Конспект урока экологии на тему «Кто лучше знает птиц?»


МБДОУ детский сад «Алёнка» р.п. Дмитриевка

Никифоровского района Тамбовской области







Конспект урока экологии на тему


«Кто лучше знает птиц?»







подготовила воспитатель

Попова Серафима Николаевна

















Р.п. Дмитриевка

2013 г.

Цель: Обобщить и расширить представления детей старшего дошкольного возраста о птицах, их особенностях и среде обитания.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить дошкольников с неповторимой красотой нашей земли.

  2. Закрепить знания детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих и болотных.

  3. Учить их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение.

  4. Воспитывать в детях бережное отношение к птицам, прививать любовь к живой природе.

Материалы: кассета с пением птиц, плакат с изображением дерева, карточки с изображением птиц, виды моря, пруда, болота, плоскостные изображения птиц, маска воробья.

Ход занятия

I. Организационный момент.

— Ребята, сегодня у нас с вами будет не обычное занятие, а викторина. А о ком, это вы сейчас сами отгадаете. Послушайте загадку.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)

(Дети отгадывают загадку.)

— Послушайте отгадку (воспитатель включает кассету с пением птиц).


— Сейчас будет проведена викторина “Кто лучше знает птиц?”. Поэтому у нас с вами и столы стоят так необычно (буквой V). На что это похоже? (на крылья, птицу, стаю птиц).

— Вы уже разделились на две команды: «Ласточки» и «Синички». Все будут участвовать в викторине, отвечать на вопросы и выполнять задания, за каждый конкурс или правильно выполненное задание команды получат вот такой силуэт птички – скворца. В конце викторины капитаны команд прикрепят своих скворцов на нарисованную берёзу: «ласточки» с правой стороны, а «синички» — с левой. У какой команды будет скворцов больше, та птиц знает лучше.

I I. Конкурсы.

1. Занимательные вопросы:

— Первый конкурс – занимательные вопросы, я буду задавать их каждой команде по очереди и попрошу вас быть внимательными.

1) Чем отличаются птицы от других животных?

Дети: Птица летает, у нее есть перья и клюв.

2) Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?

Дети: Птицы дикие и домашние.

3) По каким признакам вы определяете домашняя это птица или дикая?

Дети: домашних птиц специально разводят, человек за ними ухаживает и заботится; домашние птицы приносят пользу человеку.

4) Назовите домашних птиц.

Дети: Куры, утки, гуси, индюки.

5) Чем отличаются куры от уток?

Дети: У кур крепкие когти, чтобы разгребать землю и добывать червяков, личинок и насекомых. А у уток на лапках перепонки, они ими гребут, как веслами. У кур клюв острый, чтобы клевать семена и зерна, а у уток он плоский и широкий, чтобы процеживать воду.

6) А чем отличаются дикие птицы от домашних? Какую пользу приносят людям птицы?

Дети: Дикие птицы живут в природе и приносят ей пользу. Они уничтожают много разных насекомых

2. Дидактическая игра «Я покажу, а ты отгадай»

Воспитатель даёт каждой команде карточку с изображением птицы, которую они должны изобразить, чтобы соперники смогли отгадать (петух, утка, цапля, кукушка).

3. «Угадай по описанию»

1) Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее …

Ответ: Сорока

— А еще сорока очень любит всякие блестящие вещи, которые собирает и прячет у себя в гнезде. Это птица к тому же скачет по земле боком.

2) Эта птичка прилетает каждый год весной. Она обладает таким красивым голосом, что люди специально для неё строят домик и вешают его на дереве рядом с домом, чтобы слушать её песни. (Скворец)

А еще скворец может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек.

3) Птица эта отличается от других тем, что никогда не строит для себя гнезда. Она плохая мать: свои яйца подбрасывает в чужие гнезда и про птенцов не вспоминает. (Кукушка)

— У птенца кукушки на голове есть специальная выямочка, которая помогает выталкивать из гнезда чужих птенцов, чтобы вся еда доставалась только ему.

4) Эта птица очень любит рыбу и хороший рыбак, у неё для этого есть даже специальный мешок, в который она собирает свой улов. (пеликан)

Пеликаны— обитатели морских мелководий. Они часто устраивают коллективные охоты: выстроившись полукругом, пеликаны принимаются хлопать по воде крыльями и клювами и вытесняют напуганную рыбу на мелководье. Иногда в совместных охотах принимают участие и чайки..

5) Это белая птица с чёрными концами крыльев, длинной шеей, длинным тонким красным клювом и длинными красноватыми ногами. Он часто живет в большом гнезде на крыше дома и летает на охоту за лягушками к болоту.(аист)

— Много легенд сложено людьми об аисте, и во всех он — символ доброты и счастья. Одна из них: будто он приносит младенцев. До сих пор хозяева домов счастливы, когда у них поселяется аист.

6) Оперение у этой птицы синевато-серое, что позволяет ей маскироваться среди лесистой и болотистой местности. Окончания крыльев и ноги чёрные. Ноги, шея и клюв у него очень длинные. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, червей и мелкую рыбу. Похожа на аиста. (Журавль)

— Журавли всегда служили людям символом тоски по родному дому. Любой человек, находясь вдалеке от родных мест и услышав тоскливое курлыканье журавлей, мечтает вернуться к теплу родного очага

7) Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздаётся короткий, отрывистый стук — это работает в своей «кузнице» пёстрый птичка с красной шапочкой на голове. Ещё её зовут санитаром леса. (дятел)

Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелину, а потом раздалбливает шишки и достаёт языком из-под чешуек семена.

8) Назовите птицу, которая выводит птенцов зимой. И почему?(Клёст)

Клёст выводит своих птенцов в самые сильные морозы, но не потому, что хочет отличиться от других птиц. Просто он кормит своих деток семенами шишек, а их больше всего бывает зимой, так как с наступлением весны шишки от тепла раскрываются и семечки высыпаются на землю.

9) Эта птичка — жительница южных стран, у неё очень красивой яркое оперение. Поэтому люди приносят её к себе домой. Она может научиться говорить, как мы. (попугай)

— Попугаев люди держат в неволе с глубокой древности. Первыми были, вероятно, древние индийцы, в их представлении каждый благородный человек должен был научить говорить хотя бы одного попугая.

На каждую отгадку воспитатель выставляет картинку.

Физкультминутка «Воробей»

Среди белых голубей


Скачет шустрый воробей.


Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

(Русская народная потешка.)

Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби».

В центре скачет на корточках один ребенок – «воробей».

Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не выпускают.


4. Задание. “Разделите птиц на перелетных и зимующих”

Дети должны разделить птиц и назвать их.

Материал: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц в двух экземплярах.

— А еще есть птицы кочующие. Можете назвать хотя бы одну? (Снегирь, синица, клёст, сойка)

5. Задание. “Отбери водоплавающих и болотных птиц”.

Вопросы:

Чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?

Дети: У них на лапах перепонки.

— Для чего водоплавающим перепонки на лапках?

Дети: Чтобы лучше плавать.

Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?

Дети: У болотных птиц длинные ноги и они ходят по болоту, а длинный клюв помогает им добывать пищу, которая находится под водой.

Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих и болотных птиц, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота. Болото – журавль, цапля. Пруд –гусь, лебедь. Море – чайка, пеликан.

6. Упражнение “Третий лишний”.

— А теперь поиграем в игру «Третий лишний». Посмотрите внимательно на птиц, которые прикреплены к доске. Найдите в каждом ряду лишнюю птицу и объясните, почему.

1) сорока, скворец, кукушка (сорока — зимующая птица);

2) пеликан, аист, журавль (пеликан – водоплавающая птица, а остальные болотные);

3) попугай, дятел, клёст (попугай – южная птица);

4) скворец, кукушка, сова (сова – зимующая птица).

III. Итог викторины.

В конце викторины дети прикрепляют на плакат с деревом (каждый со своей стороны) силуэты птиц, набранные за конкурсы и подсчитывают их количество (звучит пение птиц).

— А теперь подведём итог нашей викторины. Капитаны, пожалуйста, подойдите к берёзке и прикрепите своих птичек – скворцов. Посчитаем, с какой стороны скворцов больше. Эта команда знает птиц лучше.

— Сегодня все ребята работали очень хорошо. Вы много знаете о домашних и диких птицах, различаете перелётных и зимующих, видите разницу между водоплавающими и болотными. Молодцы!

— Давайте, ребята, на прощанье всем птицам скажем спасибо за песни красивые и радостные, за то, что деревья и растения защищают от вредителей, за то, что, поднимаясь в небо, заставляют нас мечтать о полёте.


Литература

  1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития, 2003.

  2. Агеева И.Д.Весёлые загадки – складки и загадки – обманки для всех школьных праздников. — М.:ТЦ Сфера, 2004.

  3. Болдырев М. Тихонов Г. Птицы в наших садах. Синицы.// Знамя.-2003.- 31янв.- с.4.

  4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Влитяние различного типа воды на развитие репчатого лука»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: