера начинает темнеть и становится настолько густой и вязкой, что даже не выливается из пробирки, однако при дальнейшем нагревании превращается в легкоподвижную жидкость темно-коричневого цвета. Если её вылить в холодную воду, она застывает в виде резинообразной массы. Это пластическая сера. Однако через несколько дней она превращается в ромбическую серу.

  1. Химические свойства серы (слайд 10)

При обычных условиях сера реагирует со всеми щелочными и щелочноземельными металлами, медью, ртутью, серебром, при нагревании сера реагирует и с другими металлами (цинк, алюминий, железо), образуя сульфиды. Только золото не реагирует с серой ни при каких условиях.

Запишите уравнение реакции серы с ртутью, составьте уравнение электронного баланса. Задание: используя учебник, стр. 131, ответьте на вопросы: какое практическое значение имеет эта реакция? Какая реакция называется демеркуризацией?

Из неметаллов с серой не реагируют только азот, йод и благородные газы. Запишите уравнения реакции серы с водородом, кислородом, составьте уравнение электронного баланса. Сероводород и сернистый газ – это яды. При курении тоже образуются сероводород и сернистый газ, отравляя организм. Не губите своё здоровье сознательно! Не курите!

  1. Нахождение в природе (слайд 11)

В природе сера встречается в трёх формах: самородная, сульфидная и сульфатная.

  1. Биологическое значение серы.

Сера — жизненно важный химический элемент. Она входит в состав белков. Особенно много серы в белках волос, рогов, шерсти. При недостатке серы в организме наблюдается ломкость костей, ногтей, выпадение волос. Серой богаты горох, фасоль, пшеница, яйца. Содержание серы в организме человека массой 70 кг – 140г. Сколько серы содержится в вашем организме.

  1. Применение серы (слайд 12)

5.Закрепление изученного материала (фронтальный опрос)

— охарактеризуйте положение серы в ПСХЭ;

— охарактеризуйте физические свойства серы;

— назовите аллотропные модификации серы;

— в каком соединении сера проявляет степень окисления +4

А) Н2S Б)Н2SО3 В) Н2SО4

— с каким веществом реагирует сера, образуя сульфиды

А) водой Б)водородом В) натрием

Запишите уравнение реакции.

  1. Домашнее задание

Параграф 22, упр.2 стр.134

  1. Подведение итогов урока.

Комментирование оценок.





Свежие документы:  Конспект урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества – металлы»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: