Открытый урок
по теме:
«Химические свойства кислот в свете электролитической диссоциации».
Урок-исследование
/химия 8 класс /
Учитель МОУ СОШ с.Панино
Щенова Лариса Николаевна
Тема:
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической
диссоциации»
Цель урока: расширить и углубить наши представления о кислотах, ведь они так важны для человека.
Сформулировать задачи урока, я надеюсь, поможете мне вы, используя лист учёта знаний по теме.
1 этап – Целеполагание
Учащиеся:
Мы должны знать:
Определение кислот в свете ТЭД
Химические свойства кислот с точки зрения ТЭД
Мы должны уметь:
Пользоваться таблицей растворимости
Проводить химические реакции характерные кислотам, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами
Составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде
Работать самостоятельно: наблюдать, выделять главное, делать выводы
Применять полученные знания на практике и в новых нестандартных ситуациях
Проводить самооценку своих знаний
Учитель: Понятны ли вам тема, цели и задачи урока?
Этапами сегодняшнего урока являются:
1.Целеполагание
2. Химическая разминка.
3. Исследование.
4.Применение знаний на практике и в новых нестандартных ситуациях
5.Рефлексия и самооценка знаний
Итак, первый этап уже пройден, приступаем к химической разминке
Этап — Химическая разминка.
Индивидуальная работа по карточкам у доски. З человека.
Задания для учащихся, работающих у доски
Задание №1
Даны формулы кислот: HCl, H2SO4, HNO3, H2SO3, H2S, HNO2, H3PO4.
Выпишите формулы одноосновных кислот:
Выпишите формулы двухосновных кислот:
Выпишите формулы трёхосновных кислот:
Назовите их. Как определяется основность кислот?
Задание №2
Даны формулы кислот: HCl, H2SO4, HNO3, H2SO3, H2S, HNO2, H3PO4.
Выпишите формулы кислот, которые относятся к сильным электролитам:
Выпишите формулы кислот, которые относятся к слабым электролитам:
От чего зависит сила электролита?
Что такое степень электролитической диссоциации?
Даны формулы кислот: HCl, H2SO4, HNO3, H2SO3, H2S, HNO2, H3PO4.
Фронтальная беседа по вопросам.
Вспомним основные понятия электролитической диссоциации:
1. – На какие группы делятся вещества по отношению к электрическому току? (Электролиты и неэлектролиты.)
2. – Дайте определение понятию “электролит”? (Это вещество, водный раствор или расплав, которого проводит электрический ток.)
3. – Приведите примеры электролитов? (Растворы и расплавы солей и щелочей, растворы кислот.)
4. – Дайте определение понятию “неэлектролит”? (Это вещество, водный раствор и расплав которого не проводит электрический ток.)
5. – Приведите примеры неэлектролитов? (Нерастворимые соли и основания, оксиды, простые вещества, органические вещества.)
6. – Дайте определение понятию “электролитическая диссоциация”? (Это распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде.)
7. – Дайте определение кислот в свете электролитической диссоциации? (Это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка.)
8. — Какие кислоты вам известны?
9. — Какие из них встречаются в природе? (уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая)
10. — Почему эти вещества называют кислотами?
11. — А все ли кислоты можно пробовать на вкус?
12. — Могут ли кислоты быть опасны для человека?
Проверка заданий, выполняемых учащимися у доски:
1-й ученик:
Классификация кислот по числу атомов водорода (по основности):
2-й ученик:
Классификация кислот по силе электролита:
3-й ученик:
Электролитическая диссоциация кислот:
Таким образом, мы вспомнили основные понятия, необходимые для дальнейшего изучения темы.
Переходим к 3 этапу исследования 20 мин
Проблемный вопрос:
Каковы же химические свойства кислот в свете теории ТЭД?
Но…
Произошло недоразумение, лаборант готовя растворы забыла наклеить этикетки. Можете ли вы провести дактилоскопическое исследование и обнаружить кислоту среди предложенных растворов?
Индивидуальная работа у доски
– Инструкция по проведению дактилоскопического исследования.
Цель: обнаружить среди предложенных растворов кислоту.
Порядок действий:
1. Даны 3 пробирки с растворами веществ, в одной из пробирок — соляная кислота. Опытным путём определите, в какой пробирке находится эта кислота.
Для этого используйте универсальную индикаторную бумажку.
2. Какой ион определяет изменение окраски индикатора в кислотах?
4. Вывод об окраске индикатора ( универсальной бумажки ) в кислотах запишите в тетрадь.
— С целью изучения химических свойств кислоты мы проведем независимое расследование: создадим рабочие группы – химиков – исследователей.
Каждая группа получит инструкцию по проведению исследования.
Повторим правила техники безопасности
(группы работают по инструкциям в течение 5 минут, по окончании докладывают о результатах своих исследований)
группа – Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с металлами — цинком и медью.
Порядок действий:
1. Проделайте химические реакции взаимодействия соляной кислоты с металлами. Для этого:
— в 1 пробирку поместите 2 гранулы цинка (обратите внимание на положение цинка в ряду напряжений металлов) и прилейте 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?
— во 2 пробирку поместите медную проволоку (обратите внимание на положение меди в ряде напряжений металлов) и прилейте 2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
3. Составьте уравнение реакции соляной кислоты с цинком (укажите тип реакции) и запишите её в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.
4. Сделайте вывод о взаимодействии металлов с кислотами относительно их положения в электрохимическом ряду напряжений и запишите его в тетрадь.
Отчёт: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова.
Признак реакции: _____________________
Вывод: Металлы, находящиеся в ряду напряжений до водорода _________________ с кислотами с образованием растворимой ____________ и выделением ____________________
Металлы, находящиеся в ряду напряжений после водорода не _______________ с кислотами.
Тип реакции _______________________
группа – Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с оксидом меди.
Порядок действий:
1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с оксидом меди.
2. Для этого в пробирку с 1 г порошка оксида меди (II) чёрного цвета прилейте 1 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?
3. Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. (Укажите тип реакции)
4. Сделайте вывод о взаимодействии оксидов металлов с кислотами и запишите в тетрадь.
Отчёт:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова.
Признак реакции: ______________________________________
Вывод: Оксиды металлов ____________________ с растворимыми кислотами с образованием ______________ и _________________
Тип реакции _______________________
группа – Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с основаниями.
Порядок действий:
1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с растворимым основанием NaОН.
Для этого: в пробирку поместите 2 мл раствора NaОН и 2 капли фенолфталеина (почему раствор приобрёл малиновую окраску?), добавьте 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?
3. Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. (укажите тип реакции)
4. Сделайте вывод о взаимодействии оснований с кислотами и запишите в тетрадь..
Отчёт:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова.
Признак реакции: ______________________________________
Вывод: Основания ______________ с кислотами, с образованием __________________ и _____________
Тип реакции______________________
группа – Инструкция по проведению химического анализа.
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с AgNO3 и Na2CO3.
Порядок действий:
1. Поместите в пробирку 2 мл раствора AgNO3 и добавьте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?
2.Поместите в пробирку 2 мл раствора Na2CO3 и добавьте 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков признак реакции?
2. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.
3. Сделайте вывод о взаимодействии кислот с солями запишите в тетрадь.
Отчёт:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова.
Признак реакции: ______________________________________
Вывод: Соли _____________________с кислотами только в том случае, если образуется __________________ или __________________
Тип реакций____________________
Как вы считаете, всем ли кислотам характерны данные химические свойства или нет?
С чем это связано?
-Кислоты обладают сходными свойствами потому, что в растворах кислот при их диссоциации всегда образуются катионы водорода.)
Ещё раз проговариваем общий вывод по химическим свойствам кислот.
Приступаем к следующему этапу
4 этап Применение знаний на практике
А теперь слово предоставим практикам, которые расскажут нам о применении кислот.
Сообщения учащихся о кислотах: серная,
соляная,
азотная,
уксусная,
аскорбиновая (витамин С)
— Какую пользу приносят кислоты, и какой вред они могут нанести?
Польза кислот
применяют в качестве пищевых ингредиентов, консервантов, для сохранения пищи, витамин С.
Использование в химической промышленности, для работы аккумулятора автомобиля.
Удаление накипи в чайнике с помощью растворов лимонной или уксусной кислоты.
Использование муравьиной кислоты при ревматизме (народная медицина).
Участие в процессе пищеварения.
Вред
можно получить ожоги.
кислотные дожди разъедают некоторые поверхности.
Применение знаний в нестандартных ситуациях 5 мин
Какие из веществ вступят в реакцию с серной кислотой: Аu, Zn, FeO, CO2, Ca(OH)2, KCl, Na2SiO3 . Подчеркните эти вещества.
Подчёркивают: Zn, FeO, Ca(OH)2, Na2SiO3 .
Переходим к следующему этапу. Рефлексия и самооценка знаний 5мин
— Рефлексия урока:
— Что запомнили?
(Кислоты –электролиты, которые при диссоциации распадаются на катионы водорода и анионы кислотного остатка)
— Что поняли?
(Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать вред)
— Чему научились?
(Различать кислоты с помощью индикаторов, проводить химические реакции с ними, составлять химические уравнения в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде)
Считаете ли вы , что цель урока достигнута?
Проведите самооценку своих знаний (по листу учёта знаний)
Выставление оценок.
Урок мне хотелось бы закончить арабской пословицей:
Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,
кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется.
Желаю вам, чтобы сосуд ваших знаний также постоянно расширялся и крепкого вам здоровья. А быть здоровыми вам поможет аскорбиновая кислота (витамин С),которой я вас угощаю.
Домашнее задание 2 мин
Параграф 38.у 4, 5, 6. стр. 159. (задания на выбор, разноуровневые)
Для учащихся интересующихся химией: составьте кроссворд из 10 понятий по теме «Кислоты»
Учащимся предлагаю необычное домашнее задание разного уровня сложности “Кем вы считаете себя в химии?”: кандидатом наук, профессором или академиком . Ученые степени расположены в порядке возрастания от кандидата наук до академика. Самая высшая учёная степень – академик. Дома выберете посильный для себя вариант работы с той учёной степенью, на которую вы претендуете. Каждый вариант работы включает 2 задания, одно из них носит творческий характер. К следующему уроку выполняется первое задание, на выполнение второго задания даётся одна неделя.
Домашнее задание по теме:
« Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»
Кем вы считаете себя в химии?
Кандидатом наук
Напишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение реакции,
для следующих реакций:
гидроксид калия + серная кислота;
карбонат калия + азотная кислота;
Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
— капните 1-2 каплями лимонного сока на лакмусовую бумажку;
— отметьте цвет лакмусовой бумажки;
— зарисуйте опыт с лимоном в тетрадь и зафиксируйте результаты опыта;
— сделайте вывод о том, почему лимон кислый?
Исходя из сокращённых ионных уравнений реакций:
1) 3Ba 2+ + 2PO4 3- —- Ba3(PO4)2 ; 2) Zn2+ + S2- — ZnS ;
составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций
Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
— опустите лакмусовую бумажку в стакан с лимонадом;
— пронаблюдайте изменение цвета лакмусовой бумажки;
— зарисуйте опыт с лимонадом в тетради и зафиксируйте результаты опыта;
— какое вещество, содержащееся в лимонаде, изменяет окраску индикатора?
Почему? Письменно сделайте вывод ;
— определите формулу этого вещества;
составьте уравнение электролитической диссоциации данного вещества.
В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между этими веществами.
1) С + кислота —- соль + кислота;
2) Д + кислота —- соль + вода;
3) А + кислота —- соль + вода + газ;
Используя дополнительную литературу, соберите сведения о распространённости в природе кислот и областях их применения. Придумайте способ представления собранного материала на половине ватмана. На обратной стороне ватмана запишите литературу.