План – конспект
урока химии в 8 классе
«Взаимодействие кислот с основаниями. Реакция нейтрализации»
учитель: Солдатенкова Татьяна Александровна
— выявление зависимости химических свойств от состава веществ на примере взаимодействия кислот с основаниями (реакции нейтрализации).
Обучающая цель: знать свойство кислот взаимодействовать с основаниями, знать, к какому типу реакций относится это взаимодействие, знать определение реакции нейтрализации, уметь объяснять суть этого процесса, уметь прогнозировать возможность его протекания, уметь записывать уравнения реакций, характеризующих данное свойство кислот, уметь работать с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдать правила ТБ, объяснять результаты опытов (формирование учебно-познавательных компетенций).
Развивающая цель:
развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании химической номенклатуры (названия основных классов неорганических веществ)) (формирование коммуникативных компетенций),
развитие мышления: проводить анализ (состав веществ разных классов – разные свойства), проводить аналогии (сходный состав – сходные свойства), прогнозировать (на основе знаний общих признаков реакций прогнозировать возможные свойства кислот), делать выводы (при наблюдении эксперимента, после проведения анализа полученной информации), устанавливать причинно-следственные связи (наличие внешнего признака реакции – возможность протекания реакции));
развитие наблюдательности (при проведении эксперимента);
развитие сенсорной сферы: точности и тонкости различения цвета, глазомера;
развитие двигательной сферы (развитие моторики мелких мышц рук, соразмерности движений при выполнении опытов).
Воспитательная цель: воспитание умения работать в группе (формирование коммуникативных компетенций),, дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности (ведение записей у доски и в тетрадях, проведении химического эксперимента), соблюдения норм поведения компетенций самосовершенствования), терпимого отношения к ошибкам товарищей (формирование коммуникативных компетенций),.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Этапы урока: организация начала урока, подготовительный, усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, закрепление знаний, контроль и самопроверка знаний, итог на рефлексивной основе, домашнее задание.
Оборудование:
1.Правила работы в группе (для доски и на каждый стол)
2.Компьютерная презентация
3. Кодоскоп и транспаранты с заданиями группам
4. Реактивы:
1группа
HCl, NaOH, CuSO4 , фенолфталеин
2 группа
HNO3, KOH, ZnSO4, фенолфталеин
3 группа
H2SO4, KOH, FeSO4, фенолфталеин
Конспект урока
1.Организация начала урока
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку
2.Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
Вопросы классу
1.Какие классы неорганических веществ вам известны? (слайд 1)
2. Что положено в основу этой классификации? (разный состав и свойства)
3. Свойства какого класса веществ изучаем?
4.Почему кислоты обладают общими свойствами?
5. С какими из веществ взаимодействуют кислоты?(слайд 2)
(Открываем тетради, записываем число, классная работа)
6. С какими из веществ взаимодействует серная кислота: Mg, Hg, CuO, SO3, NaCl, K2CO3?
Напишите уравнения протекающих реакций. Определите типы данных реакций.( Проверка – Слайд 3) (правильная запись каждого уравнения реакции оценивается 1 баллом)
7.Вещества какого класса не были использованы в этом задании?
8.Классификация оснований?
9.Что должны проверить? Как сформулировать тему нашего занятия?
(Взаимодействуют ли кислоты с основаниями?) (слайд 4)
3. Усвоение новых знаний и способов действия
Итак, что же мы должны выяснить? Записываем тему урока: «Взаимодействие кислот с основаниями» (слайд 5 )
(выяснить, способны ли кислоты реагировать с основаниями?)
А как определить, произошла ли реакция? Какими внешними признаками это сопровождается?
(учащиеся называют признаки реакций)
Это попробуем выяснить, работая в группах. О правилах работы в группах вы знаете. Обратите внимание: на доске и на столах памятки есть. Важно:
— внимательно выслушать задание учителя
— в группе уяснить цель задания
— принять решение о ходе работы
— проверить правильность решения всей группы
— принять окончательное решение
— оформить результат работы группы
— выбрать того, кто будет отвечать
3. Работа над заданием
— обдумать способ решения поставленной задачи
— обсудить мнение каждого
— уметь спокойно договариваться
И оценить работу каждого.
Обратите внимание, по каким критериям будет оцениваться работа группы.
Каждая группа получает задание. Обратите внимание на правила ТБ. (Слайд)
Свои результаты вносите в таблицу в соответствующие графы.
Задание группе №1
I.Инструктаж по технике безопасности
1) Осторожно работаем с растворами солей и щелочей.
2) Используем реактивы в минимальных количествах.
3) Оставляем рабочее место в порядке.
Задание.
1.К1 мл раствора гидроксида натрия NaОН прилейте 1-2 капли фенолфталеина, а затем 1мл соляной кислоты.
Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение окраски индикатора и на тепловой эффект реакции.
2. Получите гидроксид меди (II), для к 1 мл раствора сульфата меди (II) прилейте 1 мл раствора гидроксида натрия NaOH
Образовавшийся осадок – гидроксид меди (II) Cu(OH)2.К осадку добавьте 1мл соляной кислоты.
Что наблюдаете?
Произошли ли химические реакции? Почему? Какие составные части реагентов (кислоты и основания) являются «главными действующими лицами» реакции?
Напишите уравнения протекающих реакций в тетрадях (и заполните соответствующие графы в таблице на транспаранте). Сделайте вывод о возможности протекания реакций между кислотой и основанием.
В листах достижений фиксируйте результаты каждого члена группы
Задание группе №2
I.Инструктаж по технике безопасности
1) Осторожно работаем с растворами кислот и щелочей.
2) Используем реактивы в минимальных количествах.
3) Оставляем рабочее место в порядке.
Задание.
1.К1 мл раствора гидроксида калия КОН прилейте 1-2 капли фенолфталеина, а затем 1мл азотной кислоты.
Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение окраски индикатора и на тепловой эффект реакции.
2.К1 мл раствора сульфата цинка ZnSO4 раствора прилейте 1мл гидроксида калия КОН.
Образовавшийся осадок – гидроксид цинка Zn(OH)2.К осадку добавьте 1мл азотной кислоты.
Что наблюдаете?
Произошли ли химические реакции? Почему? Какие составные части реагентов (кислоты и основания) являются «главными действующими лицами» реакции?
Напишите уравнения протекающих реакций в тетрадях (и заполните соответствующие графы в таблице на транспаранте). Сделайте вывод о возможности протекания реакций между кислотой и основанием.
В листах достижений фиксируйте результаты каждого члена группы
Задание группе №3
I. Инструктаж по технике безопасности
1) Осторожно работаем с растворами кислот и щелочей.
2) Используем реактивы в минимальных количествах.
3) Оставляем рабочее место в порядке.
Задание.
К1 мл раствора гидроксида калия КОН прилейте 1-2 капли фенолфталеина, а затем 1мл серной кислоты.
Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение окраски индикатора и на тепловой эффект реакции.
2. Получите гидроксид железа (II), для к 1 мл раствора сульфата железа (II)FeSO4 прилейте 1 мл раствора гидроксида калия КOH.
Образовавшийся осадок – гидроксид железа(II) Fe(OH)2.К осадку добавьте 1мл серной кислоты.
Что наблюдаете?
Произошли ли химические реакции? Почему? Какие составные части реагентов (кислоты и основания) являются «главными действующими лицами» реакции?
Напишите уравнения протекающих реакций в тетрадях (и заполните соответствующие графы в таблице на транспаранте). Сделайте вывод о возможности протекания реакций между кислотой и основанием.
В листах достижений фиксируйте результаты каждого члена группы.
Перед началом отчетов групп учитель задает вопрос: «Совпадают ли ваши наблюдения и выводы с другими отчетами?»
Каждая группа выполняет задание, оформляет записи в тетрадях и на транспаранте.
Проверка работы групп через кодоскоп и заполнение таблицы информацией других групп.
Почему кислоты реагируют с основаниями? Какие составные части этих веществ играют главную роль?
(атомы водорода из кислот и гидроксогруппы из оснований)
Делаем общий вывод: кислоты реагируют и с растворимыми, и с нерастворимыми основаниями. Это реакции обмена.
Учитель: реакции обмена между кислотой и основанием называются реакциями нейтрализации (учащиеся записывают определение в тетрадь) (Слайд 6)
А почему эта реакция так называется? Продукты реакции?
4.Первичная проверка понимания
1. С каким свойством кислот познакомились на уроке?
2.Как называется эта реакция?
3.Почему? Какие компоненты играют веществ роль в этой реакции? Суть реакции нейтрализации?
5. Закрепление
Какими свойствами обладают кислоты?
Почему все кислоты могут проявлять общие свойства?
1.Составьте уравнения возможных реакций
LiOH + Н3PO4 →
NaOH + Ba(OH)2→
Ca(OH)2 + НNО3 →
Н2SO4 + HCl →
( правильная запись каждого уравнения реакции – 1 балл)
2. Составьте уравнения реакций: допишите пропущенные формулы, расставьте коэффициенты
HNO3 + … → NaNO3 + …
H2S + … → K2S + …
H2SO4 + …→ ZnSO4 + H2O
3.Как вы понимаете высказывание выдающего советского химика И.В. Тананаева : «Слово «кислота» — это функция вещества, а не этикетка с названием»? (Слайд)
6.Контроль и самопроверка
Теперь каждый проверит себя.
Тест №1
1.(1б) За общие свойства кислот отвечают:
а) атомы водорода,
б) атомы металла,
в) кислотные остатки.
2.(2б) Реакция нейтрализации – это реакция_____________________между ________________ и ___________________, сопровождающаяся образованием ________________ и __________________.
3. (1б) Какое из приведенных уравнений соответствует реакции нейтрализации?
1) BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2
2) Ba(OH)2+H2SO4 = BaSO4 +2H2O
3) CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaCl
4) 3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3NaCl
4.(2б) Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции.
Реагенты продукты реакции
А) Fe + H2SO4 1) Fe2 (SO4)3+ H2O
Б) Fe2O3 + H2SO4 2) FeO + H2O
В)Fe(OH)2 + H2SO4 3) FeSO4 + H2
4) FeSO4 + H2O
5)Fe2O3 + H2O
Б | В | |
|
|
|
Самопроверка (слайд)
7.Итог на рефлексивной основе
А теперь, мне хотелось бы узнать ваше мнение о данном уроке. Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе урока?
Как конкретно вы оцениваете свою деятельность?
Для этого закончите фразы
«Оценка урока»(Слайд)
1.Сегодня на уроке я узнал…
2.На уроке мне было интересно…
3.Для меня было трудно…
4.Своей работой на уроке я …
6.Что хотели бы изменить в своей деятельности на уроке:
а) работать быстрее;
б) быть внимательнее;
в) решать более сложные задачи
7.Домашнее задание: стр.130-132(первый абзац), упражнение 8(п) стр.136, записи в тетради
Приложения
Приложение 1
Оценочный лист группы
(по пятибалльной системе учитель оценивает работу группы)
1 задание | 2 задание | Оценка работы группы учителем | тест | итог | |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
| |
3. |
|
|
|
| |
4. |
|
|
|
|
Приложение 2
Правила работы в группе
1. Начало работы
внимательно выслушать задание учителя
в группе уяснить цель задания
принять решение о ходе работы
проверить правильность решения всей группы
принять окончательное решение
оформить результат работы группы
выбрать того, кто будет отвечать
2. Работа над заданием
обдумать способ решения поставленной задачи
обсудить мнение каждого
уметь спокойно договариваться
Приложение 3
Задание группе №1
I. Инструктаж по технике безопасности
1) Осторожно работаем с растворами солей и щелочей.
2) Используем реактивы в минимальных количествах.
3) Оставляем рабочее место в порядке.
Задание
1.К 1 мл раствора гидроксида натрия NaОН добавьте 1-2 капли фенолфталеина, а затем 1мл соляной кислоты.
Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение окраски индикатора и на тепловой эффект реакции.
2. Получите гидроксид меди (II), к 1 мл раствора сульфата меди (II) добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия NaOH.
Образовавшийся осадок – гидроксид меди (II) Cu(OH)2. К осадку добавьте 1 мл соляной кислоты.
Что наблюдаете?
Произошли химические реакции? Почему? Какие составные части реагентов (кислоты и основания) являются «главными действующими лицами» реакции?
Напишите уравнения протекающих реакций в тетрадях и заполните соответствующие графы в таблице на транспаранте. Сделайте вывод о возможности протекания реакций между кислотой и основанием.
Задание группе №2
I. Инструктаж по технике безопасности
1) Осторожно работаем с растворами кислот и щелочей.
2) Используем реактивы в минимальных количествах.
3) Оставляем рабочее место в порядке.
Задание
1.К 1 мл раствора гидроксида калия КОН добавьте 1-2 капли фенолфталеина, а затем 1мл азотной кислоты.
Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение окраски индикатора и на тепловой эффект реакции.
2.К 1 мл раствора сульфата цинка ZnSO4 раствора добавьте 1мл гидроксида калия КОН.
Образовавшийся осадок – гидроксид цинка Zn(OH)2.К осадку добавьте 1мл азотной кислоты.
Что наблюдаете?
Произошли химические реакции? Почему? Какие составные части реагентов (кислоты и основания) являются «главными действующими лицами» реакции?
Напишите уравнения протекающих реакций в тетрадях и заполните соответствующие графы в таблице на транспаранте. Сделайте вывод о возможности протекания реакций между кислотой и основанием.
Задание группе №3
I. Инструктаж по технике безопасности
1) Осторожно работаем с растворами кислот и щелочей.
2) Используем реактивы в минимальных количествах.
3) Оставляем рабочее место в порядке.
Задание
К 1 мл раствора гидроксида калия КОН добавьте 1-2 капли фенолфталеина, а затем 1мл серной кислоты.
Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение окраски индикатора и на тепловой эффект реакции.
2. Получите гидроксид железа (II), для к 1 мл раствора сульфата железа (II)FeSO4 добавьте 1 мл раствора гидроксида калия КOH.
Образовавшийся осадок – гидроксид железа(II) Fe(OH)2.К осадку добавьте 1мл серной кислоты.
Что наблюдаете?
Произошли химические реакции? Почему? Какие составные части реагентов (кислоты и основания) являются «главными действующими лицами» реакции?
Напишите уравнения протекающих реакций в тетрадях и заполните соответствующие графы в таблице на транспаранте. Сделайте вывод о возможности протекания реакций между кислотой и основанием.
Формулы реагентов (отметьте в скобках их растворимость в воде) | Наблюдения | Уравнения возможных реакций | |
1 | NaОН( ) НCl( ) |
|
|
Cu(OH)2( )HCl( ) |
|
| |
2 | КОН( ) HNO3( ) |
|
|
Zn(OH)2( ) HNO3( ) |
|
| |
3 | KOH( ) H2SO4 ( ) |
|
|
Fe(OH)2 ( ) H2SO4( ) |
|
| |
Вывод |
|
Приложение 4
Задание №2
Составьте уравнения возможных реакций
LiOH + Н3PO4 →
NaOH + Ba(OH)2→
Ca(OH)2 + НNО3 →
Н2SO4 + HCl →
Приложение 5
Тест
1.(1б) За общие свойства кислот отвечают:
а) атомы водорода,
б) атомы металла,
в) кислотные остатки.
2. (2б) Реакция нейтрализации – это реакция_____________________между ________________ и ___________________, сопровождающаяся образованием ________________ и __________________.
3. (1б) Какое из приведенных уравнений соответствует реакции нейтрализации?
1) BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2
2) Ba(OH)2+H2SO4 = BaSO4 +2H2O
3) CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaCl
4) 3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3NaCl
4.(2б) Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции.
Реагенты продукты реакции
А) Fe + H2SO4 1) Fe2 (SO4)3+ H2O
Б) Fe(ОН)3 + H2SO4 2) FeO + H2O
В)Fe(OH)2 + H2SO4 3) FeSO4 + H2
4) FeSO4 + H2O
5)Fe2O3 + H2O
Б | В | |
|
|
|