Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 с. Солдато-Александровского Советского района» Ставропольского края
Исследовательская работа по экологии:
«Бытовые отходы человечества.
Как спасти своё село от мусора».
Работа выполнила:
Кашина Ю.С.
ученица 11 класса
Руководитель: учитель
биологии Наумова Л.М.
2013 год
Оглавление
Введение 3
Теоретическая часть:
1.1.Классификация мусора 4
1.2.Причины увеличения мусора 7
1.3.Способы утилизации мусора 8
Практическая часть:
2.1.Определение количества мусора 10
2.2.Свалки: вред окружающей среде 13
2.3.Борьба с мусором 15
3.Заключение 18
Список литературы 19
Аннотация
Тема: «Бытовой мусор и окружающая среда. Как спасти своё село от мусора»
В своей исследовательской работе я исследовала бытовой мусор в своём селе. Целью моей работы является изучение влияния мусора на окружающую среду и выявление способов борьбы с ним. Для начала я изучила материал по теме “Бытовой мусор”. Затем определила количество скапливаемого мусора за неделю в моей семье, в школе. В дальнейшем я исследовала продолжительность сохранения различных видов бытового мусора в почве, в воде, предварительно закапав мусор разной классификации на определенный промежуток времени. Следующим этапом моей работы было выявление мест свалок в селе Солдато-Александровском. Далее я со своим руководителем Людмилой Михайловной провожу анкетирование в своём классе, для того чтобы узнать, что делают мои одноклассники для очистки села от мусора. В конце я составила памятку, что может сделать один человек для очистки своего района, улицы, двора от мусора.
В моей работе пять таблиц, одно приложение с анкетой, иллюстрации и фотографии исследования приведены в презентации (см. на электронном диске)
Список литературы, используемый при работе над этой темой:
«Наша окружающая среда» Учебное пособие для учащихся 1-го класса. Издательство ООО «УралЭкоЦентр», Екатеринбург – 2002г., Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений разных видов, СМИО Пресс – 1997г.,Большаков В.Н., Таршис Г.И., Безель В.С. Региональная экология. Учебник 10-11 классов. Екатеринбург: «Сократ» 2000 г., Экология и дети Москва 1993 г.,Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. Для учащихся 9-10 классов средней школы. Просвещение 1986 г., Прохоров Б. Б. «Экология человека» — терминологический словарь Ростов-на-Дону – 2005г.
Введение
Экологический кризис сегодня охватил практически всю планету. Неизбежный спутник цивилизации – все возрастающее количество бытовых и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут по всей планете. В среднем на каждого жителя Земли в год накапливается около тонны отходов, а в целом это ни много, ни мало 5 миллиардов тонн. Эта проблема актуальна и для моего села. Я вижу, как загрязнены мусором территории вокруг домов, завалены обочины автомобильных и железных дорог. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали ближайшие леса. Меня заинтересовало, куда же девается этот мусор? Я люблю свое село и мне больно смотреть, как загрязняются улицы, поэтому я решила провести исследование по этой проблеме.
Цель:
изучить влияние мусора на окружающую среду
Задачи:
1.Познакомиться с видами мусора
2.Выявить причины увеличения мусора
3.Выяснить способы переработки мусор
4.Выявить места свалок мусора с. Солдато-Александровского
5.Обобщить полученную информацию
6.Выяснить, что можно сделать для уменьшения количества мусора в с. Солдато-Александровском
Методы исследования:
Изучение теоретического материала по теме «Бытовой мусор»
Практическая работа:
— определение количества мусора
дома
в школе
— выявление продолжительности сохранения мусора
в воде
в почве
— выявление мест свалок мусора с. Солдато-Александровского
Теоретическая часть
В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте с окружающей природой. В природе существовали неписанные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. У наших предков проблема мусора не стояла так остро. Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей.
Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть – 97% — идет в отходы.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации.
1.1.Классификация мусора:
Какой бывает мусор?
бытовой спецотходы промышленный
В каждой семье ведро с отходами ежедневно совершает путешествие к мусорному контейнеру.
В бытовые отходы идут:
бумага, книги, тетради, журналы;
стеклянные банки и бутылки;
металлические банки из–под консервов;
овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки);
пластиковые упаковки;
картонные пакеты из-под молока или сока;
полиэтиленовые мешки и пакеты;
изношенный текстиль (носки, колготки, не подлежащие штопке и т.д.)
изделия из древесины;
металлические, железные, резиновые вещи (например, старые игрушки) и многие другие вещи.
Каждый из нас постоянно пользуется множеством вещей, которые далеко не безопасны, не задумываясь об этом. Со многими из них надо обращаться очень аккуратно, а после использования не разбрасывать, не превращать в игрушки. Это спецотходы.
Вот некоторые из них:
батарейки;
остатки красок, лаков, клеев;
остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);
неиспользованные или просроченные медикаменты;
остатки бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью и др.);
ртутные термометры;
автокосметика.
Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника (т.к. в ней присутствует ртуть, медь, свинец и др.)
Спецотходы нельзя выбрасывать и уничтожать в общей куче мусора, ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей по многим причинам.
Кроме бытовых и спецотходов, есть еще и отходы промышленных предприятий:
радиоактивные отходы;
ртуть и ее соединения – отходы химической промышленности;
мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;
соединения свинца и др.
Огромное количество мусора, образующегося в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению отрасли промышленности, занимающейся его переработкой.
Возникло научное направление гарбология, что означает в переводе «мусороведение». Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика.
В результате исследований установлено, что состав нашего мусора представляет собой сложный комплекс разнообразных химических соединений.
1.2 Причины увеличения мусора
В каждой семье, каждый человек выбрасывает мусор и с каждым годом его становится все больше и больше.
Можно назвать несколько причин увеличения мусора в последние годы:
рост производства товаров одноразового использования;
увеличение количества ярких, синтетических упаковок;
повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменять новыми.
1.3 Способы утилизации
Вопрос « куда деть мусор?» становится все актуальнее. В настоящее время распространение получили три способа переработки мусора:
устройство специально оборудованных свалок (самый распространенный в нашей стране, дешевый, но не лучший способ);
компостирование мусора;
утилизация на мусороперерабатывающих заводах.
Рассмотрим каждый из этих способов:
Оборудованные свалки представляют собой специально сооруженный склад для отходов. Место для них выбирается с учетом определенных условий:
значительное расстояние от населенных пунктов;
роза ветров (чтобы ветер не дул к жилым массивам);
вдалеке от охраняемых природных территорий;
вблизи водоемов (для защиты грунтовых вод);
достаточно большая территория (для реализации в течение длительного времени).
Сделать это далеко не просто. Ведь нужны ещё подъездные дороги, ограждения, обслуживающий персонал и техника.
Доставленный на свалку мусор должен разравниваться, уплотняться и укрываться слоями строительного мусора. Со временем такой мусорный склад становится похож на слоеный пирог. У нас таких свалок очень мало. Чаще всего мусор сваливают в большую кучу, иногда разравнивают, а чаще всего сжигают – это грубое нарушение переработки.
Компостирование мусора — способ обезвреживания и использования отходов. Этим способом можно перерабатывать только органические вещества, имеющие естественное происхождение (растительное или животное)
Под воздействием бактерий и кислорода (воздуха) они разлагаются. Отходы перегнивают и образуют компост, который применяют как сырье для удобрений (перегной) или корм для животных (особенно рыб)
Мусороперерабатывающие заводы – их в России насчитывается всего семь. Перерабатывают они твердые бытовые отходы.
Этот метод пока является самым эффективным и безопасным способом переработки, ведь при высокотемпературном процессе переработки исключается попадание в воздух токсических веществ.
Ученые работают над разными видами технологий, позволяющими из отходов получать полезные продукты. Проблема утилизации отходов актуальна для всех стран. Прежде всего, это относится к системе сбора бытовых отходов. Утилизация отходов позволяет экономнее расходовать природные ресурсы.
Практическая часть
2.1 Определение количества мусора
На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно
300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%.
Я решила узнать, сколько и какой мусор выбрасывает моя семья. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили.
Масса хлама | |||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | Всего | |
Бумага | 500 г | 600г | 300 г | 700 г | 2.100 г |
Пластик | 200 г | 500г | 250 г | 400 г | 1.350 г |
Стекло | 400г | 800г | — | 300 г | 1.500 г |
Органические остатки | 1.200 г | 1.100 г | 1.250 г | 1.000 г | 4.550 |
Итого | 2.300 г | 3 кг | 1.800 г | 2.400 г | 9.500 г |
Получается, что моя семья за месяц выбрасывает 9 кг 500 г мусора. Семья состоит из 4 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 2кг 375 г мусора, а за год примерно 285 кг.
Я провела такое же исследование и в классе.
понедельник вторник среда четверг
600 г 400 г 800 г 1.200 г
п 600 г
3 кг 900 г 300 г
+ =
За неделю в классе накапливается 3 кг 900 г мусора, в классе 15 человек, значит, на одного человека примерно 260 г.
Таким образом, можно узнать примерную массу мусора в школе. У нас 24 классные комнаты, значит количество мусора в школе за месяц и весь учебный год.
Количество мусора | |
За неделю | 3 кг 900 г
|
За месяц | 15 кг 600 г |
За учебный год | 140 кг 400 г |
В нашей школе обучается 343 учащихся, за учебный год на одного учащегося приходится примерно 140 кг мусора.
Я обратила внимание на то, что в школьном мусоре в основном оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. При производстве бумаги из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды на 40%, по сравнению с производством бумаги из первичного сырья – древесины. И ещё 20% макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а одна тонна сберегает 0,5 гектара леса.
2.2 Свалки: вред окружающей среде
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом.
Где только нет мусора! Он повсюду. Мусор сопровождает нашу жизнь, мы видим его везде:
на остановке (окурки, бутылки, банки, фантики и др.)
в лесу (консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки)
в магазине (масса чеков, оберток)
на прогулке (бумажные обертки и др.)
Мусор не только портит эстетический вид. Он наносит огромный вред окружающей среде окружающей среде. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Воду из колодцев и родников пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены. Большинство людей не видят в этом никакой проблемы. И поэтому мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Эти свалки (пусть даже очень маленькие) представляют угрозу для людей.
Я насчитала 6 оборудованных мест для сбора мусора в своем селе, а несанкционированных, т. е. просто свалок оказалось просто множество. Их можно увидеть в основном у местных водоёмов. Ветер разносит мусор