Обобщающее повторение по неорганической химии за курс 8 класса
Разработан Савич Еленой Николаевной учителем биологии, химии Донецкой СШ с. Донецкое, Тайыншинский район, Северо – Казахстанской области
Цель:
Образовательная: Обобщить знания учащихся, проверить глубину научных знаний, умение их применять, проводить химический эксперимент, научить выделять главное в каждой теме, логически мыслить, находить решения нестандартных задач.
Развивающая: Отрабатывать умения различать химические формулы веществ, читать их, решать задачи, составлять уравнения реакции. Используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса.
Воспитывающая: Формировать экологическую грамотность, продолжить привитие интереса к химии.
Оборудование: презентация, схемы классов неорганической химии, индивидуальные карточки, пробирки, перманганат калия, спиртовка.
Эпиграф: Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький)
Ход урока
Первоначальные химические понятия
Кислород и водород
Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
1 этап: Первоначальные химические понятия
Работа с сигнальными карточками
Терминологический диктант
Дайте определение следующим понятиям:
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях веществ
Вещество – это то, из чего состоит физическое тело
Свойства вещества – это признаки, по которым вещества сходны между собой или отличаются друг от друга
Физические явления – это явления, при которых изменяется размеры, форма тел или агрегатное состояние вещества, а состав остаётся прежним.
Химические явления – это явления, при которых из одних веществ образуются другие (меняется состав)
Химический элемент – это определённый вид атомов.
Простое вещество – вещество, образованное атомами одного химического элемента.
Сложное вещество – вещество, образованное атомами разных химических элементов.
Химическая формула – запись состава вещества с помощью химических символов.
Индекс – число показывающее количество связанных атомов одного химического элемента в молекуле.
Коэффициент – число показывающее количество не связанных друг с другом частиц (молекул, атомов)
3.Практическая часть
Запишите формулы веществ:
А) молекула состоящая из трёх атомов водорода, одного атома фосфора, четырёх атомов кислорода.
Б) два атома азота
В) три молекулы кислорода
Что обозначают записи: 4 Zn, 3H 2O, 2Cl2 ?
Рассчитайте массовую долю кислорода в Р 2О5
2 этап. «Кислород» и «Водород»
1.Графический диктант
Если согласны ^ — да
_ — нет
Кислород – это лёгкий газ.
Химическая формула водорода Н
Кислород поддерживает горение
Реакция горения относится к реакции восстановления.
Химическая формула оксида фосфора (V) Р 2О5
Кислород и водород собирают методом вытеснения воды из воздуха.
Водород собирают в прямостоячий сосуд.
Сумма коэффициентов в уравнении реакции3 Н 3РО4 + 3NaOH = Na 3PO4 +3 H 2O
При сгорании простых и сложных веществ образуются оксиды.
При реакции замещения из сложных веществ образуются несколько простых или сложных веществ
1 моль любого газа при н.у. занимает объём равный 22,4 л.
Кислород – это газ, который хорошо растворим в воде.
Водород при взаимодействии с металлами образует гидриды.
2.Кислород – это газ, но как его можно получить в лаборатории? (демонстрационный опыт)
Сбор кислорода методом вытеснения воздуха (разложение перманганата калия «марганцовка») KMnO4 → K 2MnO4 + MnO2 + O2↑
3.Мы с вами живём в окружающем нас мире, поэтому для нас небезразлична экологическая проблема. Предлагаю вам «Экологическую задачу».
Задача: Отходом металлургического комбината является сернистый газ – оксид серы(IV).
Опредилите массу газа образующегося ежемесячно из 16 тонн серы?
Дано: Решение:
m(S) = 16 тонн S + O2 = SO2 M(S) = 32г/моль
m(SO2) — ? 16 т Х т М(SO2) = 64г/моль
16 тонн 16 * 106 г
Х = 16 * 106 * 64 = 32*106 г = 32 тонны
32
Ответ: m(SO2) = 32 тонны
3 этап. Обобщение сведений о важнейших классах неорганической химии
1.Классификация.
* Оксиды
* Основания
* Кислоты
* Соли
2.Составте уравнения реакций
3.Творческие задания.
1 группа. Школьник решил получить хлорид двухвалентной меди CuCl2. Он взял медную проволоку и раствор соляной кислоты HCl. Но как он ни старался, медь в соляной кислоте не растворялась. Помогите юному химику получить хлорид меди (II). Напишите уравнения реакции.
2 группа. Раздобыв в сарае у дедушки немного белого порошка (какого – то удобрения),
Школьник принёс его в школу и спросил учителя: «Что это за вещество?». Проведя несколько опытов с неизвестным веществом, учитель записал его состав: (N) = 35%
(H) = 5% (O) = 60%.
4 этап. Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева.
1.Далее мы с вами, ребята, побываем в удивительном и загадочном доме «химических элементов». Жители этого дома очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтут законы и обычаи дома и бережно хранят в памяти имя своего создателя.
Что мы знаем о его создателе? Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов? (Д.И. Менделеев)
Сообщение ученика.
2.Дать характеристику химическому элементу по плану: порядковый номер, атомная масса, период, группа, подгруппа, схема строения атома (заряд ядра, число уровней, электронов на них, протонов, нейтронов).
3. Мы не можем сидеть без дома,
И, чтоб работа у нас кипела,
Вспомним, друзья, как век за веком
Металлы шагали всегда с человеком.
Задача следующая – я даю краткую характеристику роли металла в организме человека, а вы называете элемент который там присутствует:
Образование костной ткани, зубов, регулирование передачи сигналов по нервам, мышечное сокращение, свёртывание крови. (кальций)
Составная часть белков – переносчиков кислорода (гемоглобина). (железо)
Составная часть витамина В12. (кобальт)
Входит в состав 154 ферментов. (цинк)
Катализирует синтез молекул – переносчиков энергии, участвует в синтезе белков и энергетических процессах, расслаблении мышц. (магний)
Регулирование содержания жидкости в организме, передача нервного сигнала. (натрий)
Закрепление:
Что произойдёт, если смешать гидроксид кальция с гашеной известью? (ничего это одно и тоже)
Что произойдёт, если растворить хлорид натрия в воде? (солёная вода)
Что произойдёт, если отпустить палец в раствор серной кислоты? (ожёг)
Итог. Ребята давайте подведём итоги сегодняшнего урока. Какая цель перед нами стояла?