Конспект урока по Химии «Реакции обмена»

Ф.И.О. автора Желовникова Оксана Викторовна

Место работы — ГБОУ СОШ п. Комсомольский м.р. Кинельский Самарской области

Должность- учитель химии

План — конспект открытого урока


Тема урока: «Реакции обмена»


Цель: познакомить с реакциями обмена

Задачи: .

1. Образовательные: определение реакций обмена;

условия течения реакций между растворами до конца

уметь:

записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена; наблюдать и описывать проведенные химические реакции; продолжить формирование умений наблюдать, проводить самостоятельно лабораторную работу, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций , применения условий течения реакций между растворами до конца; подготовить учащихся к пониманию обратимых и необратимых реакций

Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления учащихся.

Форма учебного процесса: классный урок.

Тип урока: комбинированный урок

Система оценивания: пятибалльная система оценивания

Оборудование и реактивы: на столах учащихся: разбавленные растворы соляной кислоты, хлорида натрия, карбоната натрия, гидроксид натрия, фенолфталеин, сульфат меди, штатив с пробирками, инструктивные карты по выполнению лабораторной работы.













Краткое содержание

Краткое содержание деятельности учителя и учащихся

Время

1.

Организационная часть: объявляется цель урока, задачи



2

2.

Фронтальный опрос домашнего задания

4

3.

Самостоятельная работа

5

4.

Разминка для глаз. Работа по таблице Д.И. Менделеева. «Стрельба глазами»

4

5.

Лабораторная работа

17

6.

Выполнение упражнения из учебника

5

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой

4

8.

Задание на дом

1

9.

Рефлексия деятельности

3


Итого

45минут


Ход урока.

1.Организационная часть

Мы с вами на уроке должны повторить материал, изученный на прошлом уроке и изучить новый материал.


2.Фронтальный опрос.

Что такое явления?

Какие явления бывают?

Химические явления – это… (Химические реакции.)

Химических реакций известно в мире много,

И каждая в отдельности важна, поверьте мне.

Реакции мы делим на типы очень строго.

Какие это типы? Поведайте вы мне.


Ученики. Существует 3 типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения


Что называется реакцией соединения, разложения, замещения?

3.Самостоятельная работа

Вы должны выбрать для себя задания по силам и баллу, который вас устраивает. Тесты с заданиями у вас







Задание на «3 балла» Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.





Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + Cr2O3 —> Al2O3 + Cr

 

б) Li + N2 —> Li3N

 

г) N2O —> N2 + O2

 

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Сложные эфиры" 11 класс

Задание на «4 балла»». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций



Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Ca + Cl2 —> ……….

 

Б) Zn + O2 —> ……….

 

в) Mg + TiCl4 —> ……….

 

г) AgBr —> ………………

 

Задание на «5» Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций



Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Mg + O2 —> ……….

 

б) Fe3O4 + Al —> ……….

 

в) HCl + Zn —> ……….

 

г)  Fe2O3 + H2 —> ……….

 

д) H2O —> ……………

 



4.Разминка для глаз.


Задание «Стрельба глазами».


1. В периодической системе найдите самый активный элемент-неметалл. (F.)

2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в III группе. (B.)

3. Переведите взгляд вниз и влево, на самый активный металл. (Fr.)

4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, атомы которого образуют вещество, поддерживающее горение. (O.)

5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, используемый в градусниках. (Hg.)

6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl.)

7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды». (La.)

8. Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент. (F.)

9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют драгоценный металл желтого цвета. (Au.)


5.Лабораторная работа

Вы знаете три типа химических реакций. Но есть еще один.

Итак, какая же цель нашего урока сегодня?

Ученики: Мы должны узнать, какой тип химической реакции еще существует?


Вы все сейчас юные химики и вас должен волновать только один вопрос-какой это тип химической реакции. Перед вами инструкции по выполнению опытов.

помните о правилах техники безопасности при выполнении лабораторных опытов – пробирки и склянки держим аккуратно, работаем аккуратно и с малым количеством реактивов.


Цель: знать определение реакций обмена.

Задание:

1.Взаимодействие сульфата меди и гидроксида натрия.

Что вы наблюдаете?

Химическую реакцию

Почему?

Признак –изменение цвета.

Напишите уравнение этой химической реакции.


CuSO4+ 2NaOH=Na2SO4+Cu(OH)2 на доске учитель пишет ответ ему помогают ученики


Сколько веществ вступило в реакцию?

Сколько получилось?

Какие это вещества ,которые вступили в реакцию? Какие они по составу?

Сложные. Получились тоже сложные вещества.


Сделайте вывод: в чем сущность реакций этой реакции?

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Как справиться с нашими проблемами"



Реакции обмена — это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. (запись в тетради)


Математическая формула

АВ+СД=АД+СВ

Мы познакомились с понятием реакция обмена. Такие реакции протекают в растворах не всегда .А только при наличии трех условий.. Посмотрим на доску ( уравнение реакции .таблица растворимости , гидроксид меди нерастворим , выпадает в осадок) И нам предстоит с вами выяснить при каких еще 2 условиях реакция обмена . протекающая в растворах пойдет до конца.

Для этого вам предстоит выполнить 2 опыт, пользуясь инструкцией


Цель: знать сущность реакции обмена на примере реакции нейтрализации.

Задание:

а) В пробирку прилейте 5-7 капель раствора гидроксида натрия, добавьте 1 каплю фенолфталеина.


Ответьте на вопросы:

1. Что наблюдаете?

2. О чём говорит изменение окраски?

б) Добавьте в эту же пробирку осторожно несколько капель раствора соляной кислоты.

Ответьте на вопросы:

1) Что наблюдаете?

2) Укажите признак и условия протекания реакции

Напишите реакцию:

NaOH+HCI=NaCI+H2O

Реакция обмена между кислотами и щелочами называется реакцией нейтрализацией.

Выполнение лабораторного опыта.

Na2CO3+2HNO3=2NaNO3+H2CO3

Условия протекания реакций обмена.

Реакции обмена, протекающие в растворах идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода.

Прильем

CuSO4+2NaCICuCI2+Na2SO4 (реакция не пойдет, почему?)

6.Работа с учебником стр. 168 упр. 4

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Условие

Уравнение реакции


H2SO4 + Na2CO3 —> ……….


Na2CO3 + MgCl2 —> ……….


8.Рефлексия деятельности.

Итоги урока. Что изучали? Чему научились?


Раздаются бланки с вопросами

1. Что вызвало наибольшую трудность?

2. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?

 3. С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками

(было интересно, не очень интересно, не интересно вообще)?


NaOH + H2SO4 —> ……….

 

9.Домашнее задание: параграф 32, упражнение 3,4 расставить коэффициенты.































Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: