Тема «Сера – простое вещество»
Цель урока: определить положение серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома серы, физические и химические свойства, области применения серы.
Оборудование: ПСХЭ, ноутбук, мультимедийный проектор, образцы серы, вода, химический стакан, стеклянная палочка.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. (Презентация)
Игра по теме «Кислород». Стрелка барабана указывает на номер вопроса, ученики по очереди отвечают на вопросы, зарабатывая баллы (за правиль-ный ответ – 1 балл).
Назовите самый распространённый элемент на нашей планете. (Кислород)
Назовите аллотропные модификации кислорода. (Кислород и озон)
Какая химическая связь в молекуле кислорода? (Ковалентная неполярная)
Назовите основные физические характеристики кислорода. (Кислород – это газ без цвета, запаха, вкуса)
С какими веществами взаимодействует кислород? (Кислород взаимодействует почти со всеми простыми веществами, кроме галогенов, благородных газов, золота и платиновых металлов)
Назовите признаки реакций горения. (Выделение большого количества теплоты, воспламенение)
Где применяется кислород? (В металлургии, как окислитель ракетного топлива, в авиации и медицине для дыхания, при взрывных работах, для газовой резки и сварки металлов)
Напишите уравнение реакции для получения кислорода, осуществляемой в присутствии оксида марганца(IV) 2Н2О2 = 2Н2О + О2
Запишите уравнение реакции кислорода с щелочным металлом. 4Li + O2 = 2Li2O
Запишите уравнение реакции кислорода с алюминием. 4Аl + 3O2 = 2Al2O
Запишите уравнение реакции в которой кислород является восстановителем. 2F2 + 2Н2О = 4НF + О2
Запишите уравнение реакции кислорода с фосфором. Запишите уравнение реакции кислорода. 4Р + 5O2 = 2Р2O5
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке, мы познакомимся со следующим элементом VI группы главной подгруппы ПСХЭ. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова “В древней магии присутствую при рождении огня, называют серой издавна меня» (слайд 1). Итак, тема урока «Сера – простое вещество» (слайд 2), цель урока (слайд 3).
Изучение нового материала.
Положение серы в ПСХЭ. (слайд 4) Используя ПСХЭ, дайте характеристику химическому элементу сере (порядковый номер, номер группы, периода, строение атома). Сера на внешнем энергетическом уровне содержит 6 электронов, из которых 2 электрона неспаренные. Однако, по сравнению с атомами кислорода атомы серы имеют больший радиус, меньшее значение электроотрицательности, поэтому проявляют более выраженные восстановительные свойства, образуя соединения со степенями окисления +2,+4,+6. По отношению к менее электроотрицательным элементам (водород, металлы) сера проявляет окислительные свойства и приобретает степень окисления -2.
Физические свойства (слайд 5)
Лабораторный опыт: рассмотрите образец серы, определите агрегатное состояние, цвет, растворимость в воде.
Вывод: сера – это твёрдое вещество, жёлтого цвета, в воде не растворяется.
Кристаллы серы в воде тонут. А порошок плавает на поверхности воды, т.к. мелкие кристаллики серы водой не смачиваются и поддерживаются на плаву мелкими пузырьками воздуха. Это процесс флотации. (Продемонстрировать опыт)
Аллотропные модификации серы (слайд 6)
Для серы, как и для кислорода, характерна аллотропия.
— ромбическая сера (слайд 7)
Наиболее устойчивая модификация, состоящая из молекул S8. Её кристаллы имеют вид октаэдров со срезанными углами. В эту модификацию при комнатной температуре превращаются все другие модификации.
— моноклинная сера (слайд 8)
При кристаллизации расплава сначала получается моноклинная сера (игольчатые кристаллы), которая затем переходит в ромбическую.
— пластическая сера (слайд 9)
При нагревании кусочков серы в пробирке, она плавится, превращаясь в жидкость жёлтого цвета. При температуре 160 градусов жидкая сера начинает темнеть и становится настолько густой и вязкой, что даже не выливается из пробирки, однако при дальнейшем нагревании превращается в легкоподвижную жидкость темно-коричневого цвета. Если её вылить в холодную воду, она застывает в виде резинообразной массы. Это пластическая сера. Однако через несколько дней она превращается в ромбическую серу.
Химические свойства серы (слайд 10)
При обычных условиях сера реагирует со всеми щелочными и щелочноземельными металлами, медью, ртутью, серебром, при нагревании сера реагирует и с другими металлами (цинк, алюминий, железо), образуя сульфиды. Только золото не реагирует с серой ни при каких условиях.
Запишите уравнение реакции серы с ртутью, составьте уравнение электронного баланса. Задание: используя учебник, стр. 131, ответьте на вопросы: какое практическое значение имеет эта реакция? Какая реакция называется демеркуризацией?
Из неметаллов с серой не реагируют только азот, йод и благородные газы. Запишите уравнения реакции серы с водородом, кислородом, составьте уравнение электронного баланса. Сероводород и сернистый газ – это яды. При курении тоже образуются сероводород и сернистый газ, отравляя организм. Не губите своё здоровье сознательно! Не курите!
Нахождение в природе (слайд 11)
В природе сера встречается в трёх формах: самородная, сульфидная и сульфатная.
Биологическое значение серы.
Сера — жизненно важный химический элемент. Она входит в состав белков. Особенно много серы в белках волос, рогов, шерсти. При недостатке серы в организме наблюдается ломкость костей, ногтей, выпадение волос. Серой богаты горох, фасоль, пшеница, яйца. Содержание серы в организме человека массой 70 кг – 140г. Сколько серы содержится в вашем организме.
Применение серы (слайд 12)
5.Закрепление изученного материала (фронтальный опрос)
— охарактеризуйте положение серы в ПСХЭ;
— охарактеризуйте физические свойства серы;
— назовите аллотропные модификации серы;
— в каком соединении сера проявляет степень окисления +4
А) Н2S Б)Н2SО3 В) Н2SО4
— с каким веществом реагирует сера, образуя сульфиды
А) водой Б)водородом В) натрием
Запишите уравнение реакции.
Домашнее задание
Параграф 22, упр.2 стр.134
Подведение итогов урока.
Комментирование оценок.