Конспект урока на тему «Вода известная и неизвестная»


Интегрированный урок по химии, биологии, географии и литературе

Учитель: Дамирова Л.В., Майорова Л.В.

Тема урока: «Вода известная и неизвестная»

Цель урока: дать целостное представление о воде с точки зрения естественных наук (биологии, географии, физики, химии, экологии).


Задачи урока:
Образовательная — интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе из курсов химии, биологии, географии и литературы; раскрыть роль воды в зарождении и развитии живых организмов на Земле

Развивающая — развивать познавательную активность учащихся, активизировать все знания учащихся о воде; обсудить значимость воды в природе и жизни человека, а также экологические вопросы.

Воспитательная продолжить воспитание уверенности в себе, интереса к естественным наукам; формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитание аккуратности, дисциплинированности на уроке.

расширить кругозор учащихся

Тип урока – интегрированный по химии и биологии, географии и литературе

Форма организации учебной деятельности учащихся – групповая работа и индивидуальная

Методы и приёмы обучения — проблемный, частично исследовательский, демонстрационный химический эксперимент, рассказ, беседа

Оборудование – компьютер, мультимедийная презентация, мензурка водой, предметное стекло, стеклянная палочка, высказывания на доске, глобус.

Ход урока:

«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».

Леонардо да Винчи

1. Организационный момент – приветствие класса, проверка готовности к уроку

Приветствие класса. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Это урок, объединяющий знания по биологии, химии, географии и литературе. Такие уроки носят название интегрированных, т.к. помогают объединить знания всех наук для создания целостного представления об изучаемом объекте. Мы сегодня будем говорить о необычном по свойствам веществе планеты, обладающем особыми свойствами и, безусловно, важнейшем для всего живого.

2. Погружение в тему

Учитель химии: Послушайте загадку:

«А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы!
Я вездесуща и легка, —
Я лёд, я пот, я — облака,
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь — я закипаю,
Когда мороз — я застываю».

О каком веществе идёт речь? (это вещество вода.)

Тема нашего урока «Вода известная и неизвестная».

Нам предстоит выяснить, какие свойства воды определяют её значение для жизни на Земле.
Эпиграфом к нашему уроку мы выбрали слова Леонардо да Винчи:

«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».


Учитель биологии.

О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В. Петряев: «Разве вода – это только жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь, – это вода»


Учитель географии.

Тучи, облака, туман несущие влагу всему живому на земной поверхности, это тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снег, покрывающий почти половину планеты, и это – вода. Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды.

Свежие документы:  Моя безопасность на дорогах моего города (5 класс)

Давайте посмотрим на глобус.

Наша планета названа Землёй по явному недоразумению: на сушу приходится _____( ответ детей) её территории, а всё остальное – Вода! Правильно было бы назвать её планета Вода!

Есть один факт, довольно интересный – если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, а все океаны, моря и реки , озера разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды.

Нахождение воды в природе:

  • Составьте схему распределения воды в природе.

3/4 земного шара
97% океаны и моря
3% озёра, реки, подземные воды

  • Найдите и покажите на карте водоемы (реки, моря, озера). (Желающие выходят по очереди к доске и на время показывают 5 объектов, которые им называют остальные учащиеся.)

Беседа с учащимися.

Проблемный вопрос: Почему пресная вода на Земле не иссякает?

Вывод: Вода является самым распространённым веществом на Земле.


Учитель химии.
Сегодня любой школьник без труда назовёт формулу воды. 

  • Назовите химическое название воды (оксид водорода).

  • Вода относится к сложным или простым веществам? (сложным)

А во времена Платона принимали воду за простое вещество. Вплоть до 18 века считали её неделимым веществом.

Природа воды была раскрыта французским химиком Лавуазье и его коллегой математиком  Лапласом. Они синтезировали воду из кислорода и водорода (учащиеся составляют уравнение реакции), причём масса полученной воды была равна массам водорода и кислорода, участвующих в реакции. Вскоре Лавуазье провёл опыт по её разложению, пропуская водяной пар над раскалённым железом, получил водород. Новый способ получения водорода заинтересовал Парижскую академию наук.

  • Почему?

Вода стала причастна к первым полётам на воздушных шарах, открыв путь к практическому воздухоплаванью. Процесс разложения воды имеет большие перспективы, так как водород в будущем – экологическое топливо.

  • Как вы думаете почему? (образуется вода в результате его сгорания)

Но пока перед учёными стоит проблема выгодного способа разложения воды и безопасности использования водорода в качестве топлива. Может быть, кто-то из вас в будущем станет великим химиком и решит эти проблемы.


Учитель биологии.
Вода – это символ жизни, который необходимый всем живым организмам Земли, в том числе и человеку.

  • Сообщение учащегося: «Вездесущая вода».

Воду с полным правом можно назвать вездесущей!

Мозг человека содержит 81% воды, в крови на 5 л приходится почти 4 л воды, в костях — 30% воды, в хрящах — 60%, в печени — 70%, в мышцах — 50—75%, в почках — 83%.

Высохшая мумия человека весит только 8 кг.

В сутки человек выделяет 3 л воды. Столько же ее нужно и вводить в организм. В это количество входит и вода, поглощаемая человеком с пищей. Нет ни одного продукта питания, в котором бы не было воды.

В хлебе — 40% воды, в яйцах — 65%, в мясе — 75%, в рыбе — 80%, в молоке — 87%, в овощах — 90% (а в огурцах — 98%!).

Высокое содержание воды в клетке — самое необходимое условие ее жизнедеятельности и зависит от интенсивности процессов обмена веществ. Так, в быстрорастущих клетках зародышей человека и животных содержится около 95% воды, в клетках молодого организма — 70—80%, а к старости — значительно снижается (у «высохших» стариков и старух — около 60%, ниже — смерть).

Роль воды — велика и многогранна. Она определяет объем и упругость клетки. В ней не только протекают химические реакции обменных процессов, но она сама участвует во многих из них. Из воды и углекислого газа в результате фотосинтеза образуется крахмал. Она выполняет терморегулирующие функции в организме.


Учитель биологии. Для нормального существования человек должен потреблять воды примерно в 2 раза больше, чем питательных веществ. Потеря 12-15% воды приводит к нарушению обмена веществ, а потеря 25% воды – к гибели организма.

Как вы думаете почему? (кровь густеет настолько, что сердце не может её толкать).

Учитель химии

Как вы думаете, много ли в вашем теле воды? Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание  Внимательно изучите пример решения и оформите задачу  на вычисление массовой доли воды в организме.

Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80% от массы тела. Найдите массу воды в своём организме.

Дано:
m (орг.) = 50 кг         
w = 80%, или 0,8 .

Найти:
M (воды)

Решение:
W = m (вода)  100% / m (орг.)
M (вода) = w  m (орг.) = 0,8 50 = 40 кг
Ответ: масса воды в моём организме составляет 40 кг.

Зачем столько воды нашему организму? (Диаграмма «Вода в организме»)
вывод: Вода входит в состав всех клеток и тканей тела; в ней протекают все биохимические процессы. 


Физкультминутка: (выполняют под “шум прибоя”)


Учитель географии

Хотя вода – самое распространённое вещество, химически чистой воды на земле нет, так как всё, что мы в повседневности называем водой, — это растворы различных веществ: кислорода, углекислого газа, всевозможных солей. Именно из растворов веществ усваивают живые организмы большинство химических элементов. Воды, пригодной для употребления в пищу очень мало.

Опыт.

 Возьмите мензурку, в которой налито 150 мл воды. Условно возьмём эту величину за весь запас воды на Земле. Найдите деление 6 мл – это запас всей пресной воды (в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью стеклянной палочки капните на предметное стекло небольшую каплю – эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объёма всех мировых водных ресурсов.

  • К какому выводу можно прийти? (Вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно).

Ежегодное потребление воды в расчёте на одного жителя Земли составляет 7 – 8 тонн. Вода необходима для любого производства.
Бездумная эксплуатация природных вод становится причиной истощения благодатной влаги. В реки, моря и океаны сбрасываются отходы человеческой деятельности – промышленные и бытовые стоки, это ведёт к истощению водных ресурсов.
Как это противоестественно – сбрасывать грязь и нечистоты туда, откуда берешь воду для питья!

Выдающийся политический деятель 20 века Индира Ганди утверждала, что цивилизация – это диалог между водой и человечеством.

  • Согласны ли вы с этим утверждением?

Рефлексия.

Для эмоционального завершения урока учитель предлагает ребятам «Светофор»

«Светофор» Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

^ Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.


Итог

Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, приходящими.

Царь Дхатусена, правивший на острове Шри –Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привёл своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть моё богатство».





Свежие документы:  Конспект урока "Совершенствование техники передачи мяча сверху (снизу)" 7 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: