Тема урока: Характеристика щелочных металлов.
Цель урока:
дать общую характеристику щелочных металлов по положению в периодической таблице и строению атомов; рассмотреть их нахождение в природе, физические и химические свойства, важнейшие соединения и применение щелочных металлов.
Планируемые результаты обучения:
уметь характеризовать щелочные металлы по положению в периодической таблице и строению атомов, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства щелочных металлов и их соединений, и объяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно -восстановительных процессах.
Содержание урока:
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Приветствие, выявление эмоционального состояния учащихся, положительный настрой учащихся на урок
На прошедшем уроке, мы закончили изучать главу «Общие свойства металлов», и вы знаете, что металлы имеют большое значение в практической жизни современного человека. Вы уже изучили: положение металлов в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов, познакомились с понятием «сплавы». Мы продолжаем изучать металлы, но теперь более подробно рассмотрим некоторых представителей среди металлов.
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Как вы думаете, какие металлы вы будете изучать, прежде всего? (Слайд 1)
Металлы IА группы – щелочные металлы. Находятся в первой группе, самые активные среди металлов.
Учитель: Как вы думаете, какие вопросы необходимо рассмотреть, изучая щелочные металлы? Положение щелочных металлов в периодической таблице и строение их атомов. Нахождение в природе. Получение. Физические свойства. Химические свойства. Применение.
(Слайд 2) Записываем тему урока в тетрадях
Учитель: вам известны некоторые сведения о щелочных металлах. Назовите эти сведения. Ученик: металлы IА группы называются щелочными металлами, потому что при взаимодействии с водой, образуют растворимые в воде основания- щелочи. У щелочных металлов один валентный электрон на внешнем энергетическом уровне, который они легко отдают в химических реакциях, приобретая степень окисления +1. Валентность –I.
Учитель: (Слайд 3) Перечислите щелочные металлы.
Ученик: Литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций. Учащиеся записывают конспект урока.
Учитель: Как происходит изменение свойства у щелочных металлов в группе. Как это скажется на активности металла? (Слайд 4) Сверху вниз размер радиуса увеличивается, и металлические свойства усиливаются, увеличиваются восстановительные свойства (способность отдавать электроны), уменьшается прочность химической связи металл – металл, уменьшается температура плавления, температура кипения
Учитель: Основываясь на имеющихся у вас знаниях, заполните таблицу «Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева» (Слайд 5, 1 клик)
СОСТАВ ЯДРА АТОМА | ЧИСЛО ВАЛЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ | ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ) | ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ | |
Li | p=+3 n= 4 | 1 | )) | 0, +1 |
Na | p=+11 n= 12 | 1 | ))) | 0, +1 |
K | p=+19 n= 20 | 1 | ))) | 0, +1 |
Rb | p=+37 n= 48 | 1 | )))) | 0, +1 |
Cs | p=+ 55 n= 78 | 1 | ))))) | 0, +1 |
Проверка выполненного задания (Слайд 5, 2 клика)
3. Изложение нового материала.
Учитель: перейдём к следующему вопросу нашего плана урока. Нахождение щелочных металлов природе. Обратимся к таблице учебника стр. 115.
Учитель: (Слайд 6) Как очень активные металлы, они встречаются в природе только в виде соединений и из – за своей активности храниться могут только под слоем керосина.
Если отрезать ножом кусочек натрия: блестящий срез быстро тускнеет на свету.
Учитель: почему происходит потускнение блестящего среза? Щелочные металлы – сильные восстановители, легко окисляются.
Учитель: Необходимо записать уравнение химической реакции, отображающее данное свойство металлов, расставить степени окисления и показать отдачу электронов. Работа учащихся у доски и в тетрадях.
2Na + O2 = Na2+1O2-2 4Li + O2 = 2Li2+1O-2
(Слайд 7) Физические свойства: щелочные металлы серебристо- белого цвета с незначительными оттенками, легкие, мягкие, легкоплавкие. Их твердость и температура плавления закономерно снижаются от лития к цезию.
(Слайд 8) Учитель: Так как щелочные металлы – это самые сильные восстановители, их можно восстановить из соединений только при электролизе расплавов солей.
NaCl ↔ Na+ + Cl−
K: Na+ + 1e = Na0
A: Cl− — 1e = Cl0;
Cl0+Cl0=Cl2
Вывод: 2NaCl → 2Na + Cl2
(Слайд 9) Для металлов характерна металлическая кристаллическая решётка. Металлическая кристаллическая решётка характеризуется наличием ионов, расположенных в узлах, и свободных электронов.
(Слайд 10) Типичные металлы, очень сильные восстановители. В соединениях проявляют единственную степень окисления +1. Восстановительная способность увеличивается с ростом атомной массы. Реакции с кислородом мы с вами уже записали, но давайте вспомним
Реакция с кислородом: 4Li + O2 → 2Li2O(оксид лития)
2Na + O2 → Na2O2 (пероксид натрия)
K + O2 → KO2 (надпероксид калия)
В реакциях с другими неметаллами образуются бинарные соединения:
2Li + Cl2 → 2LiCl (галогениды)
2Na + S → Na2S (сульфиды)
2Na + H2 → 2NaH (гидриды)
6Li + N2 → 2Li3N (нитриды)
2Li + 2C → 2Li2C2 (карбиды)
(Слайд 11) Все щелочные металлы активно взаимодействуют с водой:
2Na + 2H2O → 2NaOH + H2
2Li + 2H2O → 2LiOH + H2
(Слайд 12) Реакция с кислотами:
2Na + 2HCl → 2NaCl + H2
С растворами солей менее активных металлов:
3Na + FeCl3 = 3NaCl + Fe
(Слайд13) Качественная реакция на катионы щелочных металлов — окрашивание пламени в следующие цвета:
Li+ – карминово-красный
Na+ – желтый
K+, Rb+ и Cs+ – фиолетовый
(Слайд 14) Самые распространённые соединения щелочных металлов
Учитель: рассмотрим применение щелочных металлов. (Слайд 15) Натрий применяют в качестве восстановителя, например в цветной металлургии, в качестве теплоносителя в ядерных реакциях. Так же используется в качестве катализатора при синтезе некоторых органических веществ (получение синтетического каучука).
(Слайд 16) Литий. Из лития изготовляют аноды химических источников тока. Жидкий литий может служить теплоносителем в ядерных реакторах. Литий и его соединения широко применяют в силикатной промышленности для изготовления специальных сортов стекла и покрытия фарфоровых изделий, в черной и цветной металлургии (для повышения пластичности и прочности сплавов), для получения пластичных смазок. Соединения лития используются в текстильной промышленности (отбеливание тканей), пищевой (консервирование) и фармацевтической (изготовление косметики).
(Слайд 17) Калий. Металлический калий — материал для электродов в химических источниках тока. Сплав калия с Na находит применение в качестве теплоносителя в ядерных реакторах. В гораздо больших масштабах, чем металлический калий, находят применение его соединения. Калий — важный компонент минерального питания растений (на это уходит около 90% добываемых солей калия), он необходим им в значительных количествах для нормального развития, поэтому широкое применение находят калийные удобрения: хлорид калия КСl, нитрат калия, или калийная селитра, KNO3, поташ K2CO3 и другие соли калия. Поташ используют также при производстве специальных оптических стекол, как поглотитель сероводорода при очистке газов, как обезвоживающий агент и при дублении кож. Раствор перманганата калия КMnO4 («марганцовку») используют как антисептическое средство.
(Слайд 18) Рубидий. Можно отметить следующие области применения рубидия: электронная промышленность, специальная оптика, атомная промышленность, медицина. Рубидий используется не только в чистом виде, но и в виде ряда сплавов и химических соединений. Рубидий широко используется в измерительной технике, а так же при стерилизации ряда важных лекарств и пищевых продуктов. Каталитическая активность рубидия используется в основном для переработки нефти на ряд важных продуктов. Рубидий применяется как высокоэффективная смазка в вакууме (ракетная и космическая техника). Хлорид рубидия в сплаве с хлоридом меди находит применение для измерения высоких температур (до 400°C).
(Слайд 19) Цезий. Цезий нашёл применение только в начале XX века, когда были обнаружены его минералы и разработана технология получения в чистом виде. В настоящее время цезий и его соединения используются в электронике, радио-, электро-, рентгенотехнике, химической промышленности, оптике, медицине, ядерной энергетике.
(Слайд 20) Натрий и калий играют большую биологическую роль.
Na+- внутриклеточный ион, содержится в крови и лимфе, создает в клетках осмотическое давление. K+ — внеклеточный ион, поддерживает работу сердца и мышц.
Большое количество калия содержится в кураге, сои, фасоли, зеленом горошке, черносливе, изюме.
4. Закрепление нового материала
(Слайд 21) С помощью уравнений реакций осуществите превращения:
1) Na → Na2O2 → Na2O
NaOH Na2CO3
Li → Li2O → LiOH → LiCl
LiOH
Задача № 1
При растворении в воде 1,75 г. Щелочного металла выделилось 2,8 л. водорода. Определите металл?
Задача № 2
Вычислить, какой объём газа выделится, если на 100 г. соляной кислоты опустить кусочек натрия.
(Слайд 22) Домашнее задание
Тест по теме «щелочные металлы»
1. В промышленности металлический натрий может быть получен:
а) взаимодействием раствора хлорида натрия с металлическим калием;
б) электролизом расплава гидроксида натрия;
в) восстановлением оксида натрия водородом;
г) электролизом раствора гидроксида натрия.
2. Какой металл может плавать на поверхности воды? (возможно более одного варианта ответа.)
а) Осмий; б) алюминий;
в) литий; г) калий.
3. Из перечисленных солей выберите ту, которая гидролизуется с образованием раствора, имеющего рН > 7:
а) сульфид свинца; б) нитрит свинца;
в) йодид натрия; г) сульфид калия.
4. Ионы калия придают окраске пламени цвет:
а) желтый; б) фиолетовый;
в) карминово-красный; г) оранжевый.
5. При электролизе раствора фосфата калия образуются следующие продукты реакции:
а) на катоде – водород, на аноде – кислород, в растворе – фосфат калия;
б) на катоде – калий, на аноде – фосфорная кислота, в растворе – вода;
в) на катоде – водород, на аноде – фосфорная кислота, в растворе – гидроксид калия;
г) на катоде – калий и водород, на аноде – кислород, в растворе – фосфорная кислота.
6. Какой объем раствора хлорида натрия с молярной концентрацией 3 моль/л и плотностью 1,12 г/мл надо прилить к воде массой 200 г, чтобы получить раствор с массовой долей поваренной соли 10%?
а) 56,7 мл; б) 200 мл; в) 94,2 мл; г) 315 мл.
7. Сумма коэффициентов в реакции взаимодействия калия с избытком сильно разбавленного раствора азотной кислоты равна:
а) 30; б) 29; в) 7; г) 12.
8. При растворении 10,8 г гидрида щелочного металла в воде выделяется 10,08 л газа (н.у.). Металл, входящий в состав гидрида, – это:
а) литий; б) натрий;
в) калий; г) рубидий.
9. Коэффициент перед восстановителем в ОВР между нитритом калия и дихроматом калия в сернокислом растворе равен:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
10. Какое вещество является природным источником калия?
а) надпероксид калия; б) гидроксид калия;
в) нитрат калия; г) гидрид калия.
Ключ к тесту
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
б | в, г | г | б | а | г | а | б | в | в |