Обобщающий урок по теме:
« Соединения химических элементов»
Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации неорганических веществ.
Закрепить знания и умение составлять формулы по названиям и названия по формулам.
Задачи урока:
Проверить глубину знаний, умение их применять при использовании игровых форм.
Способствовать развитию логического мышления, речевых навыков.
Активизация познавательной деятельности учащихся, воспитывать желание трудиться, с интересом, без принуждения.
Оборудование:
Карточки с заданиями, компьютер, используется презентация, схема (квадрат) “Генетическая связь между классами соединений ”, диски для составления формул соединений , карточки с написанными химическими формулами соединений .
Вступительное слово учителя: Ребята, мы с вами завершаем изучение темы “ Соединения химических элементов ”. Сегодня мы проверить ваши знания по этой теме. В свое время философ Конфуций сказал: “Учиться, а время от времени повторять изученное, разве неприятно?”. Вот эти слова и будут к нашему уроку эпиграфом.
Актуализация знаний учащихся (фронтальный опрос) – разминка.
На какие две группы можно разделить неорганические вещества?
(Простые и сложные)
На какие группы можно разделить простые вещества?
(Металлы и неметаллы)
На какие классы делятся сложные вещества?
(Оксиды, основания, кислоты, соли)
Что называется оксидами, основаниями, кислотами, солями? Для того чтобы вам легче было ориентироваться в многообразии веществ, вам помогут загадки.
Загадка 1. Два элемента в них всего-
Кислород важней всего.
? Что называется оксидами?
Задание 1.Выписать оксиды и распределить их в два столбика:
оксиды металлов и неметаллов. Дать названия.
Na 2O, N 2O 5, NaOH, HNO 3, CuO, SO 2, FeS, Cu 2O, P 2O 5.
Загадка 2. Водород в состав их входит,
За собой остаток водит,
Они кислые на вкус
Их ……………. зовут.
? Что называется кислотами?
Задание 2. «Четвертый лишний» (уберите лишнее вещество и объясните свой выбор)
HNO3, NaOH, HCl, H 2SO 4
Загадка 3. Группы атомов о-аш —
Очень важный признак наш,
«Фенолфталеиновый» в нас
Становится малиновым.
? Что называется основанием?
Задание 3. Выпишите формулы щелочей и нерастворимых оснований в два столбика
NaOH, Fe(OH) 2, Fe(OH) 3, Ca(OH) 2, KOH, H 2SO 4, NaCl, Ba(OH) 2, PbO, CuO, Cu(OH) 2, Zn(NO 3) 2, Zn(OH) 2
Загадка 4. Металл и кислотный остаток
В них дружно живут,
Эти вещества ……..зовут.
? Что называется солями?
Задание 4. Составьте формулы солей, о которых говорится в загадках
· Я, конечно, очень нужен,
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомните вы сразу
Кто догадлив говорит
Это ……………. хлорид натрия
·
Составьте формулы солей, входящих в состав поливитамина «Компливит»:
фосфат кальция
сульфат железа (II)
сульфат цинк
Лабораторная работа «Определение среды раствора»
В пробирках под номерами находятся неизвестные вещества, с помощью индикаторов определите их.
Что наблюдали | Вывод
| |
Пробирка №1 + метилоранж Пробирка №2 + метилоранж | Раствор стал желтого цвета Раствор приобрел розовой цвет | В пробирке щелочь В пробирке кислота |
Вывод: Как на прогулке от мороза,
От кислоты я стану розов,
А в щелочи мой вид смешон,
Я сразу желтый, как лимон!
|
Тренинговая игра “Соответствие движению”
Цель игры: ввести в обучение оживление и разрядку, которая способствует непринужденному запоминанию формул, названий, терминов.
Технология игры: учитель показывает карточку с формулой вещества, называет вещество и если называет:
кислоту – они поднимают правую руку;
оксид – левую руку;
основание – берутся за нос;
соль – берутся за правое ухо.
Результат игры:
Игра проходит весело и оживленно, быстро: и на основе “ассоциативных движений” достигается выучивание необходимых химических соединений , происходит слуховое восприятие соответствующих формул.
4. Определить степень окисления химического элемента в соединениях :
H 2S | Na 2O |
BaO |
5. Игра “Найдите соответствие”
Цель игры: Отработка навыков быстрого запоминания кислот и их солей.
Соляная кислота сульфаты
Серная фосфаты
Угольная сульфиды
Азотная нитраты
Серововодородная хлориды
Фосфорная карбонаты
6. Составить формулы солей (под диктовку)
сульфат меди |
9. Игра “Найдите лишнее”
Цель игры: научить распознавать по формулам различные классы неорганических соединений.
Технология игры:
На слайде написаны пять строчек химических формул различных веществ. В каждой строчке по четыре формулы.
В каждой строчке следует вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся три других.
Задание выполняют учащиеся, используя принцип “эстафеты”.
Задание:
Na2SO4 | H2SO4 | HNO3 |
Подведение итогов урока , выставление оценок.
Домашнее задание: Повторить кислоты и соответствующие им соли.