Конспект урока по Химии «Обобщение знаний о металлах. Металлы, сплавы в профессии судоводителя»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИКОЛАЕВСКИЙ-НА-АМУРЕ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»










Тема: «Обобщение знаний о металлах.

Металлы, сплавы в профессии судоводителя»




Тип методического пособия – методическая разработка урока



Предмет: химия






















г. Николаевск-на-Амуре




Обсуждено на заседании методической комиссии естественнонаучного цикла.



Тема: «Обобщение знаний о металлах.

Металлы, сплавы в профессии судоводителя»



Тип методического пособия: методическая разработка урока.


Автор: Солончук С.А., преподаватель химии


Рецензент: Щербаха Н.Е., методист






АННОТАЦИЯ




В данной методической разработке представлен урок-игра обобщения и систематизации знаний по теме «Обобщение знаний о металлах. Металлы, сплавы в профессии судоводителя».

Методическая разработка предназначена для преподавателей естественнонаучного цикла.













КГБОУ СПО НПГТ

г. Николаевск-на-Амуре, ул. Попова,24










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.




В методической разработке представлено содержание урока по теме программы «Металлы, сплавы».


Тема урока: «Обобщение знаний о металлах. Металлы, сплавы в профессии судоводителя».


Форма урока: познавательная игра.



Урок проводится с целью обобщения и систематизации знаний учащихся о металлах и сплавах. Урок проходит в виде познавательной игры. На этом уроке учащиеся должны показать знание свойств металлов, сплавов и их практическое использование в слесарных инструментах и в оборудовании судна.


Учащиеся в игровой форме с интересом отвечают на вопросы о металлах и сплавах, составляют кроссворды, такую форму обобщения знаний по теме можно использовать на других предметах.








Тема: «Обобщение знаний о металлах.

Металлы, сплавы в профессии судоводителя»


1. Цели:


  • Обобщение и расширение знания учащихся о металлах, их свойствах, практическом использовании в профессии «Судоводитель».

  • Развитие интереса учащихся к познавательной деятельности.Развитие интереса у учащихся

  • Формирование положительного отношения к предмету и к будущей профессии «Судоводитель».

2. Форма урока: познавательная игра.

3. Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

4. Материальное оснащение урока:


4.1. карточки-задания в конвертах для индивидуальной работы для

закрепления знаний о химических свойствах металлов.


4.2. оформленный кроссворд «Химия в профессии судоводителя»


4.3. оформленный материал на стенде


« От клотика до киля – всюду химия» /для судоводителей/


4.4. технический бюллетень «Сердце корабля и химия»


ХОД УРОКА


1 . Учащиеся группы были разделены на команды «Штурвал» и «Мотористы». Каждая команда выполняет домашнее задание:

* придумать свои кроссворды по теме «Металлы», «Химия в

профессии судоводителя»;

* подготовить выступление «Химия в профессии

судоводителя»


2. Вступительное слово учителя о связи химии со

спецдисциплинами, изучаемыми судоводителями.


3. Начинаем игру «Аукцион». «Кто лучше знает металлы?».


Игру проводит учащийся. Сначала задает вопрос одной, затем другой

команде. За ответы учащиеся получают жетоны, обеспечивающие

дальнейшее награждение.


«Я называю металл из периодической таблицы. Конечная буква его должна быть началом другого металла». (буквы и,й,ь – отбрасываем)

Актиний – никель – литий…


4. Для закрепления знаний о химических свойствах металлов проводим самостоятельную работу №1.


Задания с двумя уровнями усвоения находятся в конвертах на столах у учащихся.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1

Вариант 1

Уровень А

Задание №1.

Напишите уравнение возможных реакций взаимодействия натрия и цинка с веществами: хлором, водой, соляной кислотой.


Задание №2.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

FeFeCl2Fe(NO3)2Fe(OH)2


Вариант 2

Задание №1.

Напишите уравнение возможных реакций взаимодействия лития и меди с веществами: хлором, водой, соляной кислотой.


Задание №2.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

Ca→CaO→Ca(OH)2→Ca(NO3)2


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1

Вариант 1

УровеньВ

Задание№1.

Напишите уравнение возможных реакций взаимодействия натрия, магния, алюминия с веществами: кислородом, бромом, разбавленной серной кислотой.


Задание №2.

При взаимодействии 12г магния с соляной кислотой выделилось 10л водорода (н.у.). Вычислите объемную долю выхода продукта реакции (в %).


Вариант 2


Задание №1.

Напишите уравнение возможных реакций взаимодействия лития, меди, бария с веществами: кислородом, йодом, разбавленной серной кислотой.


Задание №2.

При термическом разложении 10г карбоната кальция было получено 1,68л углекислого газа (н.у.). Вычислите объемную долю выхода продукта реакции.


5. Проводим проверку выполнения творческого домашнего

задания.


Защита кроссворда «Химия в профессии судоводителя» (учащиеся

составили кроссворд с уровнем А)

Подводим итоги по командам. Называем учащихся в каждой команде,

показавшие более глубокие знания.


6. Проводим самостоятельную работу №2 с целью закрепления

и контроля знаний о свойствах металлов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2

«5»

Задание №1

При помощи каких реакций можно осуществить следующие превращения?

FeFeOFeCl2Fe(OH)2FeO

Напишите уравнения реакций и дайте названия веществам.


«4»

Задание №2

Какие из веществ, формулы которых приведены, реагируют с медью(2):

H2SO4, ZnCl2, KOH, HgCl2, O2, HNO3 (разбав.).

Напишите уравнения возможных реакций и дайте названия продуктов реакций.


«3»

Задание №3

Даны схемы уравнений химических реакций:

FeCl3 + KOH

CuCl2 + H2SO4

K + H2O

Напишите уравнения возможных реакций и дайте названия продуктов реакций.


7. Проведем небольшое состязание между сильнейшими химиками-судоводителями из команд «Мотористы» и «Штурвал


Вопрос №1.

Фундаментная рама служит основанием для деталей дизеля. Из чего она изготавливается?

Ответ: отливают из чугуна, а у высокооборотных дизелей – могут и из алюминиевых сплавов.

Вопрос №2.

Из каких материалов изготавливают вкладыши коренных подшипников среднеоборотных дизелей?

Ответ: из стали.

Вопрос №3.

Их рабочие поверхности покрывают антифрикционным материалом. Каким?

Ответ: баббит, свинцовистая бронза, алюминиевый сплав.

Вопрос №4.

Цельные, кованные или штампованные коленчатые валы изготавливают из…?

Ответ: углеродистых сталей.

Вопрос №5.

Материалом для выпускных клапанов служат…?

Ответ: хромистые, хромоникелевые, легированные стали.

Вопрос №6.

Почему в кабинете химии называют стенд

«От клотика до киля – всюду химия». Что такое клотик и киль?

Вопрос №7.

При работе с ножовкой необходимо не давать полотну нагреться. Что делать?

Ответ: для уменьшения трения полотна о стенки пропила детали периодически смазывают минеральным маслом или графитной смазкой, особенно при резке вязких металлов.

Вопрос №8.

Где используют абразивные вещества?

Как ответит химик и как слесарь-судоремонтник?


8. Учащиеся выполняют самостоятельную работу №3 с целью закрепления и контроля за знаниями.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3

Вариант 1


1. Напишите уравнение реакций, характеризующих следующие превращения:

BaBaOBa(OH)2BaSO4 (8б)


2. Вычислите массу углерода, необходимого для полного восстановления 200кг оксида железа (3) с массовой долей примесей в ней 10%. Выберите правильный ответ:

а) 13,5кг б) 20,25кг в) 19,3кг г) 40,5кг (8б)


3. Укажите химический состав сплава чугуна:

а) Fe c C (до 2%) б) Fe c C (2…4%)

в) Fe c S (до 2%) г) Fe c S (2…4%) (4б)


Вариант 2


1. Напишите уравнение реакций, характеризующих следующие превращения:

CaCaOCa(OH)2CaCl2 (8б)


2. Из 4кг оксида алюминия удается выплавить 2 кг алюминия. Вычислите массовую долю выхода алюминия от теоретически возможного. Выберите правильный ответ:

а) 90,9% б) 68,5% в) 82% г) 99% (8б)


3. Укажите химический состав бронзы:

а) Cu c Zn б) Cu c Fe в) Cu c Sn г) Cu c S (4б)



9. Выступления учащихся с сообщениями по теме «Химия в профессии судоводителя»



10. Подведение итогов работы учащихся, организация

рефлексии:

* Понравился урок или нет?

* Что вызвало затруднения?

* Ваши пожелания.


11. Заканчиваем урок исполнением гимна судоводителей:


Мы рождены проплыть, где только можно

Увидеть, что не каждому дано

Мы мотористами зовемся по призванью

А рулевыми, только для души.



ПРИПЕВ:

Все выше, и выше, и выше

К вершинам мы знаний идем

И если с пути не собьёмся

То в слесари: факт попадем.










Свежие документы:  Конспект урока на тему «Металлы на пути к Победе»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: