1001 идея интересного занятия с детьми
Громова Виктория Викторовна, ГБОУ СОШ № 579, учитель химии,
г. Санкт-Петербург
Предмет (направленность): химия
Возраст детей: 8 класс
Место проведения: класс
Сегодня, на пороге вступления в силу новых ФГОС в основной и старшей школе перед учителем стоит сверхзадача — достижение планируемых образовательных результатов нового формата: метапредметных и личностных. Это отражается прежде всего в планировании и реализации образовательного процесса, усиления значимости его ценностного и деятельностного компонентов (1). В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных и метапредметных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся. Однако, при этом существует необходимость диагностики сформированности метапредметных и личностных универсальных учебных действий (УУД) у школьников. Одним из таких способов диагностики, в частности на уроках химии, являются учебно-познавательные задания, анализ решений которых позволяет проследить степень сформированности учебных действий не только предметных, но и личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных. Специальным образом сконструированные, эти задания позволяют оценить умения самоорганизации, саморегуляции, общения в диалоге и рефлексивные умения школьников. Ниже приведены примеры заданий по химии для 8 класса общеобразовательной школы со шкалами оценки результата их решения. Шкалы представляют из себя последовательность баллов от 0 до 5, где балл 5 означает высшую степень сформированности необходимого для решения задания УУД, 0 — отсутствие данного УУД у обучающегося, остальные баллы определяют степень выраженности УУД в зависимости от способов решения учебно-познавательных заданий (2).
В химической лаборатории решили сделать ремонт. Лаборанту дали задание: разложить химический инвентарь, предварительно заполнив документы. Помогите лаборанту заполнить таблицу. Дайте название и определите функции химического инвентаря.
Название | Функция | Нумерация по степени ценности с комментариями (1-очень ценный, выносим из лаборатории в первую очередь, 2- средняя ценность, может подождать, 3 — малая ценность, «несрочный» вынос) | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностические шкалы
2 столбец таблицы задания Познавательные (ориентация в системе имеющихся знаний) | 3 столбец таблицы задания Регулятивные (соотношение результата с целью, поиск функций) | 4 столбец таблицы задания Коммуникативные (культура речи, умения доносить свою позицию, обосновывать свой выбор, аргументировать его) | Общий балл | |
Баллы | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 |
|
4 столбец таблицы задания Смыслообразование (принятие ответственности за результаты своих действий, выбор ценностных ориентиров) | Общий балл | |
Баллы | 0 1 2 3 4 5 |
|
2. Найдите и подчеркните в тексте нарушения правил безопасности на уроке
химии. В чем причина неудач Вити? Допишите ниже текста, как Вы могли бы ему помочь, составив план ваших действий :
Виктор пришел на лабораторную работу с опозданием. Ребята уже выполняли эксперимент «Изучение пламени». Виктор жутко спешил догнать ребят. Он перелил содержимое спиртовки от соседа в свою «до краев», ведь ему показалось, что там мало спирта, и «вспыхнул» зажигалкой. Фитиль загорелся слишком сильно, Витя испугался. Он стал дуть на пламя что есть силы…. Но ничего не помогало. Тогда Витя решил залить его водой. Учитель заругал Витю. Вите стало невыносимо обидно и тяжело на душе…Он ведь старался, спешил…Некоторые одноклассники засмеялись над ним, иные же отнеслись с сочувствием.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностические шкалы
Познавательные (ориентация в системе имеющихся знаний, формулировка учебной задачи на основе проблемной ситуации) | Регулятивные (умение составлять план действий, умения оценивать правильность выполнения действия) | Коммуникативные (культура речи, умения доносить свою позицию, обосновывать свой выбор, аргументировать его, понимание позиции другого человека, мотивы его поступков, умение предотвращать конфликтные ситуации) | Общий балл | |
Баллы | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 |
|
Смыслообразование (ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности
| Морально-этическая ориентация (ориентация в нравственном смысле поступков других людей, умение отделять оценку поступка от оценки самого человека) | Самоопределение (выбор ценностных ориентиров) | Общий балл | |
Баллы | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 | 0 1 2 3 4 5 |
|
Подобные шкалы учитель может составлять самостоятельно для каждого из предложенных обучающимся заданий. Это позволит регулярно фиксировать динамику формирования метапредметных и личностных УУД на уроках химии и в соответствии с этим вносить изменения в индивидуальные образовательные маршруты школьников.
Бабинский М.Б. Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования.//Народное образование.-2011.-№6.-С.11-16.
Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение., СПб, 2000. – 223с.
4