Конспект урока по Химии «ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА – МЕТАЛЛЫ» 8 класс

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА – МЕТАЛЛЫ.



Ушакова Галина Леонидовна,

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Степное»

Энгельсского района, Саратовской области

























Пояснительная записка

Данный урок проводится в 8 классе (базовый уровень), из раздела программы «Простые вещества». Этот урок первый в разделе, поэтому он является связующим звеном между двумя разделами. Данный урок позволяет продолжить формирование знаний обучающихся о строении вещества, развивает кругозор о разнообразии веществ. Изучая материал о физических свойствах и применении металлов, обучающиеся развивают устную речь, учатся формулировать вывод о взаимосвязи строения веществ и их свойств, свойств веществ и их применения. Задания, подобранные на уроке, воспитывают у обучающихся взаимовыручку и учат делать самооценку.

По результатам данного урока обучающиеся должны:

— знать (понимать) химическую символику (знаки химических элементов металлов), химические понятия (вещество, химическая связь, атом);

— уметь называть атомы химических элементов металлов, объяснять закономерность изменения свойств элементов металлов в пределах малых периодов и главных подгрупп, использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Материал данного урока способствует развитию компетентностей, а именно:

— информационно – коммуникативная деятельность (использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации);

— рефлексивная деятельность (владение навыками контроля и оценки своей деятельности);

— познавательная деятельность (использовать для познания различные методы).







Тема: Простые вещества – металлы.

Цель: сформировать представления о физических свойствах металлов.

Задачи:

1. Образовательные: систематизировать сведения о физических свойствах металлов; научить сравнить физические свойства металлов; продолжить формирование знаний учащихся о строении вещества

2. Развивающие: продолжить развитие кругозора учащихся о разнообразии веществ, научить использовать знания о физических свойствах металлов при применении металлов; развивать устную речь учащихся;

3. Воспитательные: приучать к аккуратной работе в тетради, работе с реактивами с соблюдением ТБ, развивать коммуникативные способности, воспитывать взаимовыручку, умение делать самооценку, критически относится к оценке своих знаний.

4. Цели исследовательской работы:

Сделать вывод о применении металлов в соответствии с их свойствами.

5. Общеучебные цели:

Формировать умения наблюдать, делать выводы, составлять схемы, сравнивать


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок с использованием элементов исследовательской деятельности, проблемной ситуации, компьютерной презентации.


Формы работы: групповая и индивидуальная.


Формы организации: диалог, монолог, полилог.

Методы и методические приемы: общенаучные (наблюдение, прогнозирование), словесные (рассказ, беседа, дополняемая работой с текстом), наглядные (демонстрация таблиц, презентаций, коллекций).


Литература для учителя и для учащихся:

— Габриелян О.С. Настольная книга для учителя, М, «Блик плюс», 2000

— Габриелян О.С. Химия, 8 класс, М, ООО «Дрофа», 2010

-Горковенко М.Ю., Поурочные разработки по химии, М, «ВАКО», 2004

— Денисова В.Г., Мастер – класс учителя химии, М, «Глобус», 2010

Свежие документы:  Итоговая контрольная работа по химии за курс 9 класса

— Ким Е.П., Химия, 8 класс, Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2012

— Ким Е.П., Химия, 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.,в 2 ч., Саратов:Лицей, 2007

— Пышнограева И, Справочник школьника,М,Филологичекое общество «СЛОВО», 2005

— Титова И.М., Уроки химии,8 класс., Санкт-Петербург, «КАРО», 2002

Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна, М, ООО «Дрофа», 2011

— Мультимедийное приложение к методическому пособию Мастер класс учителя химии, 8-11 классы, М, «Планета»,2010

window.edu.ru/library

ru. wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EO%EB%EB%FB

— ru.wiktionary.org/wiki/%EC%E5%F2%EO%EB%EB

— Znaniya.com/task/3370104


Средства обучения: 1. Презентации «Металлы», «Использование металлов в быту»

2. Набор химических веществ металлов, Коллекция «Металлы»

3. Настенные таблицы

4. Электронные материалы по теме «Металлы»

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД


1

Самоопределение к деятельности. Орг. момент (1 мин)

Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм.

Подготовка класса к работе.

Личностные, регулятивные, коммуникативные

  1. 22

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Анализ контрольной работы (6 мин.)

Учащимся предлагается анализ контрольной работы по теме «Строение веществ».

Обращает внимание на особенности электронного строения атомов металлов. Атомы металлов содержат на внешнем уровне небольшое число электронов (1-3), имеют относительно небольшой радиус атомов (т.к расположены в начале периодов)

Учащиеся слушают учителя, обращая внимание на выполнение 2 задания.

Выполняют задание: записать схемы образования связи для Са и СаF2 .

Коммуникативные, познавательные,


  1. 33

Постановка учебной задачи (9 мин)

Активизирует знания учащихся

  1. обращаясь к классу с вопросом: где и как используются изделия из металлов?

  2. Учащимся предлагаются посмотреть результаты исследования активных учеников об использовании предметов, изготовленных из металлов, в быту, представленных в виде презентации. Вспомнить физические свойства металлов (из курса физики) и объяснить применение металлов в соответствии с их свойствами. (приложение 5)

  3. Да тема нашего урока: Простые вещества – металлы.



1.Учащиеся приводят примеры из собственного опыта, сведения из дополнительной литературы.


2. Учащиеся рассматривают презентацию, объясняя на конкретных примерах, из какого металла изготовлено изделие и на каких физических свойствах основано применение.













3.Ставят цель и формулируют тему урока. Мы сегодня говорим о свойствах металлов и их применении.


4

Построение проекта выхода из затруднения (15 мин)

Учитель предлагает рассмотреть физические свойства металлов по плану:

  1. Агрегатное состояние

  2. Температуры плавления и кипения

  3. Твердость

  4. Плотность металлов

  5. Электро- и теплопроводность

  6. Ковкость, пластичность, прочность

  7. Металлический блеск, непрозрачность, используя в качестве наглядного пособия образцы некоторых металлов (медь, цинк, железо, алюминий, магний и др), плакаты по кристаллическим решеткам металлов, диаграммы электропроводности, температур плавления и др. (приложение6)


Вывод: Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.


Ребята, вам известно, что металлы расположены в начале периодов, но общей картины расположения у нас нет, тк мы с вами изучали, только главные подгруппы. Обращает внимание ребят на периодическую систему химических элементов и сообщает, если провести диагональ от элемента бора (№5) до элемента астата (№85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, а также четные ряды больших периодов состоят из металлов

Учащиеся работают самостоятельно по парам, готовят сообщения по физическим свойствам металлов.

От каждой пары выступает один человек, используя наглядность, другие учащиеся делают записи в тетради.









Рассматривают кадры презентации, слушают сообщения учащихся на темы: «Металлическая связь»,

«Металлическая кристаллическая решетка».





























Формулируют вывод: по диагонали и над ней расположены неметаллы.

МЕТАЛЛОВ – 88,

НЕМЕТАЛЛОВ – 22.

ВСЕГО ЭЛЕМЕНТОВ – 110.

регулятивные,

целеполагание,

общеучебные,

логические

5

Первичное закрепление (4 мин)

Задание для учащихся:

  1. Рассмотреть коллекцию металлов и описать агрегатные состояния металлов.

  2. Используя предметные картинки уделить внимание применению металлов в соответствии с их свойствами.

  3. Дает домашнее задание.

Учащиеся выполняют задания в двух группах. Отвечает один от группы.










Записывают д/з (п.13, зад 1,3)

Регулятивные,

познавательные, коммуникативные

  1. 46

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин)

Учащимся предлагается тестовый контроль с частью А,Б. и ответ на экране для самопроверки и выставления оценки на полях.



Учащиеся выполняют тест с использование периодической системы химических элементов, сами проверяют свою работу и выставляют себе оценку на полях.




Регулятивные

  1. 67

Рефлексия деятельности (итог) (2 мин)

Беседа:

Какие вопросы мы сегодня рассмотрели на уроке?

Какие из этих вопросов показались наиболее трудными?

Какую оценку вы бы себе поставили за работу на уроке?

Могут ли пригодиться приобретенные знания о металлах в вашей жизни?

Учащиеся принимают участие в беседе, отвечая на два вопроса, на третий вопрос показывают оценку в качестве светового сигнала: «красный» — отлично; «синий» — хорошо; «зеленый» — удовлетворительно.

Личностные



Приложение №1 (Сообщения учащихся по физическим свойствам)

Агрегатное состояние (все металлы при обычных условиях являются твёрдыми веществами, кроме ртути)

Температуры плавления и кипения (В зависимости от температуры плавления металлы условно делятся на:
1) Легкоплавкие (температура плавления до 1539°С).
К легкоплавким металлам относятся: ртуть — температура плавления —38,9°С; галлий — температура плавления 29,78°С; цезий — температура плавления 28,5°С; и другие металлы.
2) Тугоплавкие (температура плавления выше 1539 С).
К тугоплавким металлам относятся: хром — температура плавления 1890°С; молибден — температура плавления 2620°С; ванадий — температура плавления 1900°С; тантал — температура плавления 3015°С; и многие другие металлы.
Самый тугоплавкий металл вольфрам — температура плавления 3420°С.

— Твердость (Металлы различаются по своей твердости:
мягкие: режутся даже ножом (натрий , калий , индий );
твердые: металлы сравниваются по твердости с алмазом, твердость которого равна 10. Хром — самый твердый металл, режет стекло.

— Плотность металлов (В зависимости от своей плотности металлы делятся на:

Легкие (плотность не более 5 г/см )

К легким металлам относятся: литий , натрий , калий , магний , кальций , цезий , алюминий , барий. 
Самый легкий металл — литий 1л, плотность 0.534 г/см3.

Тяжелые (плотность больше 5 г/см3).

К тяжелым металлам относятся: цинк , медь , железо , олово , свинец , серебро , золото , ртуть и др.
Самый тяжелый металл — осмий , плотность 22,5 г/см3.

Электро- и теплопроводность (Теплопроводность и электропроводность уменьшается в ряду металлов:

Аg Сu Аu Аl Мg Zn Fе РЬ Hg

Приложение №2 (Сообщение; «Металлическая связь», «Металлическая кристаллическая решетка»).

Для всех металлов характерна металлическая кристаллическая решетка: в ее узлах находятся положительно заряженные ионы, а между ними свободно перемещаются электроны. Наличие последних объясняет высокую электропроводность и теплопроводность, а также способность поддаваться механической обработке.

Приложение №3

ТЕСТ для контроля.

  1. Жидкий металл при комнатной температуре

  1. Fe 2) Hg 3) Au 4) Li

  1. Среди перечисленных веществ укажите те, которые являются металлами: 1) Si 2) Be 3) B 4)Al 5)K 6) Ar 7) S 8) Sn. Ответ дайте в виде последовательности цифр в порядке возрастания.

  2. Неправильное суждение

  1. Все металлы обладают ковкостью

  2. Все металлы обладают металлическим блеском

  3. Все металлы обладают электропроводностью

  4. Все металлы – летучие вещества

  1. Какие из приведенных утверждений верны?

А. Атомы металлов имеют небольшое (1-3) число электронов на внешнем уровне.

Б. Для металлов характерно два вида связи: ионная и металлическая.

1) верно утверждение А

2) верно утверждение Б

3) Верны утверждения А и Б

4) Оба утверждения неверны

  1. Установите соответствие между металлом и его свойством. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующей буквам по алфавиту.

Металл Свойство

А) Ag 1) наиболее легкоплавкий

Б) Pd 2)наиболее электропроводный

В) W 3)наибольшая плотность

Г) Na 4)наибольший блеск

Приложение 4

Ответы к тесту:

  1. 2

  2. 2 4 5 8.

  3. 4

  4. 3

  5. 2 4 3

Образовательные ресурсы, необходимые для проведения урока

Учебные ресурсы (учебник, справочник, методические материалы, коллекции)

— Электронные ресурсы (презентации, мультимедийное приложение к учебнику)

— Интернет ресурсы

Свежие документы:  Конспект урока "Средневековый город" 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: