Чиркова Марина Юрьевна
МБОУ СОШ № 22
Г. Узловая Тульской обл.
Тема урока: «Химические свойства оксидов»
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цель урока: Научить учащихся записывать реакции химических свойств оксидов.
Задачи урока:
Выделить основные свойства оксидов по блок-схеме.
Показать различия и сходство между кислотными и основными оксидами.
Проговорить схему «словами».
Научить подставлять в схему формулы оксидов и писать соответствующие химические уравнения.
Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций.
План урока:
Вводное слово учителя о цели и задачах урока.
Повторение опорных знаний о классификации оксидов.
Работа по блок-схеме:
устная (проговаривание свойств «словами»);
письменная (составление химических реакций по схеме).
Закрепление материала.
Ход урока.
1-й этап урока
РАБОТА С ОПОРНЫМИ ЗНАНИЯМИ
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поближе познакомимся с очень важными соединениями — оксидами.
Некоторые сведения о них вы уже имеете и, надеюсь, легко ответите на мои вопросы.
Вопросы:
Оксиды — это простые или сложные вещества? Свой ответ мотивируйте, т.е. докажите, почему вы так думаете.
Дайте определение оксидов.
В каком агрегатном состоянии можно встретить оксиды? Приведите примеры.
Какие виды оксидов вы знаете?
У каждого из вас на столе лежит лист контроля. Ваше первое задание – игра «Крестики-нолики».
Теперь рассмотрим данную схему. Прошу пока ничего не зарисовывать в своих тетрадях. Это вы сделаете немного позже.
Химические свойства оксидов
Оксиды |
| |
|
|
|
Основные | Н2О | Кислотные |
|
|
|
Основания |
| Кислоты |
|
|
|
(соль + Н2О) |
| (соль + Н2О) |
|
|
|
| Друг с другом |
|
|
|
|
| Соль |
|
2-й этап урока
УСТНАЯ РАБОТА СО СХЕМОЙ
Учитель: Почему одни оксиды называют кислотными, а другие — основными?
• Дети отвечают, что в кислотных помимо кислорода содержится неметалл, а в основных оксидах — металл.
Учитель: Это правильный ответ, но я хочу, чтобы вы еще раз внимательно вслушались в названия этих оксидов, может быть, в них самих кроется ответ на вопрос?
Кислотные
Основные
Почему в их названиях скрываются кислоты и основания?
• По всей видимости, они сами образуют эти вещества.
Учитель: Ребята, взгляните на схему и попытайтесь догадаться, с каким веществом реагируют оксиды с образованием кислот и оснований?
• Учащиеся отвечают, что это вода.
Учитель: Замечательно! Действительно кислотные оксиды с водой образуют кислоты, а основные — с водой образуют основания, поэтому они так и называются.
Кто догадается, видя стрелки в схеме, какими еще свойствами обладают оксиды?
Кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями, в результате чего образуются соль и вода.
Основные оксиды взаимодействуют с кислотами, в результате также образуются соль и вода.
Учитель просит учащихся еще раз повторить по схеме и провести по стрелкам «схемы» взаимодействия оксидов с водой, кислотами и основаниями и «проговорить», что в результате реакций образуется.
Учитель: И какое же последнее свойство у оксидов, исходя из схемы?
• Оксиды реагируют друг с другом с образованием соли.
Учитель: Ребята, теперь попробуйте внимательно мысленно повторить свойства оксидов (даю 2 минуты!), затем я закрою схему и вы постараетесь по памяти ее зарисовать в тетрадь. Итак, время пошло!
(Ограничение времени на задание обычно концентрирует у детей внимание и стимулирует желание быстрее и лучше других запомнить схему!)
После перенесения схемы в тетрадь по памяти учитель опять открывает свою рабочую схему, и учащиеся проверяют правильность сделанной работы, выясняют, где допустили неточность или ошибку.
3-й этап урока
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА СО СХЕМОЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
Учитель: Ребята, прежде чем начать писать химические уравнения свойств оксидов, давайте вспомним, как мы узнаем кислоты, основания и соли?
Учащиеся дают определения кислот, оснований и солей.
Проводится быстрая игра «Найдите лишнее»
Учитель: Ребята, запомните, каждому кислотному оксиду соответствует определенная кислота. Например:
СО2 → Н2СО3
SО2 → H2SО3
SО3 → Н2SО4
N2О5 → HNO3
P2О5 → H3PO4
Каждому основному оксиду соответствует определенное основание. Например:
Na2O → NaOH
CaO → Ca(OH)2
Al2O3 → Al(OH)3
FeO → Fe(OH)2
Fe2O3 → Fe(OH)3
Как вы думаете, почему так происходит?
Учащиеся отвечают, что в этом опять играет роль вода, эти оксиды при взаимодействии с водой образуют соответствующие кислоты или основания.
Например: N2O5 + Н2O → 2HNO3
Учитель: А теперь давайте подставим вместо названий оксидов формулы и напишем химические свойства конкретных оксидов. Например: CaO и SO3.
СаО + Н2O → Ca(OH)2
(Осн. оксид + вода = основание)
СаО + H2SO4 → CaSO4 + H2O
(Осн. оксид + кислота = соль + вода)
SO3 + H2O → H2SO4
(Кисл. оксид + вода = кислота)
SO3 + Са(ОН)2 → CaSO4 + Н2O
(Кисл. оксид + осн-е = соль + вода)
СаО + SO3 → CaSO4
(Осн. оксид + кисл. оксид = соль)
Далее дается задание самостоятельно написать уравнения реакций химических свойств следующих оксидов:
2 вариант | |
a) SO2 б) Na2O | a) MgO б) CO2 |
Можно разрешить пользоваться схемой, зарисованной в тетрадь.
Заключение:
Проверка этой работы покажет качество усвоения изученного материала, позволит на следующем уроке откорректировать моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь учащимся.
Домашнее задание:
Выучить схему. Составить уравнения реакций химических свойств следующих оксидов: N2O5 и Al2O3.
5