Конспект урока по Химии «Арены. Бензол» 10 класс





Урок в 10 классе

Тема: Арены. Бензол.




МБОУ РСОШ «10

Учитель: Григоренко Е.В.























Цели урока

1.Учебные:

Расширить знания учащихся о строении органических веществ на примере бензола. Углубить представления о видах химической связи, способах образования и влиянии связи на свойства вещества

2.Развивающие:

Развивать логическое мышление на основе научных фактов и причинно-следственных связей, умение прогнозировать химические свойства исследуемого вещества на основе его строения

3.Воспитательные:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, желание постигать науку и применять её достижения в жизни. Экологическое воспитание.


Форма работы: индивидуальная, групповая


Ход урока

I.Организационный момент

II.изучение нового материала

Человек на пути познания делает много ошибок, исправляет их…Так развивается наука.

Вот на такой путь познания мы стали с вами ещё в 8 классе. С тех пор, совершенствуя свои знания, мы каждый раз поднимаемся на ступеньку выше. Сегодняшний урок-это ещё один шаг вперёд на пути познания. Но изучить новое можно только хорошо усвоив и опираясь на ранее изученное. Поэтому для лучшего освоения новой темы вы получили дом. Задание, которое станет для нас отправной точкой и поэтому заранее его проверив и указав ошибки, мы вынесли эти задания на доску:

1.Задача на «4»: В 1825 г. М. Фарадей открыл в-во в светильном газе. Его состав: W(C) 92,3%, W(H) 7,7%, Дн2=39/ Установить молек. формулу вещества.

2.На «5» (дополнительное задание): Составить возможные структурные формулы для полученного состава. Назвать.

Ответ единственно возможный: С6Н6


3. «4» Решить цепочку превращении, составив её из предложенных веществ: ацетилен, бензол, карбид кальция (для последнего вещества составить структурные формулы) – «5»

Ответ: СаС2 — С2Н2 – С6Н6


( СН2=С=С=С=СН-СН3 СН ≡С-СН2— СН2 — С≡СН )

Ребята, обратите внимание в д.з. и в задаче и в цепочке превращения получилось одно и то же вещество. Бензол. Как вы думаете почему именно это вещество –король нашего урока?

Ответ: Это тема нашего урока, верно. Запишите тему урока в тетрадь: Ароматические углеводороды. Бензол.

Историческая справка об этом веществе: сообщение ученика из Википедии.

Ребята в 2005 году на китайском хим.заводе случилась авария и бензол попал в воды Амура, что вызвало серьёзную обеспокоенность наших учёных. Как вы думаете ПОЧЕМУ?

Верно, ребята, потому что это вещество токсичное, ядовитое. Вот что говорят о нём врачи: нарушает функции ц. нервной системы, кроветворных органов, разрушает кожные покровы.. А ведь свойства как мы знаем, вытекают из строения. Вы дома пытались по составу вещества опр. строение и это было непросто. Поэтому цель нашего урока как раз и установить строение бензола на основе анализа научных фактов и причинно-следстенных связей , доказать что циклическая форма –единственно верное решение. Составить прогноз хим. свойств на основе строения вещества.

Свежие документы:  Урок химии «Силикатная промышленность» (9-й класс)

— Ребята, какая общая формула аренов? (СnH2n-6)/

— О чем говорит состав? – о большой ненасыщенности водородом, т.е. линейная форма с кратными связями возможна?

Да ( составляли дома такие формулы).

— Но из ранее изученного материала мы знаем, что верна циклическая формула. Проблема №1, с 2 точками зрения. Отсюда ваша задача в ходе групповой работы на основе анализа научных фактов, доказать какое же строение у бензола.

Работа в группах

1.предлагается таблица для анализа и выводов (на структурных формулах):

+3Н2, Ni,150 (Сабатье)

Бензол Циклогексан

-3 Н2, Рt, 300 (Зелинский)

Учащиеся делают вывод №1: бензол имеет циклическое строение и вступает в реакции присоединения.

А теперь послушайте далее. Научные факты привели к выводу о циклическом строении бензола. Но…Какая связь в его молекуле при такой ненасыщенности?

У вас из д.з. разное получилось строение, а Кекуле предложил цикл с тремя двойными связями.

Проблема №2. Какая же связь в молекуле бензола? Дайте ответ на основе анализа учебника и качественных реакций на непредельные УВ.

— Ученые установили, что все связи совершенно одинаковы и равны 0,139 нм.: короче одинарных, но длиннее двойных, и они равноценны(работа групп с учебником), а значит вывод: формула Кекуле не точна;

— бензол не обесцвечивает бромную воду и перманганат калия, а значит не имеет кратных связей (хим. эксперимент, работа с реактивами).

Ребята, вы правильно установили циклическое строение бензола и отсутствие кратных связей. Тогда каково истинное строение бензола.

Предлагаю вам поработать в мыслительном центре. Я называю научный факт, а вы –выводы из него.

1 факт. Угол связи 120. Вывод: sp2-гибридизация, 3 сигма связи у каждого атома углерода. Плоскостное строение.

2.факт. 3 гибридных облака ушли на 3 сигма связи.

Вывод: так как углерод 4 валентен. Осталось по одному негибридному р-облаку. И всего их 6.

А теперь добавлю я. Эти 6 р-облаков, перекрываясь, образуют единую П-электронную систему, ароматическую связь (Полинг).

Итоговый вывод (вместе с детьми): бензол имеет циклическое строение, ароматическую связь и прогноз свойств-реакции присоединения, горения.

Демонстация слайдов с пространственным строением бензола

III.Закрепление

— беседа;

— решение задачи практического содержания:

Какой объем углекислого газа образуется при сгорании 39 г. бензола. (почему этот процесс экологически не полезен?)

IV. Итог урока.

V. Рефлексия

— интересно ли было побыть в роли исследователя

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Одноатомные спирты"

— узнал ли для себя что либо новое, полезное

— можешь ли сказать, что химия не нужна

VI. домашнее задание параграф 16.Творческий вопрос: почему именно активированный уголь использовался для обеззараживания вод в Китае и в России.







Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: