«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №82»
Бурчевская О.Н.
«02» сентября 2013 г.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа№82»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ХИМИИ
8-9 КЛАССЫ
Составитель: Федяева О.В., учитель химии
1 кв.категория
Котлас
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и программы авторского курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2010 г.).
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование материала (основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов); перечень УМК.
В рабочей программе определен перечень демонстраций, практических занятий и расчетных задач.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа курса химии в 8-9 классах составлена на 68 учебных часов в год, 2 часа в неделю в каждом классе. В содержании предмета реализуется региональный компонент.
Общая характеристика учебного предмета
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-8 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях),о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Цели
Изучение химии в основной школе, с учетом регионального компонента, направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
усвоение систем химических знаний о химическом элементе, веществе, химической реакции и их конкретизация на примере природных и промышленных объектов Архангельской области;
овладение умениями химически исследовать природные объекты (почвы, природную воду, минералы и горные породы) Архангельской области; иллюстрировать на региональном химическом материале причинно-следственные связи, раскрывать соотношения общего, особенного и единичного при характеристике природных химических объектов и химических явлений; комплексно изучать явления природы на региональном уровне, раскрывать взаимосвязи в природе на примерах, отражающих специфику природы области;
формирование у детей патриотических чувств в процессе изучения роли ученых (М.В. Ломоносова), геологов-открывателей месторождений полезных ископаемых, строителей химических комбинатов области в становлении и развитии Архангельского Севера;
усвоение знаний об экологической обстановке в области и региональных мероприятиях по охране окружающей среды в области.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (8 час).
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния.
Растворение веществ в различных растворителях.
Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
ВЕЩЕСТВО (25 час).
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Демонстрации
Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка йода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Расчетные задачи
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (15 час).
Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
Расчетные задачи
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (62 час).
Водород, физические и химические свойства, получение и применение.
Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.
Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.
Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Демонстрации
Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Образцы неметаллов.
Аллотропия серы.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Распознавание соединений хлора.
Кристаллические решетки алмаза и графита.
Получение аммиака.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).
Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.
Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).
Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ ( 10 час).
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена.
Демонстрации
Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Модели молекул органических соединений.
Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Образцы изделий из полиэтилена.
Качественные реакции на этилен и белки.
Практические занятия
Изготовление моделей углеводородов.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ ( 6 час).
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов.
Образцы строительных и поделочных материалов.
Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.
Практические занятия
Знакомство с образцами лекарственных препаратов.
Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.
РЕЗЕРВ СВОБОДНОГО УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ – 14 ч.
Обязательный минимум содержания программ по химии
(региональный компонент)
Методы познания веществ и химических явлений
История химии. Вклад отечественных ученых – химиков, уроженцев Архангельской области, в развитие химической науки. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов как ученый – химик и гражданин. Вклад М.В. Ломоносова в науку химию и развитие русского Севера.
Посещение химической лаборатории вуза, промышленного предприятия, аптеки, научного учреждения Архангельской области с целью ознакомления с методами химического исследования и химическими приборами.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:
1) массовой доли химического элемента – полезного компонента – в сложном веществе – природном соединении (минерале, горной породе, полезном ископаемом Архангельской области);
2) массовой доли растворенного вещества в природном растворе – минеральной воде конкретного минерального источника области.
Вещество
Распространение химических элементов в природе Архангельской области. Элементарный состав полезных ископаемых Архангельской области.
Примеры природных смесей: минералы и горные породы. Твердые, жидкие и газообразные минералы, горные породы и полезные ископаемые Архангельской области. Природные минералы области как кристаллические и аморфные вещества. Минералы и горные породы Архангельской области (своего района). Экскурсия в геологический, краеведческий музей с целью ознакомления с минералами, горными породами, полезными ископаемыми области как природными веществами и смесями веществ.
Случайные и постоянные компоненты воздуха как смеси. Озон в природе. Значение озонового слоя для планеты Земля. Причины и последствия озоновых дыр, мероприятия по восстановлению озонового слоя.
Растворы в природе. Минеральные источники Архангельской области. Содержание в природной воде Архангельской области примесей, в том числе полезных (минеральные источники), токсичных, радиоактивных, канцерогенных. Снабжение населения г. Архангельска и области питьевой водой. Запасы питьевой воды в крае. Пермиловское, Архангельское месторождения питьевой воды и проблемы их использования. Связь между качеством питьевой воды в области и состоянием здоровья ее жителей.
