Урок химии 8 класс
ТЕМА: «ВЕЩЕСТВА».
Задачи:
Образовательные: Формировать первоначальные представления о веществе и физическом теле; начать формирование умений характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства.
Развивающие: Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, самостоятельность в разных видах деятельности.
Оборудование: комплект учебника и дидактических материалов, различные тела из одного и того же вещества (стеклянные, фарфоровые, деревянные), различные химические вещества (алюминий, железо, сера, сахар, вода).
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
На демонстрационном столе: с правой стороны находятся различные физические тела — стеклянные (колбы, химические стаканы, пробирки, воронки, мерные цилиндр), деревянные (карандаш, ложка, чашка), фарфоровые (ступка и пестик, фарфоровые чашки, стаканы); с левой — вещества (алюминий, железо, сера, сахар, вода).
Беседа с учащимися: 1. Что объединяет все объекты, находящиеся справа от учителя? (ответы учащихся — это тела).
2. Что объединяет все объекты, находящиеся слева от учителя? (ответы учащихся — это вещества).
3. Что общего между этими объектами, в целом? (ответы учащихся — физические тела состоят из веществ).
Итак, как можно сформулировать тему нашего урока? Определите цели урока.
Ответы учащихся: Тема: Вещества.
На доске записаны примеры физических тел и веществ: гвоздь, карандаш, железо, медь, вода, стакан, ложка, линейка, сахар, поваренная соль.
Задание: выпишите отдельно в два столбика вещества и физические тела.
Учащиеся работают в тетрадях, затем два ученика выходят к доске и записывают соответственно, один — все вещества, другой — все физические тела.
Рассказ учителя о многообразии веществ в окружающей среде (вещества естественные и искусственные, индивидуальные вещества и смеси).
Необходимо вспомнить из курса физики определение физического тела.
Ответы учащихся: Физические тела — это предметы, которые нас окружают. Записи в тетрадях.
Беседа: Учитель демонстрирует стакан, пробирку и колбу. Это одно физическое тело? (ответы учащихся — нет).
Что общего между этими телами? (ответы учащихся — эти тела состоят из стекла, т. е. из одного и того вещества). Учащиеся оформляют запись определения понятия вещества в тетради.
Вещества — это то, из чего состоят физические тела.
Физминутка. Зарядка для глаз: необходимо с силой зажмурить глаза, затем быстро поморгать (повторить 2-3 раза); нарисовать на стене напротив глазами цифры от 1 до 9.
Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу: «Описание вещества по свойствам» — 1 группа — поваренная соль и алюминий; 2 группа — сахар и железо; 3 группа — уксусная кислота и вода. В ходе изучения свойств учащиеся проводят простые опыты. Оформляют записи в тетрадях. (Вспомнить правила техники безопасности).
Затем каждая группа рассказывает, какие свойства характерны для их групп веществ — цвет, запах, вкус, растворимость в воде, прозрачность. Учитель дополняет ответы учащихся, называя табличные данные — температуры кипения и плавления, тепло и электропроводность, плотность.
Закрепление.
Карточки-задания.
Разделите перечисленные ниже объекты на вещества и физические тела: ручка, уголь, чашка, цинк, зеркало, стекло, бумага, книга, вилка, глина, бутылка, медь.
Выбрать из перечисленного списка свойства, которые характерны для поваренной соли:
а) бесцветное вещество;
б) вещество белого цвета;
в) растворяется в воде;
г) не растворяется в воде;
д) твердое вещество;
е) жидкое вещество;
ж) имеет неприятный запах;
з) проводит электрический ток.
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
Учащимся выдаются таблицы, в которые они должны вписать оценку по 5-ти балльной системе. Объясняется назначение таблицы: сначала они сами оценивают свою деятельность, а затем после контрольной работы оценки выставляет учитель.
Оценка деятельности учащимся | Оценка деятельности учителем | |
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание.
§ 1, упр. 2, 4, стр. 7
Итог урока.
Общий вывод — все физические тела состоят из веществ.
3