Программа курса по выбору для учащихся 9-х классов
«Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций»
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 9-х классов, желающих углубить свои знания по курсу химии. Курс составлен с учетом методических рекомендаций Журина А.А., опубликованных в сборнике «Сборник задач по химии. Решения и анализ». — М.: Аквариум, 1997. Данная программа отражает прикладной характер химии. Данный курс рассчитан на 16 часов. Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия. Без решения расчетных задач постижение любой из естественных наук, в том числе и химии, не может быть полным. Кроме этого, насыщенность школьной программы по химии теоретическими вопросами не позволяет уделять много времени совершенствованию навыкам решения задач во время урока.
Особенность изучаемого курса состоит в опоре на знания обучающихся, полученные на уроках химии в 8-9 классах.
Введение данного курса, как вариативной части учебного плана, обусловлено необходимостью подготовки учащихся к обучению в старшей школе профильному предмету «Химия».
В соответствии с этим, целью данного курса является обучение школьников решению расчетных задач по химическим уравнениям реакций за курс химии основной общеобразовательной школы.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
— обобщение и систематизация знаний обучающихся при решении задач, полученных ранее в школе;
— умение практически применять теоретический материал по химии;
— осуществление межпредметных связей химии с математикой и физикой, а также связи химической науки с жизнью.
В структуре изучаемой программы предусмотрено решение таких расчетных задач (в приложении к программе даются методические рекомендации), как:
задачи на вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке;
задачи на вычисления, связанные с использованием понятия “выход продукта реакции”;
задачи на вычисление массы (объема) продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси;
расчеты по термохимическим уравнениям;
задачи на вычисления, связанные с последовательными превращениями одного вещества;
задачи на смеси веществ;
задачи на растворы;
задачи на вывод формул химических соединений.
Ведущие методы преподавания элективного курса:
– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся;
– интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач);
– самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы учебных занятий: уроки с элементами моделирования ситуаций, практикумы, нетрадиционные уроки (уроки решения ключевых задач, интегрированные уроки и др.)
Курс завершается выполнением итоговой контрольной работы.
По окончании курса у учащихся развиваются и закрепляются навыки решения расчетных задач, что необходимо при дальнейшем обучении предмета химии.
Учебно-тематический план программы
Тема занятия | Дата занятия | Содержание | |
Часть 1. Введение (1 урок) | |||
1. | С чего начать? |
| Знакомство с перечнем ключевых слов |
Часть 2. Самое главное в решении задач (4 урока) | |||
2. | От исходного вещества к продукту реакции. От продукта реакции к исходному веществу |
| Решение задач на вычисления, связанные с последовательными превращениями одного вещества. Химические свойства и способы получения металлов, неметаллов и их соединений |
3. | Что делать, если известное и неизвестное находятся в одной части уравнения? |
| |
4. | Если все вещества газы, то … |
| |
5. | Как быть с теплотой? |
| Решение задач на расчеты по термохимическим уравнениям. Тепловой эффект химической реакции. Реакции экзотермические и эндотермические |
Часть 3. Зачем легко, когда можно сложно (6 уроков) | |||
6. | Даны массы двух исходных веществ. Что делать? |
| Решение задач на вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке. Понятия избыток и недостаток |
7. | Выход… Куда? |
| Решение задач на вычисления, связанные с использованием понятия «выход продукта реакции». Теоретический выход, практический выход, массовая (объемная) доля продукта от теоретически возможного |
8. | Задачи с «грязным веществом» |
| Решение задач на вычисление массы (объема) продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси. Массовая (объемная) доля примесей (чистого вещества) |
9. | Растворы — это тоже смеси |
| Решение задач на определение концентрации растворенного вещества или массы (количества) вещества в растворе с определенной концентрацией; приготовление раствора определенной концентрации; разбавление (концентрирование) растворов; смешивание растворов одного и того же вещества; смешивание растворов разных веществ, приводящее к протеканию химической реакции |
10. | Все смешалось |
| Решение задач на смеси веществ, разделяющиеся в процессе протекания химических реакций; не разделяющиеся в процессе протекания химических реакций |
11. | Вывод формулы вещества по результатам анализа |
| Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания |
Часть 4. Будьте внимательны и осторожны! (4 урока) | |||
12. | Коварный избыток |
| Решение задач повышенной сложности |
13. | Со смесями все не так просто |
| |
14. | Масса увеличивается, уменьшаясь |
| |
15. | Условия нормальные, стандартные и обычные |
| |
Часть 5. Подведем итоги! (1 урок) | |||
16. | Зачетная работа |
| Зачетный урок |
Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного курса обучающиеся должны
знать:
теоретический материал курса химии основной школы;
основные алгоритмы решения расчетных задач;
уметь:
определять тип задачи;
записывать уравнения реакций протекающих процессов;
выбирать основные расчетные формулы и их преобразовывать;
подставлять численные данные и производить математические вычисления.
Материально-техническое оснащение курса
Занятия с обучающимися проводятся в кабинете химии. Материально-техническое оснащение курса включает оборудование и реактивы, необходимое для проведения практических работ за курс основной школы.
При выполнении творческих работ учащиеся могут пользоваться Интернет-ресурсами.
Список литературы для учителя
Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – М.: Прсвещение, 1981.
Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Задачи, вопросы и упражнения по химии: 8 – 11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия. 8-9 классы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2000.
Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
Радецкий А.М. Проверочные работы по химии в 8-11 классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
Список литературы для учащихся
Гара Н.Н.,Зуева М.В. Химия. Задачи и упражнения. 8-9 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2002.
Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю.В. Химия. Задачник. 8-11 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002.
Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002
4