Урок по химии в 10 классе по теме «Сложные эфиры. Жиры. Мыла» (Тип урока – комбинированный).
Тема: Сложные эфиры. Жиры. Мыла.
Цель: знать определение, состав, основные свойства и применение сложных эфиров, жиров; уметь записывать уравнения реакций этерификации, гидролиза жиров, омыления;
воспитание сознательного отношения к изучению химии.
Оборудование: презентация, учебник О.С.Габриелян Химия 10 класс (базовый уровень), образцы пищевых жиров и масел, образцы мыла.
На доске:
Сложные эфиры ЖИРЫ МЫЛА
Ход урока:
Приветствие.
Сообщение темы урока.
Фронтальная беседа по теме урока:
Вопросы классу:
Что вы знаете о классах веществ, обозначенных в теме урока?
Можете ли вы что-то сказать о взаимном влиянии (взаимодействии) классов?
Какие ассоциации вызывают у вас названия классов?
Ответы: жир – неприятное что-то, пятно, масло и т.д., Сложные эфиры образуются в результате реакции этерификации – взаимодействия карбоновых кислот и спиртов, аромат, анестезия и т.д., Мыло – чистота, аромат и т.д.
Мыло уничтожает жир.
Учитель: хорошо, а теперь посмотрим как все выглядит на самом деле?
Слайд
Уничтожает Сложные эфиры ЖИРЫ МЫЛА O // R1 —- C O — R2
Используя общую формулу, дайте определение сложных эфиров. После самостоятельной формулировки обращаем внимание учащихся на страницу 92 учебника – читаем определение, сравнивая с тем, что дали самостоятельно.
Рассмотрите рисунок 57 на странице 93 учебника «Сложные эфиры в природе». Что можем сказать по этому поводу? ( Сложные эфиры широко распространены в природе. Специфический аромат ягод, плодов и фруктов в значительной степени обусловлен представителями этого класса органических соединений).
Самостоятельно запишите уравнения реакции получения: 1 вариант – этилового эфира масляной кислоты, 2 вариант – метилового эфира масляной кислоты
Сообщение учителя (слайд – рисунок 59 учебника) Важнейшими представителями сложных эфиров являются жиры
На странице 94 учебника найдите и прочитайте определение этого класса соединений.
Запишем общую формулу жиров
Уничтожает Сложные эфиры ЖИРЫ МЫЛА O // R1 —- C O — R2
На страницах 95,96 учебника найдите данные о классификации жиров и представьте её в виде схемы:
Твердые — в их состав входят предельные карбоновые кислоты. Это жиры животного происхождения (говяжий, свиной, бараний)
Жидкие – в их состав входят непредельные карбоновые кислоты. Это жиры растительного происхождения (подсолнечное, соевое масло).
Слайд «Химические свойства жиров»
Гидрирование жиров:
Гидролиз жиров
Гидролиз в щелочной среде:
Комментарий учителя: Если жиры долгое время кипятить в водном растворе щелочи, то пойдет процесс омыления, в результате которого образуется глицерин и мыла – соли калия или натрия соответствующей карбоновой кислоты. Процесс омыления был известен с древнейших времен, когда животные жиры кипятили в воде с добавлением древесной золы, содержащей карбонат калия (поташ) К2СО3.
Теперь, узнав о свойствах жиров, можем ли мы дополнить схему:
Уничтожает Сложные эфиры ЖИРЫ МЫЛА // R1 —- C R—COONa O — R2
Итог урока:
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Какие ассоциации вызывают сейчас у вас слова, записанные в теме сегодняшнего урока?
Оценки за урок.
Домашнее задание:
§13 (выучит определения сложных эфиров, жиров, рассмотреть схему рис.58)
Упр.10,12. По желанию творческое задание: написать собственное сочинение в любом жанре (стихотворение, эссе), используя итоговую схему сегодняшнего урока.