Конспект урока по Химии «Многоатомные спирты» 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приуральская средняя общеобразовательная школа Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»











Беркутова Ольга Ильинична




Учитель химии и биологии























Тема: Многоатомные спирты.


Целевые ориентации урока


Образовательные цели: создание условий для формирования у учащихся представлений о многоатомных спиртах, как представителями органических спиртов. Ознакомиться с химическими свойствами спиртов, их применением.


Воспитательные цели: Продолжить формирование научного мировоззрение на основе зависимости свойств веществ от их строения. Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий


Развивающие цели: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Развитие у учащихся умения логически мыслить, сравнивать, делать выводы.

Продолжить формирование навыков работы с химическим оборудованием и реактивами.


Средства обучения:


Информационный материал: презентация, рисунки учебника.


Демонстрационный материал: таблицы по теме «Многоатомные спирты», «Образование водородных связей в многоатомных спиртах»


Интерактивный материал: Мультимедийное приложение


Раздаточный материал: тексты,тесты.


Оборудование: Таблица, плакаты, лабораторный штатив, спиртовка, спички, держатель, глицирин, сорбит, глюкоза, пропанол, натрий


На столах учащихся: Штатив с пробирками, стакан с водой, глицирин, СuSO4 NaOΗ


На доске: Тема урока . Формулы:

СпН2п

СпН2п –п

СпН2п + 2

СпН2п +1 ОН


Формы работы

1. коллективная

2. Работа в группах/парах

3. Индивидуальная

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Что называют спиртами?

Спирты — производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксогруппами.

  1. Какая из предложенных формул соответствует формуле спиртов?

СnН2 n +1 ОН.

  1. Какие спирты учили и почему они так называются? Предельные одноатомные. Атомность – число гидроксогрупп. Предельные – производные от предельных углеводородов.

  2. Написать на доске уравнения, характеризующие химические свойства предельных одноатомных спиртов.

  3. Какова формула гомологического ряда спиртов?. Что такое гомологи?. Назовите несколько представителей спиртов этого ряда?

  4. Тема в тетрадь. Многоатомные спирты.


Цель урока: Сравнить представителей одноатомных и многоатомных спиртов. Выявить сходство и различие влияния количество гидроксогрупп на качество спиртов.

Чтобы вывести формулу многоатомных спиртов вспомним

Многоатомные → несколько групп ОН

Органические соединения – химия С


Слайд 1

Н2СО3

Н – О IV Н – О – С2Н5

С=О

Н – О


Органические соединения С IV

Н2СО3 — неорганические соединения

Что общего? → гр ОН

Чем отличаются?

Н2СО3 – 2 гр ОН к 1 атому С

С2Н5ОН — 1 гр ОН к 1 атому С

Свойства: Н2СО3 ↔Н2О + СО2

Вещества, где 2ОН у одного атома С→ непрочные соединения.

Значит, в формуле многоатомных спиртов к одному атому С может быть присоединена только 1гр ОН


Составим формулу многоатомного спирта с 2 атомами С, с 3 атомами С (самостоятельно в тетради) сверим с пленкой.


Слайд 2:

СН2 — ОН

│‌‌ ‌ этиленгликоль

СН2 — ОН


СН2 – ОН

│‌‌ глицирин

СН – ОН

│‌‌

СН2 – ОН


С4(ОН)4 эритрит


С6(ОН)6 сорбит


С2 Н 6О2 С3 Н8 О3 → СН2 О


Будут ли эти вещества являться гомологами?

— Нет. гомолог разность СН2 О

Число группы ОН соответствует числу атомов С, по одной группе ОН у С.


Что такое функциональная группа?


  1. Познакомимся с физическими свойствами. Лабораторная работа в тетради (ТБ)


Работа в группах: Соблюдаем ТБ!


Опыт 1 ж. прозр, вяз, сладкое (чем >ОН, тем слаще)

Одноатомные – не сладкие

Многоатомные – сладкие


Количество ОН → качество (сладость)

растворимость хорошая, гигроскопичен

Демонстрация: Сорбит + Н2О → хорошо


Одноатомные – растворимость уменьшается с увеличением количества атомов С


Бутанол + Н2О →плохо


Чем объяснить?

Таблица: «Образование водородных связей »


Плакат:


СН2 – О Н . . . О — Н

│‌‌

СН – О – Н . . . Он – Н

│‌‌

СН2 – О – Н . . . Он — Н

│‌‌

Н


Образуется 3 водородные связи → растворимость улучшается Ткип= 290о С

Ткип (пропанол) = 129С


вывод: Число гр ОН влияет на качественные изменения.


  1. Химические свойства многоатомных спиртов


Демонстрация:

(ТБ)

  1. Вступление в реакцию с Na ( общее с одноатомными)


СН2 – ОН СН2 – ОNa

2СН – ОН + 6Na→ 2 СН – ОNa + 3 Н2

СН2 – ОН СН2 – ОNa

глицерат натрия


Лабораторный опыт (работа в парах) ТБ:


Взаимодействие с Сu(ОН)2

2NaОН + СuSО4 = Сu(ОН)2 +Na 2S О4

СН2 – ОН НО СН2 — О

Сu Сu

СН – ОН + НО → СН — О +2Н2О

СН2 — ОН СН2 – ОН

глицерат меди


Качественная реакция на глицерин


Возможна такая реакция у одноатомных спиртов?

Что привело к этой реакции?

Увеличилось количество ОН.

Увеличилось подвижность атомов Н


  1. с азотной кислотой (видиофрагмент)


СН – ОН НОNО СН2 – О – NО2

СН2 – ОН + НО NО2 → СН — О — NО2 + 3 Н2 О

СН2 – ОН НО NО2 СН2 — О — NО2


тринитроглицерин

  1. Применение


Этиленгликоль — яд!

100-150 смертельная доза через 5-20 дней разрушение почек или потеря зрения

антифризы волокна

взрывчатые вещества 60% — 49 С


Слайд3: глицерин

нитроглицерин

динамит

парфюмерия

медицина

кожевенное производство

текстильная промышленность


Задание на дом


§ 18


Вывод: Многоатомные спирты содержат 2 или несколько функциональных групп ОН, не образует гомологического ряда, обладает свойствами, сходными с одноатомными спиртами и отличными от них, количество групп ОН влияет на свойство и качество

Рефлексия


Задание на самоанализ и самооценку

1.Рефлексивный тест:

-Я узнал(а) много нового.

-Мне это пригодится в жизни.

-На уроке было над чем подумать.

-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

-На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые они поставили за урок мне (знания самих учащихся не оцениваются на таком уроке).






Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Алюминий" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: