Конспект открытого урока .
Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по органической химии»
Класс:10
УМК: Рудзитис Г.Е., ФельдманФ.Г.
Цель:1)закрепить и применить знания курса химии в области химических свойств кислородосодержащих органических веществ;
2)оценить уровень овладения экспериментальными умениями.
Задачи:
-образовательные:
1)обобщить и систематизировать знания по классам «Кислоты»,»Спирты» через экспериментальные задачи;
2)научить учащихся применять знания по качественному анализу на распознавание органических веществ;
3)закрепить умения по составлению уравнений реакций по качественному распознанию органических веществ;
4)закрепить знания правил поведения в химическом кабинете, при выполнении работы.
-развивающие:
1)развивать умения учащихся выполнять конкретные задачи по органической химии;
2)формировать умения у учащихся извлекать нужную информацию при слушании, умения повторять за учителем практические действия.
-воспитательные:
воспитывать у учащихся аккуратность, четкость при выполнении эксперимента, организации рабочего места;
воспитание навыков сотрудничества и коммуникабельности при работе в группе:
повышение уровня бытовой химической грамотности.
Оборудование: штатив с пробирками, держатель, спиртовка, химический стакан, спички, растворы реактивов: C₂H₂O₄,C₆H₅OH,CH₃COOH,C₂H₅OH, CH₃–(CH₂)₇–CH₌ CH− (CH₂)₇– CH₃– COOH, C₃H₈O₃, таблица «Качественные реакции»
Вид урока: закрепление знаний, умений, навыков.
Форма: урок применения знаний.
Тип урока: практическая работа
Методы: химический эксперимент, словесный, наглядный.
Методы контроля и самоконтроля: устный, письменный, наблюдение.
Методы организации деятельности: репродуктивный, самостоятельная работа, химический эксперимент.
Планируемые результаты:
— знать ПТБ при работе в химическом кабинете, методы и приемы обращения с реактивами, классификацию и качественные реакции органических веществ, их признаки.
-уметь обращаться с лабораторным оборудованием, составлять уравнения реакций, грамотно выстраивать четкую последовательность при качественном определении органического вещества, наблюдать и делать выводы.
Образовательные технологии: беседа, самостоятельная работа, технология практико- ориентированного обучения.
Ход урока:Эпиграф урока «Настоящий химик должен быть и теоретиком , и практиком. М.В.Ломоносов »
1. Организация и мотивация учащихся
2. Актуализация знаний:
(Подготовка учащихся к усвоению материала, актуализация учащимися собственных знаний.)
Сегодня на уроке мы должны применить теоретические знания и умения для решения практических задач. Знаний у вас достаточно, чтобы применять их для решения реальных задач повседневной жизни и доказать, что вы умеете ориентироваться в полученной информации, обращаться с химическими веществами, окружающими вас в быту.
Вспомним ПТБ при работе в кабинете, с органическими веществами. Далее провожу повторный инструктаж.
Объявляю тему, цель урока.
Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по распознаванию органических веществ».
Открываем учебник на странице 120. Вам предстоит решить практически задачу2 и3 .
Аспект: целеполагание и планирование деятельности
Для успешного решения каждой задачи надо продумать все возможные пути решения, но не забывайте, что у нас практическая работа. Органические вещества имеют специфические свойства: запах, цвет, поэтому один из путей может быть визуальным или органолептическим.
Напоминаю об оформлении практической работы, необходимых записях в тетрадях для практических работ.
Для подтверждения полученных результатов определения органических веществ нам поможет таблица
3. Овладение содержанием учебного материала
Задание: Прочтите внимательно задачу и предложите последовательные шаги по решению данной задачи.
Интересные факты о веществах: все эти вещества находят применение в медицине. Фенол используют для производства препарата от туберкулеза, этиловый спирт для производства настоек, обработки медицинского инструментария, глицерин входит в состав мазей. В пищевой промышленности глицерин под кодом Е-422.
Все вещества в больших концентрациях ядовиты!
Задача №2
Задача: Какие сходства и особенности для веществ: C₆H₅OH, C₂H₅OH, C₃H₈O₃
Модельный ответ к задаче №2
Возможные варианты взаимопревращений:
Дано:
фенол
этиловый спирт
глицерин
Определить-?
Решение: Возможные варианты взаимопревращений
Во все пробирки приливаем FеCL₃ (хлорид железа(III). С фенолом
появится фиолетовое окрашивание с образованием фенолята железа(III)- качественная реакция на фенол . К двум оставшимся растворам приливаем Cu(OH)2 (гидроксид меди (II).
В случае образования раствора темно-синего цвета свидетельствует о образовании комплексного соединения глицерата меди(II) – качественная реакция на глицерин..
Методом исключения остается этиловый спирт.
Задача №3
Задание: Прочти внимательно задачу №3 и предложи последовательные шаги по решению данной задачи.
Интересные факты о веществах: уксусная кислота –одна из самых древних кислот ,которую удалось выделить и использовать человечеству. В организме человека за сутки образуется до 400 грамм этой кислоты. Щавелевая кислота содержится в щавеле, соли – оксалаты- в ревене, продукты питания с щавелевой кислотой и её солями необходимо включать в рацион питания для полноценного функционирования сердечно — сосудистой системы.
Задача: Какие сходства и особенности для веществ: :
C₂H₂O₄,CH₃COOH, CH₃–(CH₂)₇–CH₌ CH− (CH₂)₇– CH₃– COOH
Модельный ответ к задаче №3
Дано:
Щавелевая кислота
Уксусная кислота
Олеиновая кислота
Определить-?
Решение: Возможные варианты взаимопревращений
Щавелевая кислота среди предложенных веществ является двухосновной, слабой, термически неустойчивой. При нагревании всех образцов, только в случае, где щавелевая кислота, будет выделение углекислого газа CO₂, который легко доказать с помощью помутнения известковой воды
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3(белый осадок) + H2O.
В две оставшие пробирки с растворами приливаем KMnO₄, перманганат калия, обесцвечивание раствора –качественная реакция на наличие кратных связей в веществе – в нашем случае в олеиновой кислоте.
Методом исключения остается уксусная кислота
4. Рефлексия-отчёт
Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент)
Оценка собственного продвижения (рефлексия)
Указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности
Определите сильные и слабые стороны собственного продвижения в изучении темы «Классы кислородсодержащих органических соединений»
Умею (сильная сторона)
Не умею (слабая сторона)/ надо повторить
Закрепление знаний
Экспресс – опрос
5. Итог урока и Д/З
Что запомнили? Что поняли? Чему научились? Самооценка, взаимооценка, оформить записи в тетрадях для практических работ.