МБДОУ детский сад «Алёнка» р.п. Дмитриевка
Никифоровского района Тамбовской области
Конспект урока экологии на тему
«Кто лучше знает птиц?»
подготовила воспитатель
Попова Серафима Николаевна
Р.п. Дмитриевка
2013 г.
Цель: Обобщить и расширить представления детей старшего дошкольного возраста о птицах, их особенностях и среде обитания.
Задачи:
Продолжать знакомить дошкольников с неповторимой красотой нашей земли.
Закрепить знания детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих и болотных.
Учить их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение.
Воспитывать в детях бережное отношение к птицам, прививать любовь к живой природе.
Материалы: кассета с пением птиц, плакат с изображением дерева, карточки с изображением птиц, виды моря, пруда, болота, плоскостные изображения птиц, маска воробья.
Ход занятия
I. Организационный момент.
— Ребята, сегодня у нас с вами будет не обычное занятие, а викторина. А о ком, это вы сейчас сами отгадаете. Послушайте загадку.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)
(Дети отгадывают загадку.)
— Послушайте отгадку (воспитатель включает кассету с пением птиц).
— Сейчас будет проведена викторина “Кто лучше знает птиц?”. Поэтому у нас с вами и столы стоят так необычно (буквой V). На что это похоже? (на крылья, птицу, стаю птиц).
— Вы уже разделились на две команды: «Ласточки» и «Синички». Все будут участвовать в викторине, отвечать на вопросы и выполнять задания, за каждый конкурс или правильно выполненное задание команды получат вот такой силуэт птички – скворца. В конце викторины капитаны команд прикрепят своих скворцов на нарисованную берёзу: «ласточки» с правой стороны, а «синички» — с левой. У какой команды будет скворцов больше, та птиц знает лучше.
I I. Конкурсы.
1. Занимательные вопросы:
— Первый конкурс – занимательные вопросы, я буду задавать их каждой команде по очереди и попрошу вас быть внимательными.
1) Чем отличаются птицы от других животных?
Дети: Птица летает, у нее есть перья и клюв.
2) Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?
Дети: Птицы дикие и домашние.
3) По каким признакам вы определяете домашняя это птица или дикая?
Дети: домашних птиц специально разводят, человек за ними ухаживает и заботится; домашние птицы приносят пользу человеку.
4) Назовите домашних птиц.
Дети: Куры, утки, гуси, индюки.
5) Чем отличаются куры от уток?
Дети: У кур крепкие когти, чтобы разгребать землю и добывать червяков, личинок и насекомых. А у уток на лапках перепонки, они ими гребут, как веслами. У кур клюв острый, чтобы клевать семена и зерна, а у уток он плоский и широкий, чтобы процеживать воду.
6) А чем отличаются дикие птицы от домашних? Какую пользу приносят людям птицы?
Дети: Дикие птицы живут в природе и приносят ей пользу. Они уничтожают много разных насекомых
2. Дидактическая игра «Я покажу, а ты отгадай»
Воспитатель даёт каждой команде карточку с изображением птицы, которую они должны изобразить, чтобы соперники смогли отгадать (петух, утка, цапля, кукушка).
3. «Угадай по описанию»
1) Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее …
Ответ: Сорока
— А еще сорока очень любит всякие блестящие вещи, которые собирает и прячет у себя в гнезде. Это птица к тому же скачет по земле боком.
2) Эта птичка прилетает каждый год весной. Она обладает таким красивым голосом, что люди специально для неё строят домик и вешают его на дереве рядом с домом, чтобы слушать её песни. (Скворец)
— А еще скворец может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек.
3) Птица эта отличается от других тем, что никогда не строит для себя гнезда. Она плохая мать: свои яйца подбрасывает в чужие гнезда и про птенцов не вспоминает. (Кукушка)
— У птенца кукушки на голове есть специальная выямочка, которая помогает выталкивать из гнезда чужих птенцов, чтобы вся еда доставалась только ему.
4) Эта птица очень любит рыбу и хороший рыбак, у неё для этого есть даже специальный мешок, в который она собирает свой улов. (пеликан)
— Пеликаны— обитатели морских мелководий. Они часто устраивают коллективные охоты: выстроившись полукругом, пеликаны принимаются хлопать по воде крыльями и клювами и вытесняют напуганную рыбу на мелководье. Иногда в совместных охотах принимают участие и чайки..
5) Это белая птица с чёрными концами крыльев, длинной шеей, длинным тонким красным клювом и длинными красноватыми ногами. Он часто живет в большом гнезде на крыше дома и летает на охоту за лягушками к болоту.(аист)
— Много легенд сложено людьми об аисте, и во всех он — символ доброты и счастья. Одна из них: будто он приносит младенцев. До сих пор хозяева домов счастливы, когда у них поселяется аист.
6) Оперение у этой птицы синевато-серое, что позволяет ей маскироваться среди лесистой и болотистой местности. Окончания крыльев и ноги чёрные. Ноги, шея и клюв у него очень длинные. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, червей и мелкую рыбу. Похожа на аиста. (Журавль)
— Журавли всегда служили людям символом тоски по родному дому. Любой человек, находясь вдалеке от родных мест и услышав тоскливое курлыканье журавлей, мечтает вернуться к теплу родного очага
7) — Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздаётся короткий, отрывистый стук — это работает в своей «кузнице» пёстрый птичка с красной шапочкой на голове. Ещё её зовут санитаром леса. (дятел)
— Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелину, а потом раздалбливает шишки и достаёт языком из-под чешуек семена.
8) Назовите птицу, которая выводит птенцов зимой. И почему?(Клёст)
— Клёст выводит своих птенцов в самые сильные морозы, но не потому, что хочет отличиться от других птиц. Просто он кормит своих деток семенами шишек, а их больше всего бывает зимой, так как с наступлением весны шишки от тепла раскрываются и семечки высыпаются на землю.
9) Эта птичка — жительница южных стран, у неё очень красивой яркое оперение. Поэтому люди приносят её к себе домой. Она может научиться говорить, как мы. (попугай)
— Попугаев люди держат в неволе с глубокой древности. Первыми были, вероятно, древние индийцы, в их представлении каждый благородный человек должен был научить говорить хотя бы одного попугая.
На каждую отгадку воспитатель выставляет картинку.
Физкультминутка «Воробей»
Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби». В центре скачет на корточках один ребенок – «воробей». Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не выпускают. |
4. Задание. “Разделите птиц на перелетных и зимующих”
Дети должны разделить птиц и назвать их.
Материал: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц в двух экземплярах.
— А еще есть птицы кочующие. Можете назвать хотя бы одну? (Снегирь, синица, клёст, сойка)
5. Задание. “Отбери водоплавающих и болотных птиц”.
Вопросы:
– Чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?
Дети: У них на лапах перепонки.
— Для чего водоплавающим перепонки на лапках?
Дети: Чтобы лучше плавать.
– Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?
Дети: У болотных птиц длинные ноги и они ходят по болоту, а длинный клюв помогает им добывать пищу, которая находится под водой.
Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих и болотных птиц, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота. Болото – журавль, цапля. Пруд –гусь, лебедь. Море – чайка, пеликан.
6. Упражнение “Третий лишний”.
— А теперь поиграем в игру «Третий лишний». Посмотрите внимательно на птиц, которые прикреплены к доске. Найдите в каждом ряду лишнюю птицу и объясните, почему.
1) сорока, скворец, кукушка (сорока — зимующая птица);
2) пеликан, аист, журавль (пеликан – водоплавающая птица, а остальные болотные);
3) попугай, дятел, клёст (попугай – южная птица);
4) скворец, кукушка, сова (сова – зимующая птица).
III. Итог викторины.
В конце викторины дети прикрепляют на плакат с деревом (каждый со своей стороны) силуэты птиц, набранные за конкурсы и подсчитывают их количество (звучит пение птиц).
— А теперь подведём итог нашей викторины. Капитаны, пожалуйста, подойдите к берёзке и прикрепите своих птичек – скворцов. Посчитаем, с какой стороны скворцов больше. Эта команда знает птиц лучше.
— Сегодня все ребята работали очень хорошо. Вы много знаете о домашних и диких птицах, различаете перелётных и зимующих, видите разницу между водоплавающими и болотными. Молодцы!
— Давайте, ребята, на прощанье всем птицам скажем спасибо за песни красивые и радостные, за то, что деревья и растения защищают от вредителей, за то, что, поднимаясь в небо, заставляют нас мечтать о полёте.
Литература
Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития, 2003.
Агеева И.Д.Весёлые загадки – складки и загадки – обманки для всех школьных праздников. — М.:ТЦ Сфера, 2004.
Болдырев М. Тихонов Г. Птицы в наших садах. Синицы.// Знамя.-2003.- 31янв.- с.4.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.