Оксиды как полезные ископаемые Архангельской области (бокситы, железняки, пески и песчаники области).
Кислоты в природе. Кислотность почв, почвенные кислоты. Определение кислотности почв своей местности. Способы снижения кислотности почв.
Соли как полезные ископаемые области (известняки, доломиты, гипсы, ангидриты).
Радиоактивные изотопы. Естественная и искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Использование ядерной энергии в мирных целях: АЭС, космические исследования. Проблема строительства АЭС в г. Архангельске. Экологические проблемы области в связи с деятельностью военно-промышленного комплекса (предприятия Северодвинска, ракетный полигон в Неноксе, космодром «Плесецк», ядерный полигон на Новой Земле). Радиационное и радионуклидное загрязнение воздуха, водоемов, почв в области, меры обеспечения радиационной безопасности.
Химическая реакция
Реакция горения как пример экзотермической реакции. Сжигание топлива. Виды топлива. Сжигание топлива и загрязнение окружающей среды продуктами горения топлива.
Применение окислительно-восстановительных реакций (электролиз) на предприятиях области.
Элементарные основы неорганической химии
Соляные рассолы и источники хлоридно-натриевых минеральных вод в области.
Проявления флюорита в области. Содержание фтора в природных водах области.
Применение серы в промышленности Архангельской области (сырье для предприятий большой и малой лесохимии).
Природные соединения серы в Архангельской области: непромышленные проявления самородной серы, пирита. Рудопроявления целестина. Месторождения гипса и ангидрита, их освоение, производство строительного гипса в области. Самоцветы и поделочные камни области.
Накопление нитратов в почвах области, сельскохозяйственной продукции области вследствие применения азотных удобрений.
Рудопроявления фосфоритов в области.
Каменные угли: антрациты Печорского угольного бассейна на территории области, полуантрациты Ненецкого округа, зольные угли Чешской губы, бурые угли Новой Земли. Оценка запасов месторождений угля, перспективы их использования.
Алмазы Архангельской области: история открытия, месторождения, промышленное освоение. Экологические последствия разработки, комплекс мер экологической защиты.
Карбонаты в природе Архангельской области: месторождения известняков и доломитов, их запасы, эксплуатация, применение. Производство извести на базе Обозерского, Орлецкого, Кямского месторождения.
Пески и песчаники области. Производство силикатного кирпича в области. Глины и суглинки области. Глины кирпичные, керамзитовые, цементные, цветные, белые. Агаты Северного Тимана и его разновидности.
Арктический янтарь на берегах Белого моря. Строительные и облицовочные камни. Месторождения полевого шпата, белой слюды, асбеста. Химический состав кремнийсодержащих полезных ископаемых, месторождения, использование. История слюдяного промысла на Севере.
Силикатная промышленность Архангельской области, ее отрасли: керамическое производство на основе глин, производство вяжущих веществ на основе известняка, гипса, глины. Промышленность строительных материалов. Добыча и переработка песка, гравия, щебня, песчано-гравийной смеси. Профессии работников силикатной и строительной промышленности области. Силикатные и строительные предприятия как источники загрязнения окружающей среды области. Мероприятия по охране труда в промышленности, контроль за их выполнением.
Соединения натрия и калия в природе Архангельской области. Поваренная соль (каменная соль и рассолы) в области. История солеварения на Севере.
Жесткость воды. Характеристика жесткости природных вод области. Виды жесткости и способы ее устранения.
Северо-Онежское месторождение бокситов. Оценка качества и запасов сырья. Промышленное освоение бокситов, экологические аспекты добычи и использования.
Иксинское месторождение бурых железняков, болотные и озерные железные руды осадочного происхождения в области, магнетитовые и титаномагнетитовые рудопроявления. История железоделательного производства на Севере. Промышленное освоение месторождений, экологические аспекты добычи и использования.
Первоначальные представления об органических веществах
Природный газ и нефть как смеси веществ и полезные ископаемые области. Перспективы добычи и переработки нефти и газа на Северо-Западе России.
Этиловый спирт как продукт гидролизного производства в Архангельской области.
Целлюлоза, ее нахождение в природе. Основные процессы выделения целлюлозы из древесины: сульфитная и сульфатная варка. Побочные продукты варки (лигнины), загрязняющие сточные воды целлюлозно-бумажных комбинатов.
Продукция цеха пластмасс промкомбината г. Архангельска.
Экспериментальные основы химии
Посещение химической лаборатории вуза, промышленного предприятия, аптеки, научного учреждения Архангельской области с целью ознакомления с методами химического исследования и химическими приборами.
Использование природной воды из различных источников для исследования реакции среды.
Химия и жизнь
Пески и песчаники области. Глины и суглинки области. Глины кирпичные, керамзитовые, цементные, цветные, белые. Агаты Северного Тимана и его разновидности. Арктический янтарь на берегах Белого моря. Строительные и облицовочные камни. Месторождения полевого шпата, белой слюды, асбеста. Химический состав кремнийсодержащих полезных ископаемых, месторождения, использование. История слюдяного промысла на Севере.
Силикатная промышленность Архангельской области, ее отрасли: керамическое производство на основе глин, производство вяжущих веществ на основе известняка, гипса, глины. Промышленность строительных материалов. Добыча и переработка песка, гравия, щебня, песчано-гравийной смеси.
Экологические проблемы области, связанные с сжиганием углеродсодержащего топлива (парниковый эффект, смог, накопление угарного газа в атмосфере)
Приоритетные загрязнители атмосферы в Архангельской области, их влияние на состояние окружающей среды в области, климат, здоровье людей. Экологические проблемы Архангельской области в связи с загрязнением воздуха. Организация контроля за выполнением мероприятий по охране воздушного бассейна в области.
Содержание в природной воде Архангельской области различных примесей. Экологические проблемы водоемов Архангельской области (своего района), состояние рек, озер области, Белого и Баренцевого морей в результате молевого сплава древесины, деятельности промышленных предприятий, утилизации и захоронения радиоактивных отходов, отравляющих веществ, химических боезапасов.
Снабжение населения г. Архангельска и области питьевой водой. Связь между качеством питьевой воды в области и состоянием здоровья ее жителей.
Серосодержащие газы, азотсодержащие вещества как химические загрязнители атмосферы Архангельской области, их влияние на состояние среды и здоровье жителей. Мероприятия по контролю и снижению содержания серо- и азотсодержащих загрязнителей природной среды в области.
Экологические проблемы области в связи с деятельностью военно-промышленного комплекса (предприятия Северодвинска, ракетный полигон в Неноксе, космодром «Плесецк», ядерный полигон на Новой Земле). Радиационное и радионуклидное загрязнение воздуха, водоемов, почв в области, меры обеспечения радиационной безопасности.
Промышленное освоение месторождений алмазов, силикатных материалов, бокситов, железняков, экологические аспекты добычи и использования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (8 класс)
Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Химический эксперимент
| Региональный компонент | Д/З (№ параграфа) | |
Введение (7 ч) | |||||
1. Предмет химии | Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент |
|
|
| п.1 |
2. Вещества | Атомы и молекулы. Химический элемент. Простое вещество. Сложное вещество | Знать определения важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент» | Д. Образцы простых и сложных веществ |
| п. 1 |
3. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека | Химическая реакция | Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания в жизни | Д. Горение веществ |
| п.2 |
4. История развития химии | Этапы развития химии | Знать вклад великих ученых в становлении химии |
| История химии. Вклад отечественных ученых – химиков, уроженцев Архангельской области, в развитие химической науки. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов как ученый – химик и гражданин. Вклад М.В. Ломоносова в науку химию и развитие русского Севера | п.3 |
5. ПСХЭ. Знаки химических элементов | ПСХЭ. Группы и периоды ПСХЭ. Знаки химических элементов | Уметь определять положение химического элемента в ПСХЭ, называть химические элементы. Знать знаки первых 20 химических элементов |
|
| п.4 |
6. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы | Химические формулы. Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная массы | Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Понимать и записывать химические формулы веществ. Определять по формуле состав веществ, принадлежность к простым и сложным веществам |
|
| п.5 |
7. Расчеты по химической формуле | Вычисление относительной молекулярной массы вещества, массовой доли элемента в соединении | Уметь вычислять массовую долю элемента в соединении |
| Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: массовой доли химического элемента – полезного компонента – в сложном веществе – природном соединении (минерале, горной породе, полезном ископаемом Архангельской области) | п.5 |
Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч) | |||||
1. Основные сведения о строении атома | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны), электроны | Уметь объяснять физический смысл порядкового № элемента | Д. Модели атомов химических элементов |
| п.6 |
2. Ядерные реакции. Изотопы | Изотопы | Знать определение понятия «химический элемент» |
| Радиоактивные изотопы. Естественная и искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Использование ядерной энергии в мирных целях: АЭС, космические исследования. | п.7 |
3-4. Строение электронных оболочек атомов | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ | Уметь объяснять физический смысл № группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ |
|
| п.8 |
5. Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева | Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева | Знать формулировку ПЗ. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в периодах и главных подгруппах. Уметь характеризовать химические элементы на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов | Д. ПСХЭ |
| п.9 |
6. Ионная связь | Строение молекул. Химическая связь. Ионная связь | Знать определение понятий «химическая связь», «ион», «ионная связь». Уметь определять соединения с ионной связью
|
|
| п.9 |
7. Ковалентная связь | Ковалентная связь: полярная, неполярная, электроотрицательность | Знать определение понятий «ковалентная связь», «КПС», «КнПС», «электроотрицательность». Уметь определять соединения с ковалентной связью
|
|
| п.10-11 |
8.Металлическая связь | Металлическая связь | Знать определение металлической связи. Уметь объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия её с ковалентной и ионной связью |
|
| п.12 |
9. Повторительно-обобщающий урок по т.1 «Атомы химических элементов» |
|
|
|
| Подготовка к КР |
10. Контрольная работа № 1 по т.1 «Атомы химических элементов» |
|
|
|
|
|
Тема 2. Простые вещества (7 ч) | |||||
1. Простые вещества — металлы | Простые вещества — металлы | Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов | Д. Образцы металлов |
| п.13 |
2. Простые вещества — неметаллы | Простые вещества — неметаллы | Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов | Д. Образцы неметаллов |
| п.14 |
3. Количество вещества. Молярная масса | Количество вещества. Моль. Молярная масса | Знать определение понятий «моль», «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратно) | Д. Химические соединения количеством вещества 1 моль |
| п.15 |
4. Молярный объем газов. Закон Авогадро | Молярный объем газов | Знать определение молярного объёма газов. Уметь вычислять объём газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратно) | Д. Модель молярного объема газов |
| п.16 |
5. Решение задач | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро» |
|
|
| п.15-16, задачи |
6. Повторительно-обобщающий урок по т.2 «Простые вещества» |
|
|
|
| подготовка к КР |
7. Контрольная работа № 2 по т.2 «Простые вещества» |
|
|
|
|
|
Тема 3. Соединения химических элементов (13 ч) | |||||
1. Степень окисления и валентность | Степень окисления и валентность. Составление формул по СО | Уметь определять валентность и СО элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения |
|
| п.17 |
2. Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения | Основные классы неорганических соединений – оксиды и летучие водородные соединения | Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов | Д. Образцы оксидов | Оксиды как полезные ископаемые Архангельской области (бокситы, железняки, пески и песчаники области).
| п.18 |
3. Основания | Основные классы неорганических соединений – основания | Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований. Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распознавание щелочей | Д. Образцы оснований |
| п.19 |
4. Кислоты | Основные классы неорганических соединений – кислоты | Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот, знать формулы и названия кислот. Знать качественную реакцию на распознавание кислот | Д. Образцы кислот | Кислоты в природе. Кислотность почв, почвенные кислоты. Определение кислотности почв своей местности. Способы снижения кислотности почв.
| п.20 |
5. Соли | Основные классы неорганических соединений – соли | Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, называть его, составлять формулы солей. | Д. Образцы солей | Соли как полезные ископаемые области (известняки, доломиты, гипсы, ангидриты).
| п.21 |
6. Кристаллические решетки | Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая) | Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки | Д. Модели кристаллических решеток |
| п.22 |
7. Чистые вещества и смеси | Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Химический анализ , разделение смесей |
|
| Примеры природных смесей: минералы и горные породы. Твердые, жидкие и газообразные минералы, горные породы и полезные ископаемые Архангельской области. | п.23 |
8. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора) | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). Расчеты с использованием понятия «доля» | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе |
| Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: массовой доли растворенного вещества в природном растворе – минеральной воде конкретного минерального источника области.
| п.24 |
9. Решение задач на нахождение объемной и массовой долей смеси | Расчеты, связанные с понятием «доля» |
|
|
| п.24, задачи |
10. Правила ТБ. Знакомство с лабораторным оборудованием | Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные приборы | Уметь обращаться с лабораторным оборудованием и химической посудой | Практическая работа №1 |
| с.174-180 |
11. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества | Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества | Уметь готовить растворы заданной концентрации | Практическая работа №2 |
| п.24, задачи |
12. Повторительно-обобщающий урок по т.3 «Соединения химических элементов» |
|
|
|
| подготовка к КР |
13. Контрольная работа № 3 по т.3 «соединения химических элементов» |
|
|
|
|
|
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (14 ч) | |||||
1. Физические явления | Способы разделения смесей. Очистка веществ. Фильтрование | Знать способы разделения смесей | Д. Нефть и продукты её переработки. Возгонка йода |
| п.25 |
2. Очистка загрязненной поваренной соли | Разделение смесей. Очистка веществ | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли | Практическая работа №3 |
| п.25 |
3. Химические реакции | Химическая реакция. Условия и признаки ХР. Классификация ХР по поглощению или выделению тепла | Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения ХР, типы ХР по поглощению или выделению энергии | Д. Признаки химических реакций | Реакция горения как пример экзотермической реакции. Сжигание топлива. Виды топлива. Сжигание топлива и загрязнение окружающей среды продуктами горения топлива.
| п.26 |
4. Признаки химических реакций. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (Д/З) | Химическая реакция. Условия и признаки ХР. | Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения ХР | Практическая работа №4, 5 (Д/З) |
| ПР №5 |
5. Химические уравнения | Уравнение и схема химической реакции. Сохранение массы веществ при химических реакциях | Знать определение понятия «химическая реакция». Уметь составлять уравнения ХР на основе закона сохранения массы веществ |
|
| п.27 |
6-7. Расчеты по химическим уравнениям | Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей | Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей |
|
| п.28 |
8. Реакции разложения | Классификация ХР по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции разложения. Скорость ХР. Катализаторы | Уметь отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа | Д. Реакции разложения |
| п.29 |
9. Реакции соединения | Классификация ХР по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции соединения. Каталитические реакции | Уметь отличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа | Д. Реакции соединения |
| п.30 |
10. Реакции замещения | Классификация ХР по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции замещения. Химические свойства металлов – взаимодействие с растворами кислот и солей | Уметь отличать реакции замещения от других типов реакций, составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов | Д. Реакции замещения |
| п.31 |
11. Реакции обмена | Классификация ХР по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции обмена.
| Уметь отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций в растворах до конца | Д. Реакции обмена (нейтрализации) |
| п.32 |
12. Типы химических реакций на примере свойств воды | Химические свойства воды. Типы реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы ХР |
|
| п.33 |
13. Повторительно-обобщающий урок по т.4 «Изменения, происходящие с веществами» |
|
|
|
| Подготовка к КР |
14. Контрольная работа № 4 по т.4 «Изменения, происходящие с веществами» |
|
|
|
|
|
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (17 ч) | |||||
1. Растворение. Растворимость веществ в воде | Растворы. Процесс растворения. Растворимость веществ в воде. Хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества | Знать определения понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Уметь пользоваться таблицей растворимости | Д. Растворимость веществ в воде | Растворы в природе. Минеральные источники Архангельской области. | п.34 |
2. Электролитическая диссоциация | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты | Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса ЭД | Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность |
| п.35 |
3. Основные положения ТЭД | Ионы. Катионы. Анионы | Знать основные положения ТЭД |
|
| п.36 |
4. Диссоциация кислот, оснований, солей | ЭД кислот, оснований, солей в водных растворах | Понимать сущность и уметь составлять уравнения ЭД кислот, оснований, солей. Знать определения кислот, оснований, солей в свете ТЭД |
|
| п.36 |
5-6. Ионные уравнения | Реакции ионного обмена | Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена | Д. Реакции ионного обмена |
| п.37 |
7. Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца |
|
| Практическая работа №6,7 |
| п.37 |
8. Кислоты в свете ТЭД | Классификация кислот, их химические свойства в свете ТЭД | Знать классификацию и химические свойства кислот. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства кислот в молекулярном и ионном виде |
|
| п.38 |
9. Основания в свете ТЭД | Классификация оснований, их химические свойства в свете ТЭД | Знать классификацию и химические свойства оснований. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства оснований в молекулярном и ионном виде |
|
| п.39 |
10. Оксиды в свете ТЭД | Классификация оксидов, их химические свойства в свете ТЭД | Знать классификацию и химические свойства оксидов. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства оксидов в молекулярном и ионном виде |
| | п.40 |
11. Соли в свете ТЭД | Классификация солей, их химические свойства в свете ТЭД | Знать классификацию и химические свойства солей. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства солей в молекулярном и ионном виде |
|
| п.41 |
12. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Решение экспериментальных задач |
|
| Практическая работа №8,9 |
| п.38-41 |
13. Генетическая связь между классами неорганических веществ | Химические свойства основных классов неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических веществ | Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде
|
|
| п.42 |
14-15. Окислительно-восстановительные реакции | Классификация химических реакций по изменению степени окисления химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление | Знать определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Уметь определять окислители и восстановители, отличать ОВР от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса |
| Применение окислительно-восстановительных реакций (электролиз) на предприятиях области.
| п.43 |
16. Повторительно-обобщающий урок по т.5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» |
|
|
|
| Подготовка к КР |
17. Контрольная работа № 5 по т.5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» |
|
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (9 класс)
Элементы содержания | Химический эксперимент (Д – демонстрационный; Л – лабораторный) | Региональный компонент | Д/З | |
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса ( 10 ч) | ||||
1. Характеристика элемента-металла по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева | Строение атома, характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду и подгруппе элементами; состав и характер высшего оксида и гидроксида; состав летучего водородного соединения (для неметалла). Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла |
|
| п.1 |
2. Характеристика элемента-неметалла по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева |
|
| п.1 | |
3. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления-восстановления |
|
| п.2 | |
4. Решение задач на выход продукта реакции в процентах от теоретически возможного | Выход продукта реакции в процентах от теоретически возможного (выход практический и теоретический) |
|
| задачи |
5. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента | Л. – Получение гидроксида цинка и исследование его свойств |
| п.2 |
6. Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение | Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПСХЭ |
|
| п.3 |
7. Обобщающий урок по «Введению» | Выполнение заданий и упражнений по материалу «Введение» |
|
| подг. к КР |
8. Контрольная работа №1 (входная) по «Введению» |
|
|
|
|
9. Окислительно-восстановительные реакции | Окислительно-восстановительные реакции; Окисление, восстановление; Окислитель, восстановитель
|
|
| в тетр. |
10. Окислительно-восстановительные реакции |
|
| в тетр. | |
Тема 1. Металлы (17 ч) | ||||
1. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка. Общие физические свойства металлов | Характеристика положения элементов-металлов в ПСХЭ. Строение атомов металлов. Металлическая кристаллическая решетка. Металлическая химическая связь. Физические свойства металлов — простых веществ | Л. – Ознакомление с образцами металлов |
| п.4-6 |
2. Сплавы, их свойства и значение | Характеристика сплавов, их свойства. Важнейшие сплавы и их свойства | Д. – Образцы сплавов |
| п.7 |
3. Химические свойства металлов как восстановителей | Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях |
|
| п.8 |
4. Способы получения металлов | Самородные металлы и основные соединения металлов в природе. Важнейшие руды. Понятие о металлургии и её разновидностях | Л. – Ознакомление с образцами природных соединений металлов |
| п.9 |
5. Электролиз | Электролиз расплавов и растворов солей |
| РК – применение ок-восст. реакций на предприят.области | в тетр. |
6. Гидролиз солей | Гидролиз солей (4 случая) |
|
| в тетр. |
7. Коррозия металлов и способы борьбы с ней | Коррозия металлов и способы защиты металлов от коррозии |
|
| п.10 |
8. Щелочные металлы | Нахождение в природе, строение атомов, свойства простых веществ | Д. – Образцы щелочных металлов; взаимодействие их с водой, кислородом |
| п.11 |
9. Соединения щелочных металлов, их свойства и применение | Оксиды, гидроксиды и соли щелочных металлов |
| РК – соединения натрия и калия в природе Архангельской области. История солеварения
| п.11 |
10. Щелочноземельные металлы | Простые вещества, их физические и химические свойства | Д. – Образцы щелочноземельных металлов, взаимодействие их с водой, кислородом |
| п.12 |
11. Соединения щелочноземельных металлов, их свойства и применение | Оксиды, гидроксиды и соли щелочноземельных металлов. Жесткость воды, способы устранения жесткости |
| РК – жесткость природных вод области | п.12 |
12. Алюминий | Строение атома, физические и химические свойства простого вещества |
|
| п.13 |
13. Соединения алюминия, их свойства и применение | Оксид и гидроксид алюминия, их амфотерный характер |
| РК – Северо-Онежское месторождение бокситов | п.13 |
14. Железо | Строение атома, физические и химические свойства простого вещества |
|
| п.14 |
15. Соединения железа (II), (III), их свойства и применение | Генетические ряды железа (II) и (III). Качественные реакции на железо (II) и (III) | Д. – Получение гидроксидов железа (II) и (III) | РК – Иксинское месторождение бурых железняков | п.14 |
16. Обобщающий урок по теме «Металлы» | Обобщение знаний, решение задач и упражнений, подготовка к КР |
|
| подг. к КР |
17. Контрольная работа №2 по теме «Металлы» |
|
|
|
|
Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (3 ч) | ||||
1. Практическая работа №1 | Осуществление цепочки химических превращений металлов | в тетр. | ||
2. Практическая работа №2 | Получение и свойства соединений металлов | в тетр. | ||
3. Практическая работа №3 | Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ | в тетр. | ||
Тема 3. Неметаллы (25 ч) | ||||
1. Общая характеристика неметаллов. Аллотропия. Физические свойства | Положение неметаллов в ПСХЭ, особенности строения их атомов. Электроотрицательность. Кристаллическое строение неметаллов- простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха |
|
| п.15 |
2. Неметаллы в природе | Неметаллы в природе |
|
| п.16 |
3. Водород | Положение в ПСХЭ. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение |
|
| п.17 |
4. Общая характеристика галогенов | Строение атомов. Строение молекул галогенов. Галогены – простые вещества, их физические и химические свойства | Д.- образцы галогенов – простых веществ | РК – содержание фтора в природных водах области | п.18 |
5. Соединения галогенов | Галогены в природе. Галит. Галогеноводороды. Хлороводород и соляная кислота. Качественная реакция на Cl— | Д. – образцы природных соединений хлора Л. — Качественная реакция на Cl— | РК- соляные рассолы и источники мин.вод в области | п.19 |
6. Получение и применение галогенов | Получение и применение галогенов |
|
| п.20 |
7. Кислород | Кислород в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение |
|
| п.21 |
8. Сера | Сера в природе. Получение, значение и применение серы. Строение атома. Аллотропия |
| РК – применение серы в промышленности Архангельской области | п.22 |
9. Соединения серы | Оксиды серы (IV), (VI), сероводород, серная и сернистая кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион | Д. – образцы природных соединений серы Л. — Качественная реакция на сульфат-ион | РК – природные соединения серы в Архангельской обаласти | п.23 |
10. Производство серной кислоты | Производство серной кислоты: сырье, химизм процессов, аппаратура, применение серной кислоты |
|
| п.23 |
11. Химическое равновесие и условия его смещения | Химическое равновесие и условия его смещения |
|
| в тетр. |
12. Тепловой эффект химических реакций | Тепловой эффект химических реакций, решение задач с применением понятия «тепловой эффект»
|
|
| в тетр. |
13. Азот | Строение атомов азота. Строение молекулы азота. Физические и химические свойства. Значение азота. Фиксация его клубеньковыми бактериями |
|
| п.24 |
14. Аммиак | Строение молекулы аммиака. Физические свойства, получение, собирание, распознавание аммиака. Химические свойства. Образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму |
|
| п.25 |
15. Соли аммония | Соли аммония: состав, получение, физические и химические свойства. Применение, распознавание | Л. – Распознавание солей аммония |
| п.26 |
16. Кислородные соединения азота | Оксиды азота. Азотная кислота, её химические свойства, получение, применение. Нитраты и нитриты. Азотные удобрения |
| РК – накопление нитратов в почвах области | п.27 |
17. Фосфор | Строение атома. Аллотропия. Химические свойства, значение |
|
| п.28 |
18. Соединения фосфора | Оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения | Д. – образцы природных соединений фосфора | РК – рудопроявления фосфоритов в области | п.28 |
19. Углерод | Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз, графит. Аморфный углерод: сажа, кокс, древесный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода |
| РК – угли и алмазы Архангельской области | п.29 |
20. Соединения углерода | Оксиды углерода (II), (IV). Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты. Качественная реакция на карбонат-ион | Д. – образцы природных соединений углерода Л. – Получение углекислого газа и его распознавание. Качественная реакция на карбонат-ион | РК – карбонаты в природе Архангельской области | п.30 |
21. Кремний | Строение атомов, физические и химические свойства
|
|
| п.31 |
22. Соединения кремния | Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Силикатная промышленность | Д. – образцы природных соединений кремния Л. – Ознакомление с продукцией силикатной промышленности | РК – пески и песчаники Архангельской области. Глины и суглинки. РК – силикатная промышленность Архангельской области | п.31 |
23. Расчеты по уравнениям реакций, если одно вещество дано в избытке | Расчеты по уравнениям реакций, если одно вещество дано в избытке |
|
| в тетр. |
24. Обобщающий урок по теме «Неметаллы» | Обобщение знаний, решение задач и упражнений, подготовка к КР |
|
| в тетр. |
25. Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» |
|
|
|
|
Тема 4. Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений (3 ч) | ||||
1. Практическая работа №4 | Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | в тетр. | ||
2. Практическая работа №5 | Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода» | в тетр. | ||
3. Практическая работа №6 | Получение, собирание и распознавание газов | в тетр. | ||
Тема 5. Органические соединения (10 ч) | ||||
1. Предмет органической химии | Органические вещества. Валентность. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы |
|
| п.32 |
2. Предельные углеводороды | Метан и этан: строение молекул, горение. Применение метана | Д. – модель молекулы метана Л. – изготовление модели молекулы метана | РК — Природный газ и нефть как смеси веществ и полезные ископаемые области | п.33 |
3. Непредельные углеводороды | Строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Полимеризация | Д. – модель молекулы этилена, взаимодействие этилена с раствором перманганата калия
|
| п.34 |
4. Спирты | Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Глицерин | Д. – Качественная реакция на многоатомные спирты | РК – Этиловый спирт как продукт гидролизного производства в Архангельской области | п.35 |
5. Предельные одноосновные карбоновые кислоты | Понятие об альдегидах. Окисление альдегида в кислоту. Свойства уксусной кислоты, её применение. Жирные карбоновые кислоты |
|
| п.36 |
6. Сложные эфиры. Жиры | Реакция этерификации. Сложные эфиры. Жиры |
|
| п.37 |
7. Аминокислоты. Белки | Понятие об аминокислотах. Реакция поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль | Д. – Горение белков, цветные реакции белков |
| п.38 |
8. Углеводы | Понятие об углеводах. Глюкоза. Её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их строение и биологическая роль | Д. – Качественная реакция на крахмал | РК – Целлюлоза, её нахождение в природе. ЦБП области | п.39 |
9. Полимеры | Природные, искусственные и синтетические полимеры. Реакция полимеризации и поликонденсации. Полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации, Волокна и пластмассы |
|
| п.40 |
10. Обобщающий урок по теме «Органические соединения» | Обобщение знаний, решение задач и упражнений |
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Примерные программы основного общего образования. Химия.- М.: Просвещение, 2010. – 48 с.
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.- 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2007. – 78 с.
Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области / Под ред. О.В. Дитятьевой, Т.А. Спиричевой, Л.И. Уваровой – Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2005. – 96 с.
Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 15-е изд., стереотип.. – М.: Дрофа, 2009. – 270 с.: ил.
Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 16-е изд., стереотип.. – М.: Дрофа, 2009. – 270 с.: ил.
Химия. 8 класс: Рабочая тетрадь. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.
Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс» О.С. Габриелян и др. — М.: Дрофа, 2011.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс- М.: Дрофа, 2009 и др.
Химия. 9 класс: методическое пособие/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. -4-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2010. – 350 с. (Книга для учителя).
Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9»/ О.С. Габриелян и др. — М.: Дрофа, 2008.