Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Омутнинска
Кировской области
Урок химии в 9 классе
по теме
«Амфотерные оксиды и гидроксиды»
Автор: Лалетина Ольга Сергеевна –
учитель химии
2012 год
Урок химии в 9 классе по теме
«Амфотерные оксиды и гидроксиды»
Автор: Лалетина Ольга Сергеевна –
учитель химии МКОУ СОШ №2
г. Омутнинска Кировской области
Цели урока:
Обучающая – сформировать понятие об амфотерности. Повторить и развить знания о классификации и свойствах оксидов и гидроксидов.
Развивающая – совершенствовать навыки составления уравнений реакций, работы с лабораторным оборудованием, усвоение правил работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы.
Воспитательная – вырабатывать коммуникативные качества, воспитывать желание активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.
Оборудование и реактивы: микро-лаборатория, компьютер, презентация урока( Microsoft PowerPoint), проектор, экран, учебник О.С. Габриелян химия 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений 12-е издание стериотипное,- М.Дрофа 2007.
Методы и методические приемы: составление и чтение формул и названий веществ; демонстрационный химический эксперимент; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; работа с доской; «химические» игры.
Ход урока.
Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок
Урок сегодня необычный
От других весьма отличный…
А чтоб вы смогли сравнить свои знания в начале и в конце урока, предлагаю определить свое место на «скале» (заранее ученикам выданы трафареты «Скалы». (Слайд 1)
Тема сегодняшнего урока – «Амфотерные оксиды и гидроксиды» (слайд 2)
Но прежде, чем начать наш урок, предлагаю вам проверить домашнее задание.
Проверка домашнего задания
Два ученика выходят к доске оформлять домашнее задание (№5, 6 с.20),(№7 с 20)
Работа с классом
на рабочем столе рекомендую расположить карточки, на которых указаны знаки химических элементов (приготовлены за ранее), в порядке возрастания их атомных масс. Предлагаю вспомнить Периодический закон и структуру периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Вопросы учащимся:
формулировка периодического закона, структура периодической системы
как называется горизонтальный ряд элементов в периодической системе?
Перечислить закономерности изменения свойств элементов, проявляемые в пределах периода
Значение периодического закона
Учащимся предлагаю выполнить ряд заданий (на экране проектируются слайды):
Назовите характер гидроксида (кислотный и основной)
Как из оксида можно получить гидроксид
Учитель. О чем идет речь в четверостишье?
К оксиду кальция прилить воды-
В миг в гидроксид случится превращенье
Так мы в «пушонку» можем получить
Ведь происходит извести гашение
Ответ учащихся: речь идет о взаимодействии оксида кальция с водой в результате получится гидроксид кальция.
Учитель. О каком процессе говорится в четверостишье?
Оксид кислотный – углекислый газ –
С водой соединяется охотно,
Хоть воду эту пили мы не раз,
Не думали, что пьем раствор кислотный.
Ответ учащихся: углекислый газ взаимодействует с водой получается угольная кислота (на доске и в тетрадях записывают соответствующие уравнений реакций)
Учащимся предлагаю сделать выводы, какие соединения соответствуют металлам или неметаллам?
Ответ учащегося: неметаллам соответствуют кислотные оксиды и кислоты, а металлам – основные оксиды и основания.
Изучение новой темы.
Продолжаем изучать свойства химических соединений. Тема сегодняшнего урока «Амфотерные оксиды и гидроксиды». Слово оксиды и гидроксиды часто звучали на наших предыдущих уроках, а вот слово амфотерные слышим в первые. Что означает это слово? На прошлом уроке, когда мы записывали домашнее задание я советовала вам заглянуть в толковый словарь, и найти слова имеющие общий корень со словом амфотерный. Давайте проверим, что у вас получилось.
Амфибии – класс земноводные, живущие двоякой жизнью: на суше, и в воде, и как животные, и как рыбы.
Амфора – древний глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов, с двумя вертикальными ручками и узким горлом.
Амфитеатр – места для зрителей, расположенных полукругом на склонах холмов с двух сторон от артистов.
Амфибрахий – трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Учитель. Судя по греческой частице «амфо» или «амфи» — (что означает: с двух сторон; и то, и другое), это вещества, которые проявляют свойства и те и другие. Вещества могут проявлять свойства металла и неметалла, кислоты и основания. Возвращаясь к структуре периодической системе предлагаю вам:
Найти в периодической системе химические элементы с амфотерными свойствами и назвать формулы их соединений (оксиды, гидроксиды)
Как опытным путем доказать какой характер (кислотный или основной) имеет гидроксид (необходимо воспользоваться индикатором – предполагаемый ответ учащихся)
Учитель. Это подходит только для растворимых гидроксидов. Давайте выполним практическую работу. Целью нашей практической работы является получить амфотерный гидроксид и изучить его свойства. Но прежде чем приступать к работе напомню вам правила обращения с химическими реактивами. Как следует себя вести в кабинете химии.
Ты в химкабинет пришел,
Так запомни кроха,
Безопасность – хорошо!
Быть безруким – плохо!
Реактив без меры льешь –
Плохо это, помни.
Я не жадина, но все ж
Будь поэкономней!
При работе с кислотой
Не нужна тревога
С осторожностью простой
Избежишь ожога (при ожоге обработать 2% раствором соды)
Если натрий щелочной
Разъедает кожу.
При работе с ним
Будь ты осторожен! (обработать 2% раствором борной кислоты)
Ты работу завершил
Стол протер рабочий
Руки хорошо помыл
Или так, не очень?
Учитель. Если не соблюдать правила может и такое случится такое (слайд )
Учащимся раздаются технологические карты которые заполняются по ходу работы. На экране слайд «Технологическая карта» см.приложения.
Учащиеся работают в парах. Предлагаю ребятам слайд в котором следует вставить пропущенные слова. Это и будет вывод по проделанной работе. См. приложение.
Закрепление полученных знаний.
Игровая форма.
Отгадай загадку.
Я – оксид основный
Реагирую с водой
К сожалению, не знаю
Что при этом получаю.
Я – оксид кислотный
Реагирую с водой
И даю продукт, который
Называют …
Игра «Третий лишний»
Al2O3, ZnO, Na2O
CaO, K2O, Cr2O3
NaOH, Al(OH)3, Cu(OH)2
Рефлексия
В ходе работы вы узнали много нового и многому научились. Предлагаю теперь определит свое местоположение на «скале». Слайд «Скала»
Выборочно предлагаю озвучить вам, что у вас получилось.
Обобщение с систематизация
Учитель. Предлагаю вам сформулировать определение амфотерных оксидов (гидороксидов). Привести примеры.
Ответ учащихся: амфотерные оксиды (гидроксиды) – это вещества, которые в зависимости от условий проявляют кислотные и основные свойства.
Амфотерные оксиды: оксид алюминия, оксид цинка, оксид бериллия
Амфотерные гидроксиды: гидроксид алюминия, гидроксид цинка, гидроксид бериллия.
Дополнения если элемент металл проявляет различные степени окисления, то см. презентацию.
Если химический элемент металл проявляет несколько степеней окисления, то его оксид и гидроксид низшей степенью окисления будет проявлять основные свойства, а с высшей –кислотные, а с промежуточной – амфотерные.
Амфотерные оксиды и гидроксиды образуют чаще всего те элементы, которые составляют побочные подгруппы Периодической системы Менделеева. Эти элементы называются переходными элементами или переходными металлами.
Домашнее задание
§ 2 стр. 12 упр.1,2
Итоги урока
Приложение.
Технологическая карта
Что наблюдал | ||
1 | В 2 пробирки по две капли NaOH + по две капли ZnCl2 до образования осадка |
|
Уравнение реаекции: NaOH + ZnCl2 = | ||
2 | К получившемуся осадку в 1 пробирке добавить раствор HCl |
|
Уравнения реакции: Zn(OH)2 +HCl = | ||
3 | К получившемуся осадку во второй пробирке добавить избыток NaOH (в избытке) |
|
Уравнение реакции: Zn(OH)2 + NaOH = (H2ZnO2) |
Вывод (вставьте пропущенные слова):
Гидроксид цинка Zn(OH)2 взаимодействует со щелочью (NaOH) проявляет ______________ свойства, а взаимодействуя с кислотой проявляет _____________ свойства.
Zn(OH)2 проявляет ______________ характер.
Литература:
Учебник О.С. Габриелян химия 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений 12-е издание стериотипное,- М.Дрофа 2007.
М.Ю. Горковенко Поурочные разработки по химии к учебнику О.С. Габриеляна 9 класс – М.: ВАКО, 2007.
О.С. Зайцев. Методика обучения химии. – М. Владос, 1999.
Ольгин о. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986.
Е.М. Снигирева «Тематическое и поурочное планирование по химии».- Экзамен 2006.
Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина «Дидактические игры при обучении химии». М.: Дрофа -2005.