Конспект урока по Химии «Использование метана»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»

Рузаевского муниципального района

























Подготовила и провела:

Фоменкова Н.И.





Рузаевка – 2012 год


Тема урока: «Использование метана»



Цели урока:

усвоение свойств предельных углеводородов (алканов) на примере метана; ознакомление с областями использования метана; развитие умений определять существенные признаки и свойства объектов, делать выводы, принимать решения; развитие познавательного интереса, коммуникативных качеств, умений действовать как самостоятельно, так и в коллективе.



Оборудование: глобус (карта мира), таблицы и схемы, химические реактивы и лабораторная посуда, используемые в эксперименте: вода, нефть, спички, фильтровальная бумага, чашка Петри.



Виды деятельности учащихся: решение логических задач, основанных на физико-химических свойствах метана; проведение эксперимента; решение расчетных задач; составление схем; прогнозирование и поиск информации.



Тип урока: урок – диалог.



Межпредметные связи: география, биология, экология.



















План проведения урока



  1. Организационный момент


  1. Вводное слово учителя


  1. Этапы урока – диалога:


  1. Групповая деятельность учащихся.


  1. Решение проблемной задачи с экологическим содержанием (проведение эксперимента).


  1. Решение расчетной задачи.


  1. Творческая работа учащихся.


Решение задач, связанное с поиском новых источников углеводородного сырья для химической промышленности.


  1. Выводы урока.


  1. Контроль знаний учащихся с использованием тестовых заданий


  1. Итоги урока.

























Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Вводное слово учителя

Земля… Принадлежит ли она человеку? Или человек принадлежит Земле? Вот он, — голубой шар — глобус. Человек не сплетал ткань жизни. Он сам всего лишь ниточка в ней. И ту боль, которую он причиняет этой ткани, он ощущает сам. Сосны плачут смолой. Из спелого яблока капает сок. Пчелы оставляют нам мед и воск. В недрах Земли образуются нефть и газ.

Все это органические вещества, многие из них – представители I-го класса – алканы.

На вопрос, почему в природе так много метана, ответ необходимо искать в самом названии этого вещества: болотный, рудничный газ.


Источники метана

Болота Рисовые поля

Каменноугольные шахты Свалки мусора

Животноводческие комплексы


? В каждом подъезде висит (или висела) табличка: «Если вы почувствовали запах газа, звоните по телефону 04». Какие особенности метана обусловили необходимость такого предупреждения?

  1. Этапы урока:

  1. Деятельность учащихся в группах


Каждая группа обсуждает предложенное задание:


Использование метана как горючее. Любое явление имеет и положительный и отрицательный эффект для человека. Определите плюсы и минусы использования метана как топлива. Результаты обсуждения оформить в виде таблицы.


  1. Решение проблемной ситуации с экологическим содержанием


Внимание! Срочное сообщение! Нефтяной танкер потерпел крушение, пятно нефти расползается по воде. Нефть подступает к берегу, на котором обитают тюлени, моржи. Необходимо срочно предпринять меры по уборке пятна.

Учащиеся должны смоделировать аварийную ситуацию и экспериментально решить данную проблему.




Инструкция пол проведению эксперимента:


Цель: смоделировать аварию нефтяного танкера и найти решение проблемы; обсудить нравственные стороны эксперимента.


Оборудование: вода нефть, чашка Петри, спички, фильтровальная бумага.


Порядок действия:

  1. Налить воду в чашку Петри,

  2. Добавить 2-3 капли нефти,

  3. Записать наблюдения,

  4. Обсудить и выбрать решение.


  1. Решение расчетной задачи:


Какой объем воздуха потребуется для сжигания 1000 м3 метана? Сколько углекислого газа выделится при этом в атмосферу?


  1. Творческая работа учащихся:


а) На доске записаны слова: вертолет, дрожжевые микроорганизмы, графит. Предложите способ очистки воды от нефти с использованием этих объектов.


б) В решении любого вопроса необходимы знания, чаще всего источником знаний служат книги. Посмотрите на шрифт – он черного цвета. Какое вещество обуславливает черный цвет типографической краски? Напишите уравнение реакции получения этого продукта.


в) Составьте цепочку превращений, иллюстрирующую использование всех продуктов этой реакции.


Схема:

CH4 C + 2H2

 

Приготовление краски NH3 HNO3NH4NO3


  1. Решение задачи, связанное с поиском новых источников углеводородного сырья для химической промышленности


Перспективный путь снижения антропогенного воздействия на природную среду в районах расположения животноводческих ферм, птицефабрик, городских свалок, целлюлозно-бумажных предприятий – биологическая переработка органических отходов. Общее количество отходов в мире превышает суммарную добычу угля (мировую), нефти и газа.


? Составьте схему использования нетрадиционного сырья – мусора – для получения энергии.


Схема: Обработка водой

Мусор Биогаз Получение энергии

(Биомасса) (CH4 и CO2) CO2


Твердый остаток Удобрение




  1. Обобщение и систематизация знаний


Прочитайте данные предложения,

найдите в них названия предельных углеводородов:


  1. Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.


  1. Смета на строительство нового объекта была утверждена.


  1. Красивое ожерелье, но на ней выглядело тускло и безлико.


  1. В деревне про панночку ходили самые невероятные слухи.


  1. Итоги урока.


Свежие документы:  Конспект урока на тему «ХИМИЯ И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: