Конспект урока по Химии «Взаимодействие кислот с основаниями. Реакция нейтрализации» 8 класс

План – конспект

урока химии в 8 классе

«Взаимодействие кислот с основаниями. Реакция нейтрализации»


учитель: Солдатенкова Татьяна Александровна



— выявление зависимости химических свойств от состава веществ на примере взаимодействия кислот с основаниями (реакции нейтрализации).

Обучающая цель: знать свойство кислот взаимодействовать с основаниями, знать, к какому типу реакций относится это взаимодействие, знать определение реакции нейтрализации, уметь объяснять суть этого процесса, уметь прогнозировать возможность его протекания, уметь записывать уравнения реакций, характеризующих данное свойство кислот, уметь работать с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдать правила ТБ, объяснять результаты опытов (формирование учебно-познавательных компетенций).


Развивающая цель:

развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании химической номенклатуры (названия основных классов неорганических веществ)) (формирование коммуникативных компетенций),

развитие мышления: проводить анализ (состав веществ разных классов – разные свойства), проводить аналогии (сходный состав – сходные свойства), прогнозировать (на основе знаний общих признаков реакций прогнозировать возможные свойства кислот), делать выводы (при наблюдении эксперимента, после проведения анализа полученной информации), устанавливать причинно-следственные связи (наличие внешнего признака реакции – возможность протекания реакции));

развитие наблюдательности (при проведении эксперимента);

развитие сенсорной сферы: точности и тонкости различения цвета, глазомера;

развитие двигательной сферы (развитие моторики мелких мышц рук, соразмерности движений при выполнении опытов).

Воспитательная цель: воспитание умения работать в группе (формирование коммуникативных компетенций),, дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности (ведение записей у доски и в тетрадях, проведении химического эксперимента), соблюдения норм поведения компетенций самосовершенствования), терпимого отношения к ошибкам товарищей (формирование коммуникативных компетенций),.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Этапы урока: организация начала урока, подготовительный, усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, закрепление знаний, контроль и самопроверка знаний, итог на рефлексивной основе, домашнее задание.


Оборудование:

1.Правила работы в группе (для доски и на каждый стол)

2.Компьютерная презентация

3. Кодоскоп и транспаранты с заданиями группам

4. Реактивы:

1группа

HCl, NaOH, CuSO4 , фенолфталеин

2 группа

HNO3, KOH, ZnSO4, фенолфталеин

3 группа

H2SO4, KOH, FeSO4, фенолфталеин





Конспект урока

1.Организация начала урока

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку

2.Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

Вопросы классу

1.Какие классы неорганических веществ вам известны? (слайд 1)

2. Что положено в основу этой классификации? (разный состав и свойства)

3. Свойства какого класса веществ изучаем?

4.Почему кислоты обладают общими свойствами?

5. С какими из веществ взаимодействуют кислоты?(слайд 2)

(Открываем тетради, записываем число, классная работа)

6. С какими из веществ взаимодействует серная кислота: Mg, Hg, CuO, SO3, NaCl, K2CO3?

Напишите уравнения протекающих реакций. Определите типы данных реакций.( Проверка – Слайд 3) (правильная запись каждого уравнения реакции оценивается 1 баллом)

7.Вещества какого класса не были использованы в этом задании?

8.Классификация оснований?

9.Что должны проверить? Как сформулировать тему нашего занятия?

(Взаимодействуют ли кислоты с основаниями?) (слайд 4)

3. Усвоение новых знаний и способов действия

Итак, что же мы должны выяснить? Записываем тему урока: «Взаимодействие кислот с основаниями» (слайд 5 )

(выяснить, способны ли кислоты реагировать с основаниями?)

А как определить, произошла ли реакция? Какими внешними признаками это сопровождается?

(учащиеся называют признаки реакций)

Это попробуем выяснить, работая в группах. О правилах работы в группах вы знаете. Обратите внимание: на доске и на столах памятки есть. Важно:

внимательно выслушать задание учителя

— в группе уяснить цель задания

— принять решение о ходе работы

проверить правильность решения всей группы

Свежие документы:  Проблема йододефицита обучающихся, 8 класс

принять окончательное решение

оформить результат работы группы

— выбрать того, кто будет отвечать

3. Работа над заданием

— обдумать способ решения поставленной задачи

— обсудить мнение каждого

— уметь спокойно договариваться

И оценить работу каждого.

Обратите внимание, по каким критериям будет оцениваться работа группы.


Каждая группа получает задание. Обратите внимание на правила ТБ. (Слайд)


Свои результаты вносите в таблицу в соответствующие графы.


Задание группе №1

I.Инструктаж по технике безопасности

1) Осторожно работаем с растворами солей и щелочей.

2) Используем реактивы в минимальных количествах.

3) Оставляем рабочее место в порядке.


Задание.

1.К1 мл раствора гидроксида натрия NaОН прилейте 1-2 капли фенолфталеина, а затем 1мл соляной кислоты.

Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение окраски индикатора и на тепловой эффект реакции.


2. Получите гидроксид меди (II), для к 1 мл раствора сульфата меди (II) прилейте 1 мл раствора гидроксида натрия NaOH

Образовавшийся осадок – гидроксид меди (II) Cu(OH)2.К осадку добавьте 1мл соляной кислоты.

Что наблюдаете?

Произошли ли химические реакции? Почему? Какие составные части реагентов (кислоты и основания) являются «главными действующими лицами» реакции?

Напишите уравнения протекающих реакций в тетрадях (и заполните соответствующие графы в таблице на транспаранте). Сделайте вывод о возможности протекания реакций между кислотой и основанием.


В листах достижений фиксируйте результаты каждого члена группы


Задание группе №2

I.Инструктаж по технике безопасности

1) Осторожно работаем с растворами кислот и щелочей.

2) Используем реактивы в минимальных количествах.

3) Оставляем рабочее место в порядке.


Задание.

1.К1 мл раствора гидроксида калия КОН прилейте 1-2 капли фенолфталеина, а затем 1мл азотной кислоты.

Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение окраски индикатора и на тепловой эффект реакции.

2.К1 мл раствора сульфата цинка ZnSO4 раствора прилейте 1мл гидроксида калия КОН.

Образовавшийся осадок – гидроксид цинка Zn(OH)2.К осадку добавьте 1мл азотной кислоты.

Что наблюдаете?

Произошли ли химические реакции? Почему? Какие составные части реагентов (кислоты и основания) являются «главными действующими лицами» реакции?

Напишите уравнения протекающих реакций в тетрадях (и заполните соответствующие графы в таблице на транспаранте). Сделайте вывод о возможности протекания реакций между кислотой и основанием.

В листах достижений фиксируйте результаты каждого члена группы


Задание группе №3


I. Инструктаж по технике безопасности

1) Осторожно работаем с растворами кислот и щелочей.

2) Используем реактивы в минимальных количествах.

3) Оставляем рабочее место в порядке.


Задание.

К1 мл раствора гидроксида калия КОН прилейте 1-2 капли фенолфталеина, а затем 1мл серной кислоты.

Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение окраски индикатора и на тепловой эффект реакции.


2. Получите гидроксид железа (II), для к 1 мл раствора сульфата железа (II)FeSO4 прилейте 1 мл раствора гидроксида калия КOH.

Образовавшийся осадок – гидроксид железа(II) Fe(OH)2.К осадку добавьте 1мл серной кислоты.

Что наблюдаете?

Произошли ли химические реакции? Почему? Какие составные части реагентов (кислоты и основания) являются «главными действующими лицами» реакции?

Напишите уравнения протекающих реакций в тетрадях (и заполните соответствующие графы в таблице на транспаранте). Сделайте вывод о возможности протекания реакций между кислотой и основанием.

В листах достижений фиксируйте результаты каждого члена группы.


Перед началом отчетов групп учитель задает вопрос: «Совпадают ли ваши наблюдения и выводы с другими отчетами?»

Каждая группа выполняет задание, оформляет записи в тетрадях и на транспаранте.

Проверка работы групп через кодоскоп и заполнение таблицы информацией других групп.

Свежие документы:  Метапредметный урок по литературе и математике "Магия чисел в художественной литературе и устном народном творчестве" 11 класс

Почему кислоты реагируют с основаниями? Какие составные части этих веществ играют главную роль?

(атомы водорода из кислот и гидроксогруппы из оснований)

Делаем общий вывод: кислоты реагируют и с растворимыми, и с нерастворимыми основаниями. Это реакции обмена.

Учитель: реакции обмена между кислотой и основанием называются реакциями нейтрализации (учащиеся записывают определение в тетрадь) (Слайд 6)

А почему эта реакция так называется? Продукты реакции?

4.Первичная проверка понимания

1. С каким свойством кислот познакомились на уроке?

2.Как называется эта реакция?

3.Почему? Какие компоненты играют веществ роль в этой реакции? Суть реакции нейтрализации?

5. Закрепление

Какими свойствами обладают кислоты?

Почему все кислоты могут проявлять общие свойства?

1.Составьте уравнения возможных реакций

LiOH + Н3PO4

NaOH + Ba(OH)2

Ca(OH)2 + НNО3

Н2SO4 + HCl →

( правильная запись каждого уравнения реакции – 1 балл)

2. Составьте уравнения реакций: допишите пропущенные формулы, расставьте коэффициенты

HNO3 + … → NaNO3 + …

H2S + … → K2S + …

H2SO4 + …→ ZnSO4 + H2O

3.Как вы понимаете высказывание выдающего советского химика И.В. Тананаева : «Слово «кислота» — это функция вещества, а не этикетка с названием»? (Слайд)


6.Контроль и самопроверка

Теперь каждый проверит себя.

Тест №1

1.(1б) За общие свойства кислот отвечают:

а) атомы водорода,

б) атомы металла,

в) кислотные остатки.


2.(2б) Реакция нейтрализации – это реакция_____________________между ________________ и ___________________, сопровождающаяся образованием ________________ и __________________.


3. (1б) Какое из приведенных уравнений соответствует реакции нейтрализации?

1) BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2

2) Ba(OH)2+H2SO4 = BaSO4 +2H2O

3) CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaCl

4) 3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3NaCl


4.(2б) Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции.

Реагенты продукты реакции

А) Fe + H2SO4 1) Fe2 (SO4)3+ H2O

Б) Fe2O3 + H2SO4 2) FeO + H2O

В)Fe(OH)2 + H2SO4 3) FeSO4 + H2

4) FeSO4 + H2O

5)Fe2O3 + H2O

А

Б

В





Самопроверка (слайд)

7.Итог на рефлексивной основе

А теперь, мне хотелось бы узнать ваше мнение о данном уроке. Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе урока?

Как конкретно вы оцениваете свою деятельность?

Для этого закончите фразы

«Оценка урока»(Слайд)

1.Сегодня на уроке я узнал…

2.На уроке мне было интересно…

3.Для меня было трудно…

4.Своей работой на уроке я …

5.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


6.Что хотели бы изменить в своей деятельности на уроке:

а) работать быстрее;

б) быть внимательнее;

в) решать более сложные задачи


7.Домашнее задание: стр.130-132(первый абзац), упражнение 8(п) стр.136, записи в тетради




Приложения

Приложение 1

Оценочный лист группы

(по пятибалльной системе учитель оценивает работу группы)


Ф.И. учащихся

1 задание

2 задание

Оценка работы группы учителем

тест

итог

1.






2.





3.





4.






Приложение 2

Правила работы в группе

1. Начало работы

  • внимательно выслушать задание учителя

  • в группе уяснить цель задания

  • принять решение о ходе работы

  • проверить правильность решения всей группы

  • принять окончательное решение

  • оформить результат работы группы

  • выбрать того, кто будет отвечать

2. Работа над заданием

  • обдумать способ решения поставленной задачи

  • обсудить мнение каждого

  • уметь спокойно договариваться

Приложение 3

Задание группе №1

I. Инструктаж по технике безопасности

1) Осторожно работаем с растворами солей и щелочей.

2) Используем реактивы в минимальных количествах.

3) Оставляем рабочее место в порядке.

Задание

1.К 1 мл раствора гидроксида натрия NaОН добавьте 1-2 капли фенолфталеина, а затем 1мл соляной кислоты.

Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение окраски индикатора и на тепловой эффект реакции.

2. Получите гидроксид меди (II), к 1 мл раствора сульфата меди (II) добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия NaOH.

Образовавшийся осадок – гидроксид меди (II) Cu(OH)2. К осадку добавьте 1 мл соляной кислоты.

Что наблюдаете?

Произошли химические реакции? Почему? Какие составные части реагентов (кислоты и основания) являются «главными действующими лицами» реакции?

Напишите уравнения протекающих реакций в тетрадях и заполните соответствующие графы в таблице на транспаранте. Сделайте вывод о возможности протекания реакций между кислотой и основанием.

Задание группе №2

I. Инструктаж по технике безопасности

1) Осторожно работаем с растворами кислот и щелочей.

2) Используем реактивы в минимальных количествах.

3) Оставляем рабочее место в порядке.

Задание

1.К 1 мл раствора гидроксида калия КОН добавьте 1-2 капли фенолфталеина, а затем 1мл азотной кислоты.

Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение окраски индикатора и на тепловой эффект реакции.

2.К 1 мл раствора сульфата цинка ZnSO4 раствора добавьте 1мл гидроксида калия КОН.

Образовавшийся осадок – гидроксид цинка Zn(OH)2.К осадку добавьте 1мл азотной кислоты.

Что наблюдаете?

Произошли химические реакции? Почему? Какие составные части реагентов (кислоты и основания) являются «главными действующими лицами» реакции?

Напишите уравнения протекающих реакций в тетрадях и заполните соответствующие графы в таблице на транспаранте. Сделайте вывод о возможности протекания реакций между кислотой и основанием.


Задание группе №3

I. Инструктаж по технике безопасности

1) Осторожно работаем с растворами кислот и щелочей.

2) Используем реактивы в минимальных количествах.

3) Оставляем рабочее место в порядке.

Задание

К 1 мл раствора гидроксида калия КОН добавьте 1-2 капли фенолфталеина, а затем 1мл серной кислоты.

Что наблюдаете? Обратите внимание на изменение окраски индикатора и на тепловой эффект реакции.

2. Получите гидроксид железа (II), для к 1 мл раствора сульфата железа (II)FeSO4 добавьте 1 мл раствора гидроксида калия КOH.

Образовавшийся осадок – гидроксид железа(II) Fe(OH)2.К осадку добавьте 1мл серной кислоты.

Что наблюдаете?

Произошли химические реакции? Почему? Какие составные части реагентов (кислоты и основания) являются «главными действующими лицами» реакции?

Напишите уравнения протекающих реакций в тетрадях и заполните соответствующие графы в таблице на транспаранте. Сделайте вывод о возможности протекания реакций между кислотой и основанием.


№ группы

Формулы реагентов (отметьте в скобках их растворимость в воде)

Наблюдения

Уравнения возможных реакций

1

NaОН( ) НCl( )



Cu(OH)2( )HCl( )



2

КОН( ) HNO3( )



Zn(OH)2( ) HNO3( )



3

KOH( ) H2SO4 ( )



Fe(OH)2 ( ) H2SO4( )



Вывод



Приложение 4

Задание №2

Составьте уравнения возможных реакций

LiOH + Н3PO4

NaOH + Ba(OH)2

Ca(OH)2 + НNО3

Н2SO4 + HCl →


Приложение 5

Тест

1.(1б) За общие свойства кислот отвечают:

а) атомы водорода,

б) атомы металла,

в) кислотные остатки.


2. (2б) Реакция нейтрализации – это реакция_____________________между ________________ и ___________________, сопровождающаяся образованием ________________ и __________________.


3. (1б) Какое из приведенных уравнений соответствует реакции нейтрализации?

1) BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2

2) Ba(OH)2+H2SO4 = BaSO4 +2H2O

3) CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaCl

4) 3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3NaCl


4.(2б) Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции.

Реагенты продукты реакции

А) Fe + H2SO4 1) Fe2 (SO4)3+ H2O

Б) Fe(ОН)3 + H2SO4 2) FeO + H2O

В)Fe(OH)2 + H2SO4 3) FeSO4 + H2

4) FeSO4 + H2O

5)Fe2O3 + H2O


А

Б

В







Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Составные части объектов. Объекты с необычным составом" 4 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: