Технологическая карта урока по химии
подготовила учитель химии МБОУ СОШ № 1 г.Тимашевск ИСПАЛОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА
Тема урока Алюминий и его соединения.
Тип урока Изучение нового материала
Цели и задачи урока
-образовательная рассмотреть положение алюминия в Периодической системе элементов, изучить нахождение алюминия в природе, способы получения и химические свойства, сформировать понятие «пассивная поверхность», отметить практическую значимость алюминия и его соединений;
-воспитательная воспитывать наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, добросовестность, коллективизм, аккуратность;
-развивающая развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, развивать адекватность самооценки, развивать навыки практической деятельности
Планируемые результаты
предметные
умение описывать алюминий на основе положения в Периодической системе строения электронной оболочки атома; раскрывать физические свойства алюминия; записывать уравнения химических реакций, характеризующих его химические свойства, свойства оксида и гидроксида, уравнения качественной реакции на ионы алюминия; характеризовать нахождение алюминия в природе, способы его получения, области практического применения и его соединений; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и применением веществ.
метапредметные
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное; характеризовать объекты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; проводить сравнение объектов.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: умение осуществлять контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь.
КОММУКАТИВНЫЫЕ УУД: умение вступать в речевое общение; аргументировать свою точку зрения; адекватно воспринимать иные мнения и идеи.
личностные
готовность к решению творческих задач; способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, проектная, кружковая).
Используемое оборудование, реактивы и материалы
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделлева, компьютер, проектор,образцы алюминия, изделий из алюминия, растворы хлорида алюминия, гидроксида натрия, штатив с пробирками.
Ход урока
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД | ||||
|
| познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Этап «Мотивирование и актуализация знаний и постановка цели урока» | |||||
1.На демонстрационном столе коллекция «Алюминий и его соединения» и на экране слайд «Применение алюминия». Вопрос к учащимся: «О каком металле мы сегодня будем говорить?» Организует деятельность по актуализации умения характеризовать химический элемент и его соединения на основе положения в ПС. Предлагает ответить на вопросы: — Какова валентность и высшая степень окисления алюминия в соединениях? — С точки зрения строения атома предположите кислотно-основные свойства алюминия? |
Отвечают
Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов учащихся |
Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Анализировать сходство атома и иона по электронному строению. |
Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания |
Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания |
Понимать единство естественнонаучной картины мира |
2. Организует работу по проверке творческого задания,
— предлагает самостоятельно выполнить задание стр.182; — контролирует процесс выполнения задания | Один обучающийся делает сообщение из истории открытия алюминия (использует презентацию), остальные делают записи в рабочих тетрадях.
Выполняют задание в тетрадях |
Понимать и интерпретировать информацию, полученную из ПСХЭ
|
Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения задания |
Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний в практической жизни |
II. Этап «Изучение нового материала» | |||||
1. Организует работу в группах по выполнению задания, работая с учебником «Химия 9 класс» И.И.Новошинский) и дополнительной литературой 1 группа нахождение в природе 2 группа получение алюминия 3 группа физические свойства алюминия: — предлагает самостоятельно выполнить задание; — контролирует процесс выполнения задания |
Выполняют задание в тетрадях |
Понимать и интерпретировать информацию, полученную из текста
|
Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения задания |
Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания |
Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний в практической жизни |
2. Организует работу по анализу выполнения задания «Охарактеризовать химические свойства алюминия на основе положения в ряду активности металлов» — предлагает осуществить самооценку; — предлагает озвучить правильный ответ; — предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом; — предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины |
Отвечают на вопросы учителя |
Анализировать объекты, осознанно и произвольно строить речевые высказывания |
Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания |
Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми |
Понимать границы собственного знания и «незнания» |
3. Организует наблюдение реакции получение гидроксида алюминия и исследование его кислотно-основных свойств и выполнение обучающимися лабораторного опыта 14. Предлагает обсудить вопрос: — Что наблюдаете? — Напишите сокращенное ионно-молекулярное уравнение. (слайд стих об амфотерности алюминия) | Наблюдают за ходом демонстрационного эксперимента. Обсуждают результаты эксперимента. Один или несколько учащихся по выбору учителя проговаривают, что наблюдают по ходу эксперимента. Самостоятельно записывают в тетрадь реакцию в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Делают вывод о качественной реакции на ион Al+3и его амфотерности
| Проводить наблюдение; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, объяснять наблюдаемые явления | Принимать и сохранять учебную задачу | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог
|
|
III. Этап «Рефлексия учебной деятельности на уроке» | |||||
Организует контроль усвоения новых понятий: — предлагает выполнить задание (§ 41 с.187 № 4 учебник «Химия 9 класс» И.И. Новошинский) | Выполняют задание в тетрадях и обсуждение.
| Создавать обобщения, устанавливать аналогии.
| Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать отклонения и отличия от эталона | Адекватно использовать устную и письменную речь, строить монологическое высказывание, уметь слушать собеседника | Понимать значимость химических знаний в практической жизни |
IV. Этап «Домашнее задание» | |||||
Подводит итог урока, отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания: 1. § 4141учебника. 2. Выполнить задания 5 или 6 (по выбору учащегося) 3. сообщения на тему «области применения алюминия», «Токсичность алюминия и его соединений» | Слушают учителя.
Записывают домашнее задание |
| Адекватно воспринимать оценку учителя
|
|
|
10