Рабочая программа по химии. 8-9 класс

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная школа №82»

Бурчевская О.Н.

«02» сентября 2013 г.








МОУ «Средняя общеобразовательная школа№82»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ХИМИИ


8-9 КЛАССЫ








Составитель: Федяева О.В., учитель химии

1 кв.категория











Котлас

2013

Пояснительная записка


Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и программы авторского курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2010 г.).

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование материала (основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов); перечень УМК.

В рабочей программе определен перечень демонстраций, практических занятий и расчетных задач.


Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа курса химии в 8-9 классах составлена на 68 учебных часов в год, 2 часа в неделю в каждом классе. В содержании предмета реализуется региональный компонент.


Общая характеристика учебного предмета

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-8 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях),о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.


Цели

Изучение химии в основной школе, с учетом регионального компонента, направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

  • усвоение систем химических знаний о химическом элементе, веществе, химической реакции и их конкретизация на примере природных и промышленных объектов Архангельской области;

  • овладение умениями химически исследовать природные объекты (почвы, природную воду, минералы и горные породы) Архангельской области; иллюстрировать на региональном химическом материале причинно-следственные связи, раскрывать соотношения общего, особенного и единичного при характеристике природных химических объектов и химических явлений; комплексно изучать явления природы на региональном уровне, раскрывать взаимосвязи в природе на примерах, отражающих специфику природы области;

  • формирование у детей патриотических чувств в процессе изучения роли ученых (М.В. Ломоносова), геологов-открывателей месторождений полезных ископаемых, строителей химических комбинатов области в становлении и развитии Архангельского Севера;

  • усвоение знаний об экологической обстановке в области и региональных мероприятиях по охране окружающей среды в области.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.



Требования к уровню подготовки выпускников основной школы


В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.





















ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (8 час).

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.


Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ.

Горение магния.

Растворение веществ в различных растворителях.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

Разделение смесей.

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Практические занятия

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Очистка загрязненной поваренной соли.

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

ВЕЩЕСТВО (25 час).

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).


Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

Модель молярного объема газов.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.

Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Возгонка йода.

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Образцы типичных металлов и неметаллов.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (15 час).

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Демонстрации

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Практические занятия

Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (62 час).

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).


Демонстрации

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Образцы неметаллов.

Аллотропия серы.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Распознавание соединений хлора.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Получение аммиака.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.

Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).

Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».


ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ ( 10 час).

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.


Демонстрации

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Модели молекул органических соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы изделий из полиэтилена.

Качественные реакции на этилен и белки.

Практические занятия

Изготовление моделей углеводородов.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ ( 6 час).

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.


Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов.

Образцы строительных и поделочных материалов.

Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

Практические занятия

Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.


РЕЗЕРВ СВОБОДНОГО УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ – 14 ч.




Обязательный минимум содержания программ по химии

(региональный компонент)


Методы познания веществ и химических явлений


История химии. Вклад отечественных ученых – химиков, уроженцев Архангельской области, в развитие химической науки. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов как ученый – химик и гражданин. Вклад М.В. Ломоносова в науку химию и развитие русского Севера.

Посещение химической лаборатории вуза, промышленного предприятия, аптеки, научного учреждения Архангельской области с целью ознакомления с методами химического исследования и химическими приборами.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:

1) массовой доли химического элемента – полезного компонента – в сложном веществе – природном соединении (минерале, горной породе, полезном ископаемом Архангельской области);

2) массовой доли растворенного вещества в природном растворе – минеральной воде конкретного минерального источника области.


Вещество


Распространение химических элементов в природе Архангельской области. Элементарный состав полезных ископаемых Архангельской области.

Примеры природных смесей: минералы и горные породы. Твердые, жидкие и газообразные минералы, горные породы и полезные ископаемые Архангельской области. Природные минералы области как кристаллические и аморфные вещества. Минералы и горные породы Архангельской области (своего района). Экскурсия в геологический, краеведческий музей с целью ознакомления с минералами, горными породами, полезными ископаемыми области как природными веществами и смесями веществ.

Случайные и постоянные компоненты воздуха как смеси. Озон в природе. Значение озонового слоя для планеты Земля. Причины и последствия озоновых дыр, мероприятия по восстановлению озонового слоя.

Растворы в природе. Минеральные источники Архангельской области. Содержание в природной воде Архангельской области примесей, в том числе полезных (минеральные источники), токсичных, радиоактивных, канцерогенных. Снабжение населения г. Архангельска и области питьевой водой. Запасы питьевой воды в крае. Пермиловское, Архангельское месторождения питьевой воды и проблемы их использования. Связь между качеством питьевой воды в области и состоянием здоровья ее жителей.

Оксиды как полезные ископаемые Архангельской области (бокситы, железняки, пески и песчаники области).

Кислоты в природе. Кислотность почв, почвенные кислоты. Определение кислотности почв своей местности. Способы снижения кислотности почв.

Соли как полезные ископаемые области (известняки, доломиты, гипсы, ангидриты).

Радиоактивные изотопы. Естественная и искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Использование ядерной энергии в мирных целях: АЭС, космические исследования. Проблема строительства АЭС в г. Архангельске. Экологические проблемы области в связи с деятельностью военно-промышленного комплекса (предприятия Северодвинска, ракетный полигон в Неноксе, космодром «Плесецк», ядерный полигон на Новой Земле). Радиационное и радионуклидное загрязнение воздуха, водоемов, почв в области, меры обеспечения радиационной безопасности.


Химическая реакция


Реакция горения как пример экзотермической реакции. Сжигание топлива. Виды топлива. Сжигание топлива и загрязнение окружающей среды продуктами горения топлива.

Применение окислительно-восстановительных реакций (электролиз) на предприятиях области.


Элементарные основы неорганической химии


Соляные рассолы и источники хлоридно-натриевых минеральных вод в области.

Проявления флюорита в области. Содержание фтора в природных водах области.

Применение серы в промышленности Архангельской области (сырье для предприятий большой и малой лесохимии).

Природные соединения серы в Архангельской области: непромышленные проявления самородной серы, пирита. Рудопроявления целестина. Месторождения гипса и ангидрита, их освоение, производство строительного гипса в области. Самоцветы и поделочные камни области.

Накопление нитратов в почвах области, сельскохозяйственной продукции области вследствие применения азотных удобрений.

Рудопроявления фосфоритов в области.

Каменные угли: антрациты Печорского угольного бассейна на территории области, полуантрациты Ненецкого округа, зольные угли Чешской губы, бурые угли Новой Земли. Оценка запасов месторождений угля, перспективы их использования.

Алмазы Архангельской области: история открытия, месторождения, промышленное освоение. Экологические последствия разработки, комплекс мер экологической защиты.

Карбонаты в природе Архангельской области: месторождения известняков и доломитов, их запасы, эксплуатация, применение. Производство извести на базе Обозерского, Орлецкого, Кямского месторождения.

Пески и песчаники области. Производство силикатного кирпича в области. Глины и суглинки области. Глины кирпичные, керамзитовые, цементные, цветные, белые. Агаты Северного Тимана и его разновидности.

Арктический янтарь на берегах Белого моря. Строительные и облицовочные камни. Месторождения полевого шпата, белой слюды, асбеста. Химический состав кремнийсодержащих полезных ископаемых, месторождения, использование. История слюдяного промысла на Севере.

Силикатная промышленность Архангельской области, ее отрасли: керамическое производство на основе глин, производство вяжущих веществ на основе известняка, гипса, глины. Промышленность строительных материалов. Добыча и переработка песка, гравия, щебня, песчано-гравийной смеси. Профессии работников силикатной и строительной промышленности области. Силикатные и строительные предприятия как источники загрязнения окружающей среды области. Мероприятия по охране труда в промышленности, контроль за их выполнением.

Соединения натрия и калия в природе Архангельской области. Поваренная соль (каменная соль и рассолы) в области. История солеварения на Севере.

Жесткость воды. Характеристика жесткости природных вод области. Виды жесткости и способы ее устранения.

Северо-Онежское месторождение бокситов. Оценка качества и запасов сырья. Промышленное освоение бокситов, экологические аспекты добычи и использования.

Иксинское месторождение бурых железняков, болотные и озерные железные руды осадочного происхождения в области, магнетитовые и титаномагнетитовые рудопроявления. История железоделательного производства на Севере. Промышленное освоение месторождений, экологические аспекты добычи и использования.


Первоначальные представления об органических веществах


Природный газ и нефть как смеси веществ и полезные ископаемые области. Перспективы добычи и переработки нефти и газа на Северо-Западе России.

Этиловый спирт как продукт гидролизного производства в Архангельской области.

Целлюлоза, ее нахождение в природе. Основные процессы выделения целлюлозы из древесины: сульфитная и сульфатная варка. Побочные продукты варки (лигнины), загрязняющие сточные воды целлюлозно-бумажных комбинатов.

Продукция цеха пластмасс промкомбината г. Архангельска.


Экспериментальные основы химии


Посещение химической лаборатории вуза, промышленного предприятия, аптеки, научного учреждения Архангельской области с целью ознакомления с методами химического исследования и химическими приборами.

Использование природной воды из различных источников для исследования реакции среды.


Химия и жизнь


Пески и песчаники области. Глины и суглинки области. Глины кирпичные, керамзитовые, цементные, цветные, белые. Агаты Северного Тимана и его разновидности. Арктический янтарь на берегах Белого моря. Строительные и облицовочные камни. Месторождения полевого шпата, белой слюды, асбеста. Химический состав кремнийсодержащих полезных ископаемых, месторождения, использование. История слюдяного промысла на Севере.

Силикатная промышленность Архангельской области, ее отрасли: керамическое производство на основе глин, производство вяжущих веществ на основе известняка, гипса, глины. Промышленность строительных материалов. Добыча и переработка песка, гравия, щебня, песчано-гравийной смеси.

Экологические проблемы области, связанные с сжиганием углеродсодержащего топлива (парниковый эффект, смог, накопление угарного газа в атмосфере)

Приоритетные загрязнители атмосферы в Архангельской области, их влияние на состояние окружающей среды в области, климат, здоровье людей. Экологические проблемы Архангельской области в связи с загрязнением воздуха. Организация контроля за выполнением мероприятий по охране воздушного бассейна в области.

Содержание в природной воде Архангельской области различных примесей. Экологические проблемы водоемов Архангельской области (своего района), состояние рек, озер области, Белого и Баренцевого морей в результате молевого сплава древесины, деятельности промышленных предприятий, утилизации и захоронения радиоактивных отходов, отравляющих веществ, химических боезапасов.

Снабжение населения г. Архангельска и области питьевой водой. Связь между качеством питьевой воды в области и состоянием здоровья ее жителей.

Серосодержащие газы, азотсодержащие вещества как химические загрязнители атмосферы Архангельской области, их влияние на состояние среды и здоровье жителей. Мероприятия по контролю и снижению содержания серо- и азотсодержащих загрязнителей природной среды в области.

Экологические проблемы области в связи с деятельностью военно-промышленного комплекса (предприятия Северодвинска, ракетный полигон в Неноксе, космодром «Плесецк», ядерный полигон на Новой Земле). Радиационное и радионуклидное загрязнение воздуха, водоемов, почв в области, меры обеспечения радиационной безопасности.

Промышленное освоение месторождений алмазов, силикатных материалов, бокситов, железняков, экологические аспекты добычи и использования.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (8 класс)


Номер и тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Химический эксперимент


Региональный компонент

Д/З (№ параграфа)

Введение (7 ч)

1. Предмет химии

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент




п.1

2. Вещества

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простое вещество. Сложное вещество

Знать определения важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула.

Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент»

Д. Образцы простых и сложных веществ


п. 1

3. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека

Химическая реакция

Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания в жизни

Д. Горение веществ


п.2

4. История развития химии

Этапы развития химии

Знать вклад великих ученых в становлении химии


История химии. Вклад отечественных ученых – химиков, уроженцев Архангельской области, в развитие химической науки. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов как ученый – химик и гражданин. Вклад М.В. Ломоносова в науку химию и развитие русского Севера

п.3

5. ПСХЭ. Знаки химических элементов

ПСХЭ. Группы и периоды ПСХЭ. Знаки химических элементов

Уметь определять положение химического элемента в ПСХЭ, называть химические элементы.

Знать знаки первых 20 химических элементов



п.4

6. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы

Химические формулы. Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная массы

Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Понимать и записывать химические формулы веществ. Определять по формуле состав веществ, принадлежность к простым и сложным веществам



п.5

7. Расчеты по химической формуле

Вычисление относительной молекулярной массы вещества, массовой доли элемента в соединении

Уметь вычислять массовую долю элемента в соединении


Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:

массовой доли химического элемента – полезного компонента – в сложном веществе – природном соединении (минерале, горной породе, полезном ископаемом Архангельской области)

п.5

Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч)

1. Основные сведения о строении атома

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны), электроны

Уметь объяснять физический смысл порядкового № элемента

Д. Модели атомов химических элементов


п.6

2. Ядерные реакции. Изотопы

Изотопы

Знать определение понятия «химический элемент»


Радиоактивные изотопы. Естественная и искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Использование ядерной энергии в мирных целях: АЭС, космические исследования.

п.7

3-4. Строение электронных оболочек атомов

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ

Уметь объяснять физический смысл № группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ



п.8

5. Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева

Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева

Знать формулировку ПЗ.

Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в периодах и главных подгруппах.

Уметь характеризовать химические элементы на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов

Д. ПСХЭ


п.9

6. Ионная связь

Строение молекул. Химическая связь. Ионная связь

Знать определение понятий «химическая связь», «ион», «ионная связь».

Уметь определять соединения с ионной связью




п.9

7. Ковалентная связь

Ковалентная связь: полярная, неполярная, электроотрицательность

Знать определение понятий «ковалентная связь», «КПС», «КнПС», «электроотрицательность».

Уметь определять соединения с ковалентной связью




п.10-11

8.Металлическая связь

Металлическая связь

Знать определение металлической связи.

Уметь объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия её с ковалентной и ионной связью



п.12

9. Повторительно-обобщающий урок по т.1 «Атомы химических элементов»





Подготовка к КР

10. Контрольная работа № 1 по т.1 «Атомы химических элементов»






Тема 2. Простые вещества (7 ч)

1. Простые вещества — металлы

Простые вещества — металлы

Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов

Д. Образцы металлов


п.13

2. Простые вещества — неметаллы

Простые вещества — неметаллы

Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов

Д. Образцы неметаллов


п.14

3. Количество вещества. Молярная масса

Количество вещества. Моль. Молярная масса

Знать определение понятий «моль», «молярная масса».

Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратно)

Д. Химические соединения количеством вещества 1 моль


п.15

4. Молярный объем газов. Закон Авогадро

Молярный объем газов

Знать определение молярного объёма газов.

Уметь вычислять объём газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратно)

Д. Модель молярного объема газов


п.16

5. Решение задач

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро»




п.15-16, задачи

6. Повторительно-обобщающий урок по т.2 «Простые вещества»





подготовка к КР

7. Контрольная работа № 2 по т.2 «Простые вещества»






Тема 3. Соединения химических элементов (13 ч)

1. Степень окисления и валентность

Степень окисления и валентность. Составление формул по СО

Уметь определять валентность и СО элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения



п.17

2. Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения

Основные классы неорганических соединений – оксиды и летучие водородные соединения

Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов

Д. Образцы оксидов

Оксиды как полезные ископаемые Архангельской области (бокситы, железняки, пески и песчаники области).


п.18

3. Основания

Основные классы неорганических соединений – основания

Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований. Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распознавание щелочей

Д. Образцы оснований


п.19

4. Кислоты

Основные классы неорганических соединений – кислоты

Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот, знать формулы и названия кислот. Знать качественную реакцию на распознавание кислот

Д. Образцы кислот

Кислоты в природе. Кислотность почв, почвенные кислоты. Определение кислотности почв своей местности. Способы снижения кислотности почв.


п.20

5. Соли

Основные классы неорганических соединений – соли

Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, называть его, составлять формулы солей.

Д. Образцы солей

Соли как полезные ископаемые области (известняки, доломиты, гипсы, ангидриты).


п.21

6. Кристаллические решетки

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая)

Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки

Д. Модели кристаллических решеток


п.22

7. Чистые вещества и смеси

Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Химический анализ , разделение смесей



Примеры природных смесей: минералы и горные породы. Твердые, жидкие и газообразные минералы, горные породы и полезные ископаемые Архангельской области.

п.23

8. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)

Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). Расчеты с использованием понятия «доля»

Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе


Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:

массовой доли растворенного вещества в природном растворе – минеральной воде конкретного минерального источника области.


п.24

9. Решение задач на нахождение объемной и массовой долей смеси

Расчеты, связанные с понятием «доля»




п.24, задачи

10. Правила ТБ. Знакомство с лабораторным оборудованием

Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные приборы

Уметь обращаться с лабораторным оборудованием и химической посудой

Практическая работа №1


с.174-180

11. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

Уметь готовить растворы заданной концентрации

Практическая работа №2


п.24, задачи

12. Повторительно-обобщающий урок по т.3 «Соединения химических элементов»





подготовка к КР

13. Контрольная работа № 3 по т.3 «соединения химических элементов»






Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (14 ч)

1. Физические явления

Способы разделения смесей. Очистка веществ. Фильтрование

Знать способы разделения смесей

Д. Нефть и продукты её переработки. Возгонка йода


п.25

2. Очистка загрязненной поваренной соли

Разделение смесей. Очистка веществ

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли

Практическая работа №3


п.25

3. Химические реакции

Химическая реакция. Условия и признаки ХР. Классификация ХР по поглощению или выделению тепла

Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения ХР, типы ХР по поглощению или выделению энергии

Д. Признаки химических реакций

Реакция горения как пример экзотермической реакции. Сжигание топлива. Виды топлива. Сжигание топлива и загрязнение окружающей среды продуктами горения топлива.


п.26

4. Признаки химических реакций. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (Д/З)

Химическая реакция. Условия и признаки ХР.

Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения ХР

Практическая работа №4, 5 (Д/З)


ПР №5

5. Химические уравнения

Уравнение и схема химической реакции. Сохранение массы веществ при химических реакциях

Знать определение понятия «химическая реакция».

Уметь составлять уравнения ХР на основе закона сохранения массы веществ



п.27

6-7. Расчеты по химическим уравнениям

Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей

Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей



п.28

8. Реакции разложения

Классификация ХР по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции разложения. Скорость ХР. Катализаторы

Уметь отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа

Д. Реакции разложения


п.29

9. Реакции соединения

Классификация ХР по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции соединения.

Каталитические реакции

Уметь отличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа

Д. Реакции соединения


п.30

10. Реакции замещения

Классификация ХР по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции замещения.

Химические свойства металлов – взаимодействие с растворами кислот и солей

Уметь отличать реакции замещения от других типов реакций, составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов

Д. Реакции замещения


п.31

11. Реакции обмена

Классификация ХР по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции обмена.


Уметь отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций в растворах до конца

Д. Реакции обмена (нейтрализации)


п.32

12. Типы химических реакций на примере свойств воды

Химические свойства воды. Типы реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы ХР



п.33

13. Повторительно-обобщающий урок по т.4 «Изменения, происходящие с веществами»





Подготовка к КР

14. Контрольная работа № 4 по т.4 «Изменения, происходящие с веществами»






Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (17 ч)

1. Растворение. Растворимость веществ в воде

Растворы. Процесс растворения. Растворимость веществ в воде. Хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества

Знать определения понятия «растворы», условия растворения веществ в воде.

Уметь пользоваться таблицей растворимости

Д. Растворимость веществ в воде

Растворы в природе. Минеральные источники Архангельской области.

п.34

2. Электролитическая диссоциация

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты

Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса ЭД

Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность


п.35

3. Основные положения ТЭД

Ионы. Катионы. Анионы

Знать основные положения ТЭД



п.36

4. Диссоциация кислот, оснований, солей

ЭД кислот, оснований, солей в водных растворах

Понимать сущность и уметь составлять уравнения ЭД кислот, оснований, солей.

Знать определения кислот, оснований, солей в свете ТЭД



п.36

5-6. Ионные уравнения

Реакции ионного обмена

Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена

Д. Реакции ионного обмена


п.37

7. Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца



Практическая работа №6,7


п.37

8. Кислоты в свете ТЭД

Классификация кислот, их химические свойства в свете ТЭД

Знать классификацию и химические свойства кислот.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства кислот в молекулярном и ионном виде



п.38

9. Основания в свете ТЭД

Классификация оснований, их химические свойства в свете ТЭД

Знать классификацию и химические свойства оснований.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства оснований в молекулярном и ионном виде



п.39

10. Оксиды в свете ТЭД

Классификация оксидов, их химические свойства в свете ТЭД

Знать классификацию и химические свойства оксидов.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства оксидов в молекулярном и ионном виде



п.40

11. Соли в свете ТЭД

Классификация солей, их химические свойства в свете ТЭД

Знать классификацию и химические свойства солей.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства солей в молекулярном и ионном виде



п.41

12. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Решение экспериментальных задач



Практическая работа №8,9


п.38-41

13. Генетическая связь между классами неорганических веществ

Химические свойства основных классов неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических веществ

Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде





п.42

14-15. Окислительно-восстановительные реакции

Классификация химических реакций по изменению степени окисления химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление

Знать определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».

Уметь определять окислители и восстановители, отличать ОВР от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса


Применение окислительно-восстановительных реакций (электролиз) на предприятиях области.


п.43

16. Повторительно-обобщающий урок по т.5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»





Подготовка к КР

17. Контрольная работа № 5 по т.5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (9 класс)


Номер и тема урока

Элементы содержания

Химический эксперимент

(Д – демонстрационный;

Л – лабораторный)

Региональный компонент

Д/З

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса ( 10 ч)

1. Характеристика элемента-металла по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Строение атома, характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду и подгруппе элементами; состав и характер высшего оксида и гидроксида; состав летучего водородного соединения (для неметалла). Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла



п.1

2. Характеристика элемента-неметалла по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева



п.1

3. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления-восстановления



п.2

4. Решение задач на выход продукта реакции в процентах от теоретически возможного

Выход продукта реакции в процентах от теоретически возможного (выход практический и теоретический)



задачи

5. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента

Л. – Получение гидроксида цинка и исследование его свойств


п.2

6. Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение

Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПСХЭ



п.3

7. Обобщающий урок по «Введению»

Выполнение заданий и упражнений по материалу «Введение»



подг. к КР

8. Контрольная работа №1 (входная) по «Введению»





9. Окислительно-восстановительные реакции

Окислительно-восстановительные реакции;

Окисление, восстановление;

Окислитель, восстановитель






в тетр.

10. Окислительно-восстановительные реакции



в тетр.

Тема 1. Металлы (17 ч)

1. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка. Общие физические свойства металлов

Характеристика положения элементов-металлов в ПСХЭ. Строение атомов металлов. Металлическая кристаллическая решетка. Металлическая химическая связь. Физические свойства металлов — простых веществ

Л. – Ознакомление с образцами металлов


п.4-6

2. Сплавы, их свойства и значение

Характеристика сплавов, их свойства. Важнейшие сплавы и их свойства

Д. – Образцы сплавов


п.7

3. Химические свойства металлов как восстановителей

Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях



п.8

4. Способы получения металлов

Самородные металлы и основные соединения металлов в природе. Важнейшие руды. Понятие о металлургии и её разновидностях

Л. – Ознакомление с образцами природных соединений металлов


п.9

5. Электролиз

Электролиз расплавов и растворов солей


РК – применение ок-восст. реакций на предприят.области

в тетр.

6. Гидролиз солей

Гидролиз солей (4 случая)



в тетр.

7. Коррозия металлов и способы борьбы с ней

Коррозия металлов и способы защиты металлов от коррозии



п.10

8. Щелочные металлы

Нахождение в природе, строение атомов, свойства простых веществ

Д. – Образцы щелочных металлов; взаимодействие их с водой, кислородом


п.11

9. Соединения щелочных металлов, их свойства и применение

Оксиды, гидроксиды и соли щелочных металлов


РК – соединения натрия и калия в природе Архангельской области. История солеварения



п.11

10. Щелочноземельные металлы

Простые вещества, их физические и химические свойства

Д. – Образцы щелочноземельных металлов, взаимодействие их с водой, кислородом


п.12

11. Соединения щелочноземельных металлов, их свойства и применение

Оксиды, гидроксиды и соли щелочноземельных металлов. Жесткость воды, способы устранения жесткости


РК – жесткость природных вод области

п.12

12. Алюминий

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества



п.13

13. Соединения алюминия, их свойства и применение

Оксид и гидроксид алюминия, их амфотерный характер


РК – Северо-Онежское месторождение бокситов

п.13

14. Железо

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества



п.14

15. Соединения железа (II), (III), их свойства и применение

Генетические ряды железа (II) и (III). Качественные реакции на железо (II) и (III)

Д. – Получение гидроксидов железа (II) и (III)

РК – Иксинское месторождение бурых железняков

п.14

16. Обобщающий урок по теме «Металлы»

Обобщение знаний, решение задач и упражнений, подготовка к КР



подг. к КР

17. Контрольная работа №2 по теме «Металлы»





Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (3 ч)

1. Практическая работа №1

Осуществление цепочки химических превращений металлов

в тетр.

2. Практическая работа №2

Получение и свойства соединений металлов

в тетр.

3. Практическая работа №3

Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ

в тетр.

Тема 3. Неметаллы (25 ч)

1. Общая характеристика неметаллов. Аллотропия. Физические свойства

Положение неметаллов в ПСХЭ, особенности строения их атомов. Электроотрицательность. Кристаллическое строение неметаллов- простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха



п.15

2. Неметаллы в природе

Неметаллы в природе



п.16

3. Водород

Положение в ПСХЭ. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение



п.17

4. Общая характеристика галогенов

Строение атомов. Строение молекул галогенов. Галогены – простые вещества, их физические и химические свойства

Д.- образцы галогенов – простых веществ

РК – содержание фтора в природных водах области

п.18

5. Соединения галогенов

Галогены в природе. Галит. Галогеноводороды. Хлороводород и соляная кислота. Качественная реакция на Cl

Д. – образцы природных соединений хлора

Л. — Качественная реакция на Cl

РК- соляные рассолы и источники мин.вод в области

п.19

6. Получение и применение галогенов

Получение и применение галогенов



п.20

7. Кислород

Кислород в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение



п.21

8. Сера

Сера в природе. Получение, значение и применение серы. Строение атома. Аллотропия


РК – применение серы в промышленности Архангельской области

п.22

9. Соединения серы

Оксиды серы (IV), (VI), сероводород, серная и сернистая кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион

Д. – образцы природных соединений серы

Л. — Качественная реакция на сульфат-ион

РК – природные соединения серы в Архангельской обаласти

п.23

10. Производство серной кислоты

Производство серной кислоты: сырье, химизм процессов, аппаратура, применение серной кислоты



п.23

11. Химическое равновесие и условия его смещения

Химическое равновесие и условия его смещения



в тетр.

12. Тепловой эффект химических реакций

Тепловой эффект химических реакций, решение задач с применением понятия «тепловой эффект»






в тетр.

13. Азот

Строение атомов азота. Строение молекулы азота. Физические и химические свойства. Значение азота. Фиксация его клубеньковыми бактериями



п.24

14. Аммиак

Строение молекулы аммиака. Физические свойства, получение, собирание, распознавание аммиака. Химические свойства. Образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму



п.25

15. Соли аммония

Соли аммония: состав, получение, физические и химические свойства. Применение, распознавание

Л. – Распознавание солей аммония


п.26

16. Кислородные соединения азота

Оксиды азота. Азотная кислота, её химические свойства, получение, применение. Нитраты и нитриты. Азотные удобрения


РК – накопление нитратов в почвах области

п.27

17. Фосфор

Строение атома. Аллотропия. Химические свойства, значение



п.28

18. Соединения фосфора

Оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения

Д. – образцы природных соединений фосфора

РК – рудопроявления фосфоритов в области

п.28

19. Углерод

Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз, графит. Аморфный углерод: сажа, кокс, древесный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода


РК – угли и алмазы Архангельской области

п.29

20. Соединения углерода

Оксиды углерода (II), (IV). Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты. Качественная реакция на карбонат-ион

Д. – образцы природных соединений углерода

Л. – Получение углекислого газа и его распознавание. Качественная реакция на карбонат-ион

РК – карбонаты в природе Архангельской области

п.30

21. Кремний

Строение атомов, физические и химические свойства




п.31

22. Соединения кремния

Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Силикатная промышленность

Д. – образцы природных соединений кремния

Л. – Ознакомление с продукцией силикатной промышленности

РК – пески и песчаники Архангельской области. Глины и суглинки.

РК – силикатная промышленность Архангельской области

п.31

23. Расчеты по уравнениям реакций, если одно вещество дано в избытке

Расчеты по уравнениям реакций, если одно вещество дано в избытке



в тетр.

24. Обобщающий урок по теме «Неметаллы»

Обобщение знаний, решение задач и упражнений, подготовка к КР



в тетр.

25. Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы»





Тема 4. Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)

1. Практическая работа №4

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

в тетр.

2. Практическая работа №5

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

в тетр.

3. Практическая работа №6

Получение, собирание и распознавание газов

в тетр.

Тема 5. Органические соединения (10 ч)

1. Предмет органической химии

Органические вещества. Валентность. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы



п.32

2. Предельные углеводороды

Метан и этан: строение молекул, горение. Применение метана

Д. – модель молекулы метана

Л. – изготовление модели молекулы метана

РК — Природный газ и нефть как смеси веществ и полезные ископаемые области

п.33

3. Непредельные углеводороды

Строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Полимеризация

Д. – модель молекулы этилена, взаимодействие этилена с раствором перманганата калия







п.34

4. Спирты

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Глицерин

Д. – Качественная реакция на многоатомные спирты

РК – Этиловый спирт как продукт гидролизного производства в Архангельской области

п.35

5. Предельные одноосновные карбоновые кислоты

Понятие об альдегидах. Окисление альдегида в кислоту. Свойства уксусной кислоты, её применение. Жирные карбоновые кислоты



п.36

6. Сложные эфиры. Жиры

Реакция этерификации. Сложные эфиры. Жиры



п.37

7. Аминокислоты. Белки

Понятие об аминокислотах. Реакция поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль

Д. – Горение белков, цветные реакции белков


п.38

8. Углеводы

Понятие об углеводах. Глюкоза. Её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их строение и биологическая роль

Д. – Качественная реакция на крахмал

РК – Целлюлоза, её нахождение в природе. ЦБП области

п.39

9. Полимеры

Природные, искусственные и синтетические полимеры. Реакция полимеризации и поликонденсации. Полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации, Волокна и пластмассы



п.40

10. Обобщающий урок по теме «Органические соединения»

Обобщение знаний, решение задач и упражнений













ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА


  1. Примерные программы основного общего образования. Химия.- М.: Просвещение, 2010. – 48 с.

  2. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.- 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2007. – 78 с.

  3. Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области / Под ред. О.В. Дитятьевой, Т.А. Спиричевой, Л.И. Уваровой – Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2005. – 96 с.

  4. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 15-е изд., стереотип.. – М.: Дрофа, 2009. – 270 с.: ил.

  5. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 16-е изд., стереотип.. – М.: Дрофа, 2009. – 270 с.: ил.

  6. Химия. 8 класс: Рабочая тетрадь. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

  7. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс» О.С. Габриелян и др. — М.: Дрофа, 2011.

  8. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс- М.: Дрофа, 2009 и др.

  9. Химия. 9 класс: методическое пособие/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. -4-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2010. – 350 с. (Книга для учителя).

  10. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9»/ О.С. Габриелян и др. — М.: Дрофа, 2008.


Свежие документы:  КНИЖНАЯ ГРАФИКА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1-9 классов

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: