ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 24
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
Программа элективного курса
по химии «Биохимия»
9 класс
Программу составила:
Лайвина Оксана Кимовна
учитель химии
Нерюнгри,
2011г.
Программа элективного курса «Биохимия».
9 класс.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа. Программа курса ориентирована на перспективу выбора профессии. В процессе изучения учащимся предоставляется возможность расширить представления о веществах, их влиянии на живые организмы, развитии знаний о природных материалах и их свойствах, прогрессе цивилизации.
При традиционном изучении химии и биологии существует разрыв этих предметов и затрудняет установлению межпредметных связей. Поэтому данный курс объединяет две науки, рассматривает биологические функции неорганических и органических веществ с учетом их строения и свойств. Дает акцент на повторение, обобщение, углубление имеющихся знаний. Программа содержит знания по химии, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющий ценность для определения профессии. Многие ребята выбирают медицинские профессии. Поэтому курс содержит информацию о профессиях, связанных с химическими знаниями, в которых востребован предлагаемый материал.
Программа носит последовательный, логически связанный, целостный характер, способствует лучшему пониманию изученного материала. Материал подобран с опорой на те знания, которые были получены на уроках химии и биологии, но на более высоком теоретическом уровне, расширено и обобщено.
Основные концепции курса заключены:
Межпредметная направленность. Данный курс призван вооружить учащихся основами химических и биологических знаний, необходимых для повседневной жизни в теме «Химия в быту». Изучается состав, строение , получение веществ по уходу за волосами, кожей, влияние химических красок. Можно заинтересовать химией, если предложить для обсуждения роли химии в решении жизненно важных вопросов, позволяющих более глубоко осознать процессы, Происходящие в человеческом организме, увидеть некоторые пути решения проблем. Эти вопросы можно изучить в темах «Биохимический состав клетки», «Химия и медицина». Теоретический материал позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить химию элементов и их соединений, химической организации клетки и процессами обмена веществ. Знакомятся с лекарственными препаратами, химиотерапией, с наиболее часто встречающимися в повседневной жизни фармакологическими терминами, рассматривают безопасные способы применения некоторых лекарственных препаратов, учатся исследовать их. Позволяет погрузиться в систему вопросов: химические и биологические свойства металлов и неметаллов.
Здорвьесберегающая направленность. Формируется понятие о здоровье, лекарствах, их воздействие на организм и правильном их употреблении. Особое внимание уделено составу, фармакологическим свойствам препаратов, общей культуре обращения с лекарственными средствами. При этом учащиеся усваивают, что здоровый образ жизни позволяет надолго сохранить активность и поможет избежать многих болезней и проблем. Показать взаимосвязь между содержанием в организме химических соединений и развитием таких болезней, как раковые и сердечно – сосудистые заболевания. Предупреждать, а не лечить болезни – вот основная задача врачей будущего поколения.
Экологическая направленность курса. Большую роль химия играет в воспитании экологической культуры, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе химическую природу, а решение многих из них используют химические средства и эти вопросы рассмотрены в теме «Химия и окружающая Среда», например влияние дезодорантов на окружающую среду. Рассматриваются вопросы об одинаковом вреде тяжелых и легких наркотиков.
Практическая направленность. Интерес к химии возникает в том случае, если учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая навыки и умения пользоваться химической посудой, приборами, реактивами. Химический эксперимент открывает возможность формировать у учащихся умения работать с веществами, научить правильному обращению с лабораторным оборудованием, развивать практические навыки. Учащиеся экспериментальным путем знакомятся с составом вещества, готовить растворы заданной концентрации. Большое внимание уделяется технике безопасности выполняемых работ и получению результатов. Время, отводимое на выполнение практических работ 1,2 часа в каждой теме. Необходимо шире использовать возможности компьютерные , Интернета.
Проверка и оценка качества знаний. Чтобы оценить динамику усвоения учениками теоретического материала и поставить учащегося перед необходимостью постоянно заниматься, предусмотрены индивидуальные задания учащимся и групповые задания, выполнение рефератов, защита проектов. Предусмотрены тестовые задания и итоговая контрольная работа.
Цели курса:
Развивать элементы исследовательской деятельности, пользоваться анализом и обобщением самостоятельных исследований;
Формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений, позволяющие применять полученные знания;
Развитие внутренней мотивации обучения, интереса к химии;
Оказание помощи в выборе профессии;
Способствовать воспитанию экологической культуры.
Задачи курса:
Дать ученику возможность реализовать свой интерес к предметам химии и физиологии человека;
Пропаганда здорового образа жизни;
Совершенствовать умения обращаться с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием;
Углубление, расширение и систематизация знаний о строении, свойствах и применении веществ и их соединений;
Знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на организм человека, с историей важнейших открытий медицины.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
Знать особенности строения кожных покровов, волос, ногтей, уметь определять тип кожи, уметь применять косметические средства;
Роль металлов и неметаллов в обменных процессах и их влияние на здоровье человека;
Влияние нарушения обмена микроэлементов в организме человека на протекание различных заболеваний;
Правила обращения со средствами бытовой химии;
Правила применения лекарственных препаратов, основные виды лекарственных растений нашей местности и их использование;
Влияние на состояние здоровья человека вредных веществ;
Химический состав и энергетическую ценность пищевых продуктов;
Влияние наркотических средств на организм человека;
Правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
Учащиеся должны уметь:
Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием и реактивами;
Соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, препаратами бытовой химии;
Распознавать опытным путем растворы солей и кислот;
Решать задачи различной степени сложности: по формулам и уравнениям;
Самостоятельно работать с дополнительной литературой, аргументировать свои выводы, работать с Интернет – ресурсами;
Проводить расчеты по формулам и уравнениям;
Формой оценки учебной деятельности являются сообщения, отчет – конференция, где каждый учащийся представляет разработанную им тему в виде доклада, презентации, информационного бюллетеня. Контроль знаний обучающихся отслеживается в форме зачёта, тестов и итоговой контрольной работы.
Темы проектных работ и сообщений:
Биологическая активность микроэлементов.
Экологически безопасная посуда.
О вкусной и здоровой пище.
Лекарства на грядке, в лесу и на лугу.
Влияние хозяйственной деятельности на природу.
Практические советы: химчистка на дому
Обучающие умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для элективного курса «Биохимия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Элективного курса «Биохимия» , 34 часа.
Темы в соответствии с примерной программой + практическая часть. | Где и сколько часов отражено по данной теме | ||
Теория | практика | ||
1 | Биохимический состав клетки. | 7 | 2 |
2 | Химия в быту. | 4 | 2 |
3 | Химия и медицина. | 8 | 2 |
4 | Химия и окружающая среда. | 8 | 1 |
5 | Итого | 27 | 7 |
Содержание курса.
Тема 1. Биохимический состав клетки. 9 часов. Состав живой клетки, органические и неорганические соединения. Микро- и макроэлементы, их функция, биологическое значение. Металлы и их биологическое значение. Пагубное влияние тяжелых металлов на организм. Неметаллы, их биологическое значение. Жиры, белки, углеводы, их биологическая роль.
Окислительно-восстановительные процессы, протекающие в живой клетке. Гидролиз солей в организме, рН среды.
Практические работы . 1. Экспериментальное решение задач.
2. Гидролиз солей.
Тема 2. Химия в быту. 6 часов Состав и получение средств по уходу за кожей. Приемы ухода за кожей. Волосы, состав, уход за волосами. Влияние химических завивок, химических красок на волосы.
Дезодоранты, их действие, «фреоновая опасность».
Декоративная косметика.
Практическая работа. 1. Экспериментальное решение задач.
2.Определение рН косметических средств.
Тема 3. Химия и медицина.10 часов Лекарства и яды в древности и средневековье. Поль Эмих основоположник химиятерапии.
Химические препараты в борьбе с заболеваниями сердечно-сосудистыми, инфекционными.
Народная медицина, фитотерапия, аптека на лугу.
Кислород и углекислый газ, гипер- и гиповентиляция.
Наркотические вещества, влияние на организм. Таксикомания и курение.
Решение задач на растворимость, массовую долю растворимого вещества, молярную концентрацию.
Практическая работа. 1. Исследование лекарственных препаратов.
2. Приготовление растворов солей заданной концентрации.
Тема 4. Химия и окружающая среда. 9 часов. Галогены, физиологическое воздействие галогенов, использование их в медицине. Экологическая опасность галогенов.
Кислород и озон. Разрушение озонового слоя. Применение кислорода в медицине и народном хозяйстве.
Сульфаты. Оксиды серы. Кислородные дожди, экологическая опасность.
Азот, Оксиды азота, азотные удобрения.
Оксиды углерода, фотосинтез. Углекислый газ и экология. Париковый эффект.
Практические работы. Решение экспериментальных задач.
дата | Тема раздела программы Тема урока |
| обеспечения обязательного минимума содержания образования | ОУУН | Практическая часть | Формы и методы контроля | ||
план | факт | |||||||
| Биохимический состав клетки | 9 |
| 1.Самостоятельно определять задачи учебной деятельности, планировать её. 2.Паравильно организовывать свое рабочее место. 3.Владеть навыками работы по технике безопасности. 4.Владеть навыками работы с химическими веществами и оборудованием. 5. Выполнение работы, используя рациональные приемы ее выполнения. 6. Самостоятельно пользоваться текстом учебной литературы. 7.Выделять главное в тексте параграфа, составлять план прочитанного. 8.Сравнивать, анализировать разные темы изученного материала 9. Слушать объяснение учителя, ответы товарищей и умение их. 10. Подбирать и использовать дополнительную литературу при подготовке к урокам. оценивать 11. Использовать полученные знания в жизни. 12. Умение применять вычислительные навыки. 13. Умение вести диалоги, пересказывать по составленному плану, создавать связанные высказывания. 14 Владеть основными видами письменных работ. 1литературы. 15. Отвечать на вопросы в соответствии с их характером, объяснять, рецензировать текст, устный ответ. 16. Связанно излагать материал других источников. 17.Использование ПК как средство получения новой информации. 18. Использование для познания мира различных методов (наблюдение, измерение, опыты, эксперимент). 19. Проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов. 20. Использование для решения познавательных задач различных источников информации. 21 Соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни
|
|
| ||
1 |
|
| Состав живой клетки, органические и неорганические вещества. | 1 | Знать: химический состав клетки, какую функцию выполняют органические и неорганические вещества, их роль в пластическом обмене. |
|
| |
2 |
|
| Микро- и макроэлементы, их функции и биологическое значение. | 1 | Знать: классификацию элементов, их функцию, понятие макро- и микроэлементы, поливитамины. Правила их применение. |
|
| |
3 |
|
| Металлы и их биологическая роль. | 1 | Знать: биологическую роль меди, кальция, калия, железа, кобальта, цинка и др.металлов.
| Л.Р. «Определение железа в продуктах» |
| |
4 |
|
| Пагубное влияние тяжелых металлов на организм. | 1 | Знать: влияние ртути, свинца, радиоактивных металлов и их солей на организм человека и на состояние здоровья. |
| Работа с Интернет ресурсами | |
5 |
|
| Неметаллы и их биологическая роль. | 1 | Знать: какие значения имеют хлор, бром, фтор, селен, кремний, азот, фосфор, сера и др. неметаллы и их соли в жизни человека. Понятия о витаминах и поливитаминах. |
| Выступлении с сообщениями. | |
6 |
|
| Белки, жиры, углеводы и их биологическая роль. | 1 | Знать: органический состав клетки, их роль в пластическом и энергетическом обмене веществ в клетке. Строение, состав, нахождение в организме. | Л.Р. «Качественные реакции на белки». |
| |
7 |
|
| Окислительно – восстановительные процессы в живой клетке. Гидролиз солей . рН среды. | 1 | Знать: химизм протекания процессов в клетке, их значение. Понятие гидролиза, протекающего в организме, определение кислотно – щелочной среды. |
| Составление таблицы. | |
8 |
|
| ПР «Решение экспериментальных задач» | 1 | Уметь: обращаться с химическим оборудованием, знать ТБ, экспериментально доказывать состав веществ, качественные реакции на ионы. | Практическая работа | Отчет о проделанной работе | |
9 |
|
| ПР «Гидролиз солей» | 1 | Уметь: проводить реакции гидролиза жиров, углеводов и неорганических солей. Работать с лабораторным оборудованием. | Практическая работа | Отчет о проделанной работе | |
Тема 2. Химия в быту. | 6 |
|
|
| ||||
10 |
|
| Состав и получение средств по уходу за кожей, телом. | 1 | Знать: правила пользования кремами, соответственно типу кожи, правилами пользования средствам, гигиена кожи. Специальные средства по уходу за кожей. Меланин. |
|
| |
11 |
|
| Волосы: состав, уход. Влияние химических красок, завивок на волосы. | 1 | Знать: химический состав средств красок для волос, их влияние на волосы, правила пользования. Гигиена ухода за волосами. Народные средства для укрепления волос. | Лаб. Раб. «Окрашивание образцов волос красками». | Составление таблицы | |
12 |
|
| Дезодоранты, их действие, «фреоновая опасность». | 1 | Знать: химический состав дезодорантов, их действие на кожу, их влияние на озоновый слой. Привила пользования дезодорантами. |
|
| |
13 |
|
| Декоративная косметика. | 1 | Знать: основные компоненты губной помады, пудры, теней, их виды. Индивидуальные особенности и подбор соответствующей косметики. | Л.Р. «Приготовление средств для окраски ресниц». | Защита рефератов | |
14 |
|
| ПР «Экспериментальное решение задач». | 1 | Знать: обращаться с химическим оборудованием, знать ТБ, экспериментально доказывать состав веществ, качественные реакции на ионы. | Практическая работа | Отчет по работе | |
15 |
|
| ПР «определение рН косметических средств». | 1 | Знать: кислотная мантия, рН кожи, понятие о кислотно – щелочном балансе. Уметь определять рН на различных образцах косметики с помощью индикатора. | Практическая работа | Отчет по работе | |
Тема 3. Химия и медицина. | 10 |
|
|
| ||||
16 |
|
| Лекарства и яды в средневековье. Поль Эмих – основоположник химиотерапии. | 1 | Знать: понятия «лекарственные вещества» и «ядовитые вещества», фармакологические группы лекарственных веществ в зависимости от их лечебного действия. |
|
| |
17 |
|
| Химические препараты в борьбе с заболеваниями сердечно – сосудистыми, инфекционными, желудочно –кишечного тракта. | 1 | Знать: группы лекарственных препаратов при заболевании, правила пользования лекарствами и условия их хранение. Кровоостанавливающие средства. |
| Сообщения | |
18 |
|
| Народная медицина, фитотерапия, аптека на лугу, на окне. | 1 | Знать: лекарственные растения, применяемые при различных заболеваниях. Правилами их использования и хранения. Ознакомиться с некоторыми народными средствами. |
| проекты | |
19 |
|
| Кислород и углекислый газ, гипер- и гиповентиляция. | 1 | Знать: значение их в медицине и области применения. Понятия гипер- и гиповентиляция. | ЛР «Получение кислорода и его свойства» |
| |
20 |
|
| Наркотические вещества, влияние их на организм. | 1 | Знать: наркотические вещества (марихуана, кокаин, опиаты), действие на организм, отдаленные эффекты действия. |
| Работа с Интернет ресурсами | |
21 |
|
| Таксикомания и курение, влияние на организм человека. | 1 | Знать: состав табака, табачного дыма, влияние на организм. |
| Сообщения | |
22 |
|
| Расчетные задачи на растворимость, молярную концентрацию, массовую долю растворимого вещества. | 1 | Знать: формулы массовой доли растворимого вещества и молярной концентрации. Уметь применять их при расчетах. |
|
| |
23 |
|
| ПР «Приготовление растворов, лекарственных препаратов». | 1 | Знать: :формулы массовой доли растворимого вещества и молярной концентрации, готовить растворы заданной концентрации. | Практическая работа | Отчет по работе | |
24 |
|
| ПР «Исследование лекарственных препаратов». | 1 | Знать: качественные реакции на ион, способы их определения. | Практическая работа | Отчет по работе | |
25 |
|
| Защита проектов. | 1 |
|
| проекты | |
Химия и окружающая среда. | 9 |
|
|
| ||||
26 |
|
| Галогены и физиологическое воздействие соединений на организм, использование их в медицине. | 1 | Знать: значение фтора, хлора, брома, иода человека, лекарства на их основе. Понятие гормонов и ферментов. Витаминизированные продукты потония. | ЛР. «Качественные реакции на галогены» |
| |
27 |
|
| Кислород и озон. Разрушение озонового слоя. | 1 | Знать: свойства кислорода и озона, значение озонового слоя, причины его разрушения. Понятие радиации и ее последствия. |
| сообщения | |
28 |
|
| Сульфаты, оксиды серы, кислотные дожди, экологическая опасность. | 1 | Знать: отрицательное влияние соединений серы на окружающую среду, понятие о «кислотных дождях» и влияние экологию Земли. |
| Создание проектов | |
29 |
|
| Азот, оксиды азота, нитраты, азотные удобрения, их воздействие на окружающую среду. | 1 | Знать: свойства оксидов азота, значение нитратов, накопление нитратов в организме и отрицательные последствия. | ЛР.»Определение нитратов о овощах». |
| |
30 |
|
| Оксиды углерода (2)и (4), фотосинтез. Углекислый газ и экология, парниковый эффект. | 1 | Знать: понятие фотосинтеза, его значение. Содержание углекислого газа в атмосфере, последствия парникового эффекта. Экология нашего поселка. |
|
| |
31 |
|
| ПР «Определение нитратов в продуктах, овощах и фруктах» | 1 | Знать качественные реакции на нитрат-ион, правила пользования лабораторным оборудованием. | Практическая работа | Отчет по работе | |
32 |
|
| Экскурсия в экологический центр г.Нерюнгри. | 1 | Ознакомиться с экологией нашего города. |
|
| |
33 |
|
| Защита проектов. | 1 |
|
| проекты | |
34 |
|
| Итоговая контрольная работа. | 1 |
|
| Тестирование
|
Список использованной литературы
Алексейчук Н.И. Дары лугов, полей, лесов. М, Физкультура и
спорт. 1998 г.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М. Высшая школа, 2001г.
Кукушкин Ю.Н. Неорганическая химия. СПб. Синтез, 2004г.
Леенсон И.А.Чет или нечет. М. Химия, 2002г.
Лемей Э. Химия в центре наук. (2 тома) М. Мир, 2001 г.
МакаровК.М. Химия и здоровье. М. Просвещение, 1999г.
Муравьева Д.А. Фармокогнозия. М. Медицина, 1998г.
Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. М. Просвещение,
1986г.
Нифорова Г.П. Экология и химия. М. Наука, 1999г.
10.Популярная библиотека химических элементов. Под редакцией И.В.Петрянова-Соколова. М. Просвещение, 2003г.
11 Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2006г.
12. Н.Степин Б.Д. Книга по химии для домашнего чтения. М. Химия, 1995г.
13.Сыромятников И. секреты макияжа. М. Медицина, 2000г.
14.Фриманиел М. Химия в действии. М. Мир, 1991г.
15.Уалмерс Л. Химические средства в быту и промышленности. Л. Химия, 1989г.
16.Химия и жизнь. 1975г. №4 стр. 24-26.
17.Юдин А.М. Химия в нашем доме. М. Химия, 1984г.
18.Юдин А.М. Народная энциклопедия быта и здоровья человека с полезными советами. М. Свет, 1992г.
Календарно-тематическое планирование
элективный курс «Биохимия»
Предмет: химия Класс: 9 Учитель: Лайвина О.К.
Сетка часов.
Распределение часов по темам.
Тема | Часы | |
1 | Биохимический состав клетки. | 9часов |
2 | Химия в быту. | 6часов |
3 | Химия и медицина. | 10 часов |
4 | Химия и окружающая среда. | 9 часов |
| Итого | 34 часа |