Урок химии в 8 классе
по теме: «Реакции обмена. Реакция нейтрализации».
Максимова Светлана Юрьевна, учитель химии
Цель урока:
повторить ранее изученные типы химических реакций, признак их классификации, закрепить умения учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике и продолжить изучение классификации химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить учащихся с реакциями обмена;
— дать понятие сущности реакции нейтрализации;
— продолжить формирование умения записывать уравнения реакций;
— продолжить формирование умения условий протекания реакций между растворами до
конца.
Развивающие:
— совершенствовать умения учащихся при составлении химических уравнений;
— продолжить формирование умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать
выводы;
— развивать память, мышление, коммуникативных навыков при работе в группе;
— дополнить знания о правилах работы в химическом кабинете.
Воспитательные:
— продолжить формирование коллективной ответственности при выполнении заданий;
— формирование химической культуры.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок
Методы и методические приёмы: беседа, самостоятельная работа, демонстрация опытов.
Предполагаемые результаты обучения:
знать: определение реакций разложения, соединения, замещения, обмена, реакции нейтрализации, признаки химических реакций. уметь: определять среди предложенных химических реакций реакции разложения, соединения, замещения, обмена.
Оборудование:
— компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point; — набор для демонстрационного опыта: штатив с пробирками, NaOH, HCl, Na2CO3, CuSO4, фенолфталеин.
Ход урока
II Актуализация знаний (8 мин.) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Какие типы химических реакций вам известны? Какие реакции называют реакциями разложения, соединения, замещения? Какие по составу исходные вещества и продукты реакции принимают участие в этих реакциях? | Отвечают на вопросы.
|
2.Письменное задание: установите соответствие между схемой химической реакции и типом реакции (слайд 3).Определите по таблице тип химической реакции. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы узнаете …
| Выполняют задание в контрольных листах. Самопроверка: 2413 Выполняют задание в контрольных листах. Проверяют ответы (слайд 4)
|
III Изучение нового материала (20 мин.) | |
1.Тема урока Целеполагание 2. Задание: поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют реакции обмена (слайд 6). Демонстрационный опыт: реакции обмена из 2 задания. 3. Задание: Выписать в классную тетрадь уравнения химических реакций, которые составляют выигрышный путь, расставить коэффициенты и указать признаки этих химических реакций. Обратите внимание на реакцию в которой образуется соль и вода и постарайтесь объяснить опыт: в пробирку с гидроксидом натрия приливаю соляную кислоту, что наблюдаете? Вопросы: Какую среду имеет раствор гидроксида натрия? Какой индикатор необходимо взять, чтобы доказать, что среда щелочная? Повторим опыт: в пробирку с гидроксидом натрия при помощи пипетки добавим фенолфталеин, раствор стал… , т.к. среда щелочная, прильём раствор соляной кислоты, раствор обесцветился. О чём это говорит? Какая реакция среды при этом образовалась, если для реакции взяли щёлочь и кислоту? А реакция между щёлочью и кислотой, в результате которой образуется соль и вода, называется реакцией… (слайд 10). Вывод: реакции обмена идут до конца, т.е. необратимо, лишь в том случае (слайд 11).
| Формулируют тему и цель урока, записывают в классную тетрадь (слайд 5). Играют в « крестики-нолики» в контрольных листах. Проверяют правильность выполнения задания (слайд 6). Задание выполняют в классных тетрадях. Ответы сверяют в парах и с ответами на экране. Называют признаки химических реакций: выпадение осадка, выделение газа, образование воды. Ответ: признаков химической реакции не видно. Ответы: — щелочную; — фенолфталеин; — малиновым; — произошла химическая реакция; — нейтральная;
— нейтрализации. Делают записи в классной тетради .
|
IV Закрепление знаний (7 мин.) | |
4. Выполнить задание 5 в рабочем листе.
Вернёмся к теме и цели урока (слайд 5). Выполнили поставленную цель? | Выполняют задание, проверяют в парах, подсчитывают количество баллов и сдают контрольные листы. Беседа по цели урока.
|
V Итог урока, рефлексия (3 мин.) Продолжите предложение: « Сегодня на уроке я …»
| |
Домашнее задание (слайд 12).
|
|
Литература: 1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. «Химия». 8 класс. Настольная книга учителя. М.: Дрофа, 1998. 2. Габриелян О.С. «Химия». 8 класс. М.: Дрофа, 2006. 3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. «Химия». 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2010.