Тема урока: «Электроотрицательность. Виды химической связи»
Цели урока: раскрыть сущность образования химической связи между атомами, начать формирование понятий о видах химической связи, электроотрицательности.
Задачи урока: на основе знаний о строении атомов выяснить, что и как заставляет атомы соединяться друг с другом в молекулы и другие структурные объединения сложных веществ.
Учащиеся должны
знать: понятия «химическая связь», «электроотрицательность», причину и природу химической связи, её виды.
уметь: сравнивать элементы по ЭО; объяснять причину образования химической связи;
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы и приемы: фронтальная и групповая формы работы; фронтальные и индивидуальные формы контроля; наглядные методы; объяснительно-иллюстративные; эмпирические (наблюдение, анализ)
Оборудование: Периодическая таблица ХЭ; учебная таблица «Виды химической связи», учебник (таблица 19 с. 140)
Ход урока:
Мотивация и целеполагание: демонстрация предмета (тела) и постановка вопросов:
1) Почему этот предмет может существовать?
2) Почему данное тело не рассыпается?
3) Почему могут существовать другие предметы и мы с вами?
4) Почему атомы инертных газов не образуют молекул?
Осуществляется совместное целеполагание о определяется тема урока.
Актуализация знаний – фронтальная беседа по вопросам:
Каково строение атома?
Как располагаются электроны в атоме?
Каково строение устойчивой электронной оболочки?
Какова особенность строения атома металла? Неметалла?
Определите, каков характер элемента, если его электронная формула:
а) 1s22s22p63s1 б) 1s22s22p63s23p4 в) 1s22s22p63s23p63d4s2 г ) 1s22s22p5
6) Сколько электронов на внешнем слое атомов главных подгрупп?
7) Как определить число спаренных и неспаренных электронов на внешнем слое атома?
Изучение нового материала и первичный контроль.
Вводится понятие химической связи. Химическая связь – это взаимодействие двух, а иногда нескольких атомов, приводящее к образованию энергетически более устойчивой системы – молекулы или другого структурного объединения (иона, радикала, комплекса)
Природа и причина возникновения химической связи. Все атомы стремятся иметь на наружном электронном слое столько электронов, сколько их находится у ближайшего инертного газа. Получить недостающее число электронов атомы могут несколькими способами: образовывать общие электронные пары (одну или несколько); отнимать электроны от других атомов; отдавать электроны другим атомам.
Вводится понятие электроотрицательности (ЭО). ЭО – это свойство атома данного элемента удерживать свои электроны и оттягивать на себя электроны связанных с ним в соединении атомов других элементов. Абсолютные значения ЭО практически не применяются, поэтому используют значения относительной ЭО (ОЭО). Работа с таблицей ОЭО (с. 140):
Какой элемент имеет самую большую ЭО? Чему она равна?
Какова ЭО элементов Li? K? Ca? Ba?
Какова ЭО элементов O? Cl? S? Br?
Как изменяется ЭО в периоде? Главной подгруппе?
Формулировка выводов:
ЭО у металлов, как правило, меньше 2.
ЭО у неметаллов – больше 2.
В периоде ЭО возрастает слева направо.
В А-подгруппах ЭО возрастает снизу вверх.
Виды химической связи: а) ионная; б) ковалентная; в) металлическая;
г) водородная. Используется схема и учебная таблица «Виды химической связи».
| Ковалентная |
| Металлическая |
| Водородная |
Закрепление:
Назовите более электроотрицательные элементы: а) углерод и кремний; б) фосфор и сера; в) водород и азот.
Укажите неверное выражение:
а) Химическая связь – это взаимодействие, которое связывает отдельные атомы в более сложные системы.
б) Причина возникновения связи в стремлении атомов к менее устойчивому состоянию.
в) Природа химической связи электростатическая.
г) ЭО элементов главных подгрупп увеличивается сверху вниз.
д) Самый электроотрицательный элемент – хлор.
е) Второй по электроотрицательный элемент – кислород.
ж) В атоме азота на последнем электронном слое два неспаренных электрона.
з) В периодах справа налево ЭО элементов уменьшается.
Расположите элементы в порядке уменьшения ЭО: хлор, калий, водород, фосфор, натрий, сера, магний. (Cl, S, P, H, Mg, Na, К)
Можете ли вы сейчас ответить на вопросы, которые мы ставили в начале урока?
Домашнее задание: § 40 (с.139 — 141); § 41 (с.141 — 142) до раздела «Ковалентная связь», № 1 с. 145
Структура урока: Организационный момент. Тестовый контроль знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома» III. Объяснение нового материала по теме «» Периоды онтогенеза. Составление схемы. Эмбриональный период развития. Объяснение учителя с использованием учебной таблицы, набора моделей и рисунков. Самостоятельная работа учащихся по задание учителя с использованием учебника. Контроль степени усвоения учащимися терминологии и понятий эмбриогенеза. Работа с листом контроля. Постэмбриональный период развития организмов. Демонстрация компьютерной презентации. Составление учащимися схемы постэмбрионального периода развития организмов на доске и в тетрадях. Доклад ученика «Влияние алкоголя, никотина на развитие организма» IV. Домашнее задание: п. 3.4; записи в тетрадях
Ход урока:
I. Организационный момент урока.
II. Тестовый контроль знаний учащихся.
Тестовый контроль знаний (три ученика)
Тестовый контроль знаний по учебно-тренировочным материалам для подготовки к ЕГЭ.
Работа учащегося на доске по заданию учителя: