ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО ХИМИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 – 11 КЛАССОВ
« РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
Составитель :
учитель химии
МКОУ СОШ № 7 п. Владимировка
Туркменского района
Важеева Н.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
ДЛЯ 9 – 11 КЛАССОВ
Программа несет естественно — научную направленность, она предназначена для углубленного изучения химии.
Актуальность программы в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и практических задач. Программа ориентирована на учащихся 9 – 11 классов и рассчитана на три года.
Цель программы — развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
Задачи программы
Образовательные :
формирование умений и знаний при решении основных задач по химии;
формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;
повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов образующих химическую науку.
Воспитательные:
1. создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов;
2. формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
3. содействие в профориентации школьников.
Развивающие :
развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;
развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.
1-й год обучения предполагает решение задач по химическим уравнениям, требующих логического мышления. На этом этапе, кроме теоретических, предполагается решение практических задач, ознакомление с качественными реакциями на неорганические вещества.
2-й год обучения предусматривает закрепление ранее изученных типов теоретических задач на примере различных классов органических веществ.
3-й год обучения нацелен на обобщение , решение комбинированных теоретических и практических задач по общей химии, проблемных задач, работа над которыми обсуждается и корректируется на занятиях. Большое внимание уделяется умению работать с информационными технологиями , тестовыми заданиями, подготовке ЕГЭ.
Методическое обеспечение программы
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок, самостоятельная работа, межпредметные занятия, практические занятия, зачет.
Методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса: объяснение, работа с книгой, беседа, демонстративный показ, упражнения, решение типовых задач.
Методы : частично – поисковый, лабораторный, индивидуального обучения.
Оборудование: компьютер, презентации по отдельным темам программы, наборы химических веществ по неорганической химии, химическое оборудование и химическая посуда.
Дидактический материал: карточки с заданиями, тесты, пособия для проведения практических занятий.
Ожидаемые результаты:
После прохождения 1 года обучения школьники должны:
По теме « Решение задач по химическим уравнениям»:
1) иметь представление о химических реакциях, их видах;
2) знать
— основные принципы решения задач по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке; на выход продукта , примеси, растворы.
3) уметь
— делать вычисления по химическим уравнениям на нахождение массы (количества вещества) продуктов реакции по массе ( количеству вещества) вступающих в реакцию веществ и наоборот;
— решать задачи по химическим уравнениям, в которых участвуют газообразные вещества, используя закон объемных отношений газов;
— производить расчеты по термохимическим уравнениям;
— производить расчеты по химическим уравнениям ( если одно из веществ взято в избытке, на выход продукта, примеси, растворы и составлять задачи, используя знания о свойствах неорганических веществ.
По теме « Окислительно – восстановительные реакции»:
знать об окислительно – восстановительных ; о понятии окислитель и восстановитель, понятиях окислительный и восстановительный процесс;
уметь
-определять степени окисления химических элементов;
-расставлять коэффициенты в химических реакциях с участием неорганических веществ методом электронного баланса и полуреакций.
По теме Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»:
знать химические свойства и способы получения основных классов неорганических соединений;
уметь
— записывать реакции «цепочки превращений», с участием неорганических веществ;
— решать и составлять задачи на «цепочки превращений»;
— выделять главное и анализировать ход решения «цепочки превращений».
По теме «Качественные реакции на неорганические вещества»
иметь представление о качественных реакциях;
знать
— и соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами и оборудованием;
— реагенты и методику проведения качественных реакций на основные катионы и анионы неорганических веществ.
3) уметь
— проделывать качественные реакции;
— применять полученные знания при решении и составлении задач на определение веществ в растворе.
После прохождения программы 2 года обучения учащиеся должны
по теме « Нахождение молекулярной формулы органического вещества»:
1) знать об особенностях строения органических веществ, их многообразии и свойствах;
2) уметь находить молекулярную формулу органического вещества по массовым долям входящих в него химических элементов, по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и относительной плотности его паров по какому-либо другому газу;
по т е м е «Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ»:
1) знать особенности химических процессов с участием органических веществ;
2) уметь
— производить расчеты по химическому уравнению;
— составлять задачи с участием органических веществ на нахождение массы, объема, количества вещества продукта реакции или исходного вещества, на примеси, выход продукта, избыток одного из исходных веществ;
по т е м е «Генетическая связь между основными классами органических соединений. Генетическая связь органических и неорганических веществ»:
1) знать химические свойства и способы получения органических веществ;
2) уметь
— решать и составлять цепочки превращений с участием органических веществ;
— решать различные виды задач по цепочкам превращений с использованием органических веществ;
— уметь решать и составлять задачи по цепочкам превращений, которые указывают на взаимосвязь неорганических веществ с органическими;
по т е м е «Окислительно-восстановительные реакции»:
уметь
— расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса и методом полуреакций;
— составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
по т ем е «Качественныереакции на органические вещества»:
1) знать
— технику безопасности при работе с органическими веществами;
— реагенты и методы проведения качественных реакций на различные органические вещества;
2) уметь
— проделывать качественные реакции;
— применять полученные знания при решении и составлении экспериментальных задач на определение органических веществ в растворе;
— работать с химическими веществами и химическим оборудованием.
Кроме вышеперечисленного школьники учатся учиться, у них расширяется кругозор, повышается уровень интеллекта.
После прохождения программы 3-го года обучения школьники должны:
по т е м е «Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева»:
1) знать строение атома;
2) уметь, используя периодическую систему элементов, изображать электронные и графические формулы атомов и ионов элементов;
по т е м е «Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие»:
1) знать основные принципы протекания химических реакций;
2) уметь
— производить расчеты и составлять задачи на определение скорости химической реакции, константы равновесия;
— прогнозировать течение химических реакций при изменении температуры, давления, концентраций веществ, действии катализатора;
— проводить химические эксперименты;
по т ем е «Растворы»: уметь
— производить расчеты на определение концентраций при смешивании растворов;
— с помощью различных расчетов переходить от одного вида концентраций к другому;
— готовить растворы заданной концентрации;
по т е м е «Промышленное получение важнейших неорганических веществ»:
1) знать
— промышленные способы получения аммиака, серной кислоты;
— о важнейших химических заводах в России и Ставропольского края;
— о влиянии химических производств на экологическую обстановку местности;
2) уметь решать и составлять задачи по типичным технологическим приемам промышленного получения аммиака и серной кислоты;
по тем е «Металлы»:
1) знать основные свойства и способы получения металлов;
2) уметь
— применять полученные знания при решении задач на основные свойства и способы получения металлов;
— проводить химические эксперименты;
— составлять уравнения электролиза и решать по нему различные типы задач;
по т ем е «Неметаллы»:
1) знать
— основные свойства неметаллов, их расположение в периодической таблице;
— основные способы получения неметаллов;
2) уметь
— применять полученные знания при решении различных типов задач;
— проводить химические эксперименты;- осуществлять и составлять генетические цепочки, указывающие на взаимосвязь неметаллов и металлов.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СПЕЦКУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
ДЛЯ 9 КЛАССА
Тема занятия | Количество часов | дата | |
Решение задач по химическим уравнениям (задачи на избыток одного из веществ, выход продукта, примеси, растворы с участием неорганических веществ) | 8 |
| |
1 | Нахождение массы (количества вещества) образующихся веществ по массе (количеству вещества) вступающих в реакцию веществ | 1 |
|
2 | Вычисление объема газов по известной массе (количеству вещества) одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате ее веществ | 1 |
|
3 | Расчет объемных отношений газов по химическим уравнениям | 1 |
|
4 | Расчеты по термохимическим уравнениям | 1 |
|
5 | Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке | 1 |
|
6 | Определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного | 1 |
|
7 | Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси | 1 |
|
8 | Нахождение массы (количества вещества, объема) продукта реакции по исходному веществу, находящемуся в растворе | 1 |
|
| Окислительно-восстановительные реакции | 4 |
|
9 | Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса | 2 |
|
10 | Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэффициентов методом полуреакций | 2 |
|
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | 2 |
| |
11 | Нахождение массы (количества вещества, объема) по цепочке превращений | 2 |
|
Качественные реакции на неорганические вещества | 3 |
| |
12 | Решение задач на качественнее определение катионов и анионов неорганических веществ | 2 |
|
13 | Итоговое занятие | 1 |
|
| Итого часов | 17 |
|
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СПЕЦКУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
ДЛЯ 10 КЛАССА
Тема занятия | Количество часов | дата | |
Нахождение молекулярной формулы органического вещества | 2 |
| |
1 | Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым долям входящих в него химических элементов | 1 |
|
2 | Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и плотности его паров по какому-либо другому газу | 1 |
|
Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ | 3
|
| |
3 | Нахождение массы (объема) продукта реакции по массе (объему) исходного органического вещества, содержащего примеси (на примере алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов) | 1 |
|
4 | Решение задач на выход продукта | 1 |
|
5 | Решение задач на избыток одного из веществ | 1 |
|
Генетическая связь между основными классами органических соединений. Генетическая связь органических и неорганических веществ | 7
|
| |
6 | Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач (на примере углеводородов) | 1 |
|
7 | Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач (на примере кислородсодержащих органических веществ) | 2 |
|
8 | Осуществление цепочки превращений, связывающей органические и неорганические вещества. Решение по ней экспериментальных задач | 2 |
|
9 | Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспериментальных задач (на примере азотсодержащих веществ) | 2 |
|
Окислительно-восстановительные реакции | 2 |
| |
10 | Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ методами электронного баланса и полуреакций | 2 |
|
Качественные реакции на органические вещества | 3 |
| |
11 | Определение органических веществ с помощью качественных реакций (алканы, непредельные углеводороды, одноатомные предельные спирты, многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особенность муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы) | 1 |
|
12 | Решение экспериментальных задач по органической химии | 1 |
|
13 | Итоговое занятие | 1 |
|
| Итого часов | 17 |
|
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СПЕЦКУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
ДЛЯ 11 КЛАССА
Тема занятия | Количество часов | дата | |
Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева | 1 |
| |
1 | Написание электронных и графических формул атомов и ионов элементов | 1 |
|
Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие | 4 |
| |
2 | Расчеты скорости реакции по изменениям концентраций веществ, давления, температуры | 1 |
|
3 | Определение константы равновесия | 1 |
|
4 | Решение задач на смещение химического равновесия при изменении температуры, давления, концентраций веществ, действии катализатора. | 2 |
|
Растворы | 2 |
| |
5 | Задачи на смешивание растворов | 1 |
|
6 | Переход от одного вида концентраций к другому. Выполнение экспериментальной работы | 1 |
|
Промышленное получение важнейших неорганических веществ | 2 |
| |
7 | Решение задач на типичные технологические приемы промышленного получения веществ (на примере синтеза аммиака, производства серной кислоты) | 2 |
|
| Металлы | 3 |
|
8 | Решение задач на основные свойства металлов. | 1 |
|
| Электролиз | 2 |
|
| Неметаллы | 2 |
|
9 | Решение задач на основные свойства неметаллов и их соединений. | 2 |
|
| Обобщение | 3 |
|
10 | Комбинированные задачи по неорганической и органической химии | 2 |
|
11 | Итоговое занятие | 1 |
|
| Итого часов | 17 |
|
Список используемой литературы :
1. А.В.Хомченко В.А. Хомченко Сборник задач по химии , Москва, «Просвещение», 2010Л.И.Некрасова Химия. 9- 11 класс. Карточки заданий Изд–во «Лицей», 2008
2. А.В.Артемов С.С.Дерябина Школьные олимпиады по химии 8-11 классы, Москва, Айрис – пресс,2009
3. 2010Л.И.Некрасова Химия. 9- 11 класс. Карточки заданий Изд–во «Лицей», 2008
4. С.В.Горбунцова Тесты по основным разделам школьного курса химии. Изд-во Москва «Вако» 2006 г
5. О.С.Габриелян И.Г.Остроумов Химия . Настольная книга учителя 9 класс Москва, «Дрофа», 2007
6. О.С.Габриелян Химия . Настольная книга учителя 10 класс Москва, «Дрофа», 2009
7. О.С.Габриелян Химия . Настольная книга учителя 11 класс Москва, «Дрофа», 2009
8. Н.Н.Гара М.В.Зуева Задачи по химии 10 – 11 класс Москва, «Дрофа», 2009
9. Учебно – методическая газета для учителей химии и естествознания «Химия» «Издательский дом 1сентября» № 1- 24 2009 г
10. Учебно – методическая газета для учителей химии и естествознания «Химия» «Издательский дом 1сентября» № 1- 24 2010г