Конспект урока по Химии «Электроотрицательность. Виды химической связи»

Тема урока: «Электроотрицательность. Виды химической связи»


Цели урока: раскрыть сущность образования химической связи между атомами, начать формирование понятий о видах химической связи, электроотрицательности.

Задачи урока: на основе знаний о строении атомов выяснить, что и как заставляет атомы соединяться друг с другом в молекулы и другие структурные объединения сложных веществ.


Учащиеся должны

знать: понятия «химическая связь», «электроотрицательность», причину и природу химической связи, её виды.

уметь: сравнивать элементы по ЭО; объяснять причину образования химической связи;


Тип урока: урок изучения нового материала


Методы и приемы: фронтальная и групповая формы работы; фронтальные и индивидуальные формы контроля; наглядные методы; объяснительно-иллюстративные; эмпирические (наблюдение, анализ)


Оборудование: Периодическая таблица ХЭ; учебная таблица «Виды химической связи», учебник (таблица 19 с. 140)


Ход урока:


  1. Мотивация и целеполагание: демонстрация предмета (тела) и постановка вопросов:


1) Почему этот предмет может существовать?

2) Почему данное тело не рассыпается?

3) Почему могут существовать другие предметы и мы с вами?

4) Почему атомы инертных газов не образуют молекул?


Осуществляется совместное целеполагание о определяется тема урока.


  1. Актуализация знаний – фронтальная беседа по вопросам:

  1. Каково строение атома?

  2. Как располагаются электроны в атоме?

  3. Каково строение устойчивой электронной оболочки?

  4. Какова особенность строения атома металла? Неметалла?

  5. Определите, каков характер элемента, если его электронная формула:

а) 1s22s22p63s1 б) 1s22s22p63s23p4 в) 1s22s22p63s23p63d4s2 г ) 1s22s22p5

6) Сколько электронов на внешнем слое атомов главных подгрупп?

7) Как определить число спаренных и неспаренных электронов на внешнем слое атома?


  1. Изучение нового материала и первичный контроль.


  • Вводится понятие химической связи. Химическая связь – это взаимодействие двух, а иногда нескольких атомов, приводящее к образованию энергетически более устойчивой системы – молекулы или другого структурного объединения (иона, радикала, комплекса)

  • Природа и причина возникновения химической связи. Все атомы стремятся иметь на наружном электронном слое столько электронов, сколько их находится у ближайшего инертного газа. Получить недостающее число электронов атомы могут несколькими способами: образовывать общие электронные пары (одну или несколько); отнимать электроны от других атомов; отдавать электроны другим атомам.

  • Вводится понятие электроотрицательности (ЭО). ЭО – это свойство атома данного элемента удерживать свои электроны и оттягивать на себя электроны связанных с ним в соединении атомов других элементов. Абсолютные значения ЭО практически не применяются, поэтому используют значения относительной ЭО (ОЭО). Работа с таблицей ОЭО (с. 140):

  1. Какой элемент имеет самую большую ЭО? Чему она равна?

  2. Какова ЭО элементов Li? K? Ca? Ba?

  3. Какова ЭО элементов O? Cl? S? Br?

  4. Как изменяется ЭО в периоде? Главной подгруппе?

  • Формулировка выводов:

  1. ЭО у металлов, как правило, меньше 2.

  2. ЭО у неметаллов – больше 2.

  3. В периоде ЭО возрастает слева направо.

  4. В А-подгруппах ЭО возрастает снизу вверх.


  • Виды химической связи: а) ионная; б) ковалентная; в) металлическая;

г) водородная. Используется схема и учебная таблица «Виды химической связи».



Химическая связь



Ионная


Ковалентная


Металлическая


Водородная


  • Закрепление:


  1. Назовите более электроотрицательные элементы: а) углерод и кремний; б) фосфор и сера; в) водород и азот.

  2. Укажите неверное выражение:

а) Химическая связь – это взаимодействие, которое связывает отдельные атомы в более сложные системы.

б) Причина возникновения связи в стремлении атомов к менее устойчивому состоянию.

в) Природа химической связи электростатическая.

г) ЭО элементов главных подгрупп увеличивается сверху вниз.

д) Самый электроотрицательный элемент – хлор.

е) Второй по электроотрицательный элемент – кислород.

ж) В атоме азота на последнем электронном слое два неспаренных электрона.

з) В периодах справа налево ЭО элементов уменьшается.

  1. Расположите элементы в порядке уменьшения ЭО: хлор, калий, водород, фосфор, натрий, сера, магний. (Cl, S, P, H, Mg, Na, К)

  2. Можете ли вы сейчас ответить на вопросы, которые мы ставили в начале урока?


  • Домашнее задание: § 40 (с.139 — 141); § 41 (с.141 — 142) до раздела «Ковалентная связь», № 1 с. 145



Структура урока:


  1. Организационный момент.


  1. Тестовый контроль знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома»


III. Объяснение нового материала по теме «»


    1. Периоды онтогенеза. Составление схемы.


    1. Эмбриональный период развития. Объяснение учителя с использованием учебной таблицы, набора моделей и рисунков.


    1. Самостоятельная работа учащихся по задание учителя с использованием учебника.


    1. Контроль степени усвоения учащимися терминологии и понятий эмбриогенеза. Работа с листом контроля.


    1. Постэмбриональный период развития организмов. Демонстрация компьютерной презентации.


    1. Составление учащимися схемы постэмбрионального периода развития организмов на доске и в тетрадях.


    1. Доклад ученика «Влияние алкоголя, никотина на развитие организма»


IV. Домашнее задание: п. 3.4; записи в тетрадях



























Ход урока:


I. Организационный момент урока.

II. Тестовый контроль знаний учащихся.


  1. Тестовый контроль знаний (три ученика)

  2. Тестовый контроль знаний по учебно-тренировочным материалам для подготовки к ЕГЭ.

  3. Работа учащегося на доске по заданию учителя:



Свежие документы:  Конспект урока "Металл - рожденный небом"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: