МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Калмантай Вольского района Саратовской области»
Тема урока:
«Восхождение на пик знаний»
(обобщение знаний по первоначальным понятиям в химии)
Учитель химии:
Назарова Елена Владимировна
Цель: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «первоначальные химические понятия»
Задачи урока:
1. Образовательные — систематизировать и углубить знания
учащихся по теме.;
— расширить сведения о веществах, их строении и образовании химической связи.
— углубить знания учащихся о строении атома.
2. Развивающие — активизировать познавательную
деятельность учащихся на всех этапах урока.
— развивать умение применять полученные знания при определении строения атома и на его основе определять вид химической связи.
3. Воспитательные — продолжить формирование навыков
коллективной работы, самоорганизации, чувства ответственности.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: игра
Методы и методические приемы:
фронтальный опрос, беседа, решение расчетных задач.
Литература:
учебник «Химия 8класс» О.С. Габриелян .
настольная книга учителя химия 8класс О.С. Габриелян.
научно-методический журнал химия в школе №7 — 2000г. химия в школе №6 — 2002г. химия в школе №2 — 2001г.
тематические игры по химии А.Д.Шукайло. Методическое пособие для учителя.
В.Г.Денилова — Открытые уроки по химии.
Оборудование: красочно оформленный планшет, на
котором изображен горный пейзаж с нанесенным на него маршрутом восхождения и привалами(они пронумерованы). Карточки задания, маршрутный лист, карточки-ответы.
Домашнее задание: повторить § 10-12 , §15-16,
подготовиться к контрольной работе.
ХОД УРОК
№ | m | n | N | V |
вариант |
|
|
|
|
| ? | 1,5моль | ? | ? |
2(03) | ? | ? | 9.1023 | ? |
3(С02) | ? | ? | 0,6. 1023 | ? |
4(С02) | ? | ? | 1,5. 1023 | ? |
5(02) | ? | 9 | 15. 1023 | ? |
6(Н2) | ? | ? | 3. 1023 | ? |
7(N2) | ? | ? | 12. 1023 | ? |
8(H2S) | ? | ? | 18. 1023 | ? |
9(02) | ? | ? | ? | 11,2л |
10(N2) | ? | ? | 12. 1023 | ? |
11 (Н2) | ? | ? | ? | ? |
12(N2) | ? | ? | 12. 1023 | ? |
13(H2S) | ? | ? | 18. 1023 | 9 |
14(02) | ? | 1,5моль | ? | ? |
По истечении времени на доске вывешиваются карточки-ответы. Учащиеся сверяют свой ответ. Проставляют оценку соответствующую своему уровню(зеленые-3,синий-4,красный-5)
V Воспроизведение знаний на новом уровне
Учитель: Мы подходим с вами к небольшой опушке. Перед нами указатели направления движения. Каждый из вас выбирает свою тропинку. По первой движется группа I уровня, по второй движется группа II уровня, по третей — III уровня.
Что бы пройти по ним необходимо выполнить задание.
1 уровень – ребята направляются в сторону возрастания металлических свойств: Na,S,Al.
2 уровень – ребята направляются в сторону возрастания неметаллических свойств: 0, Li, С.
3 уровень ребята направляются в сторону возрастания неметаллических свойств: Ва,Р, Mg.
Учащиеся проверяют своё задание, ставят оценку и в графе «для заметок»
отмечают затруднения.
Учитель: я вижу вы все благополучно поднялись. Давайте устроим привал. Как
вы думаете на какую высоту мы поднялись.
Ответы уч-ся: химические элементы, простые вещества.
Учитель: отдохнем. Если я показываю на химический знак Me — то руки поднимаем вверх, а если показываю на химический элемент знак не Me — то руки в стороны.
«Физминутка»
«Давайте познакомимся»
Проверяются задание учащихся о строении атома.
Задание I уровня.
Определите положение химического элемента в Периодической системе Д.И.Менделеева, состав его атома.
№ химического элемента | |
1 | № 13 |
2 | № 18 |
3 | № 17 |
4 | № 5 |
5 | №15 |
6 | № 9 |
7 | №12 |
8 | № 6 |
9 | №7 |
10 | №12 |
11 | №4 |
12 | №15 |
13 | №9 |
Задание II уровня. Напишите электронную форму атома соответствующего элемента. Относится ли он к металлическим или неметаллическим? Варианты задачи из первого уровня.
Задачи III уровня. По электронной формуле определите химический элемент. Какими свойствами он обладает. Составьте электронную формулу положительно или отрицательно заряженную
Электронная формула …2S22P5 …2S1 1S22S22P63S23P63d14S2 …3S2 1S22S22P63S23P64S2 …3S23P3 1S22S2 1S22S22P4 lS22S22P5 lS22S22P53S23P5 1S22S22P63S23P1 1S22S22P63S23P63d104S2 …3S23P4 1S22S22P63S1 |
По карточкам -ответам учащиеся проверяют свои знания, выставляют оценки.
Учитель: Ребята, а я что-то нашла(показывает ржавый гвоздь). Как вы думаете что с ним произошло? Образование ржавчины это какое явление?
Совершенно верно образовалось новое вещество, т.е. наблюдаем химическое явление. Вот сейчас мы и проверим как образуются новые вещества.
VI Работа над нестандартными заданиями(5-7мин).
«Привал»
Ребята берут карточки -задания проверки знаний по теме: «Химическая связь. Виды химической связи. Механизм ее образования.»
-По формулам определите вид химической связи. Составьте схему образования одного любого вещества.
-По формулам определите вид химической связи. Составьте схему образования одного любого вещества.
уровень определить вид связи.
уровень определить вид связи и составить схему одной из них.
3 уровень определить вид связи и составить схемы образования химической связи всех веществ.
Задание. По формулам определите вид химической связи. Составьте схему образования одного любого вещества.
B—I—N2,H3N,CaCl2,Ag B—II—Cl2,NaF,Cu,H20
B-III-H3P,KCe,Y2,Mg B-IV-NaCe,H2S,62,Al
B-V-H2,CH4,KF,Zn B-VI-HCI,Cl2,Fe,MgF2
B-VII-Bz2,NaF,Zn,H2S B-VIII-N2,KB2,Na,NH3
B-IX-HF,H2,Cu,CaF2 B-X-CaCl2,C02,F2,HF
B-XI-KB,N2,S02,Zn B-XII-NaCl,H2,Cu,H2S
B-XIII-HCl,F2,ZnCl2,Na B-XIV-HF,Bz2,FeCl3,Ag
VII. Анализ содержаний, итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Учитель: подведем итоги. Все благополучно добрались до пика горы. Как вы думаете какие вещества «населяют» ее (Ответ :сложные) из каждой экспедиции, что-то приносят для дальнейшего изучения. Вот и мы должны расшифровать карту-схему.
Говорим детям, что знаки вопроса будем
открывать постепенно при дальнейшем
изучении курса химии. Собираем
маршрутные листвы. Выставляем оценки.
Определяем пробелы в знаниях.
VIII. Определение разъяснение домашнего задания.
Домашнее задание: повторить 10-12,15-16;подготовиться к контрольной работе.
Учитель: А закончить свой урок я хочу следующими словами:
«Человек рождается на свет,
что б творить, дерзать — и не иначе,
что б оставить в жизни добрый след.
И решить все трудные задачи .
Человек рождается на свет…
Для чего ? Ищите свой ответ.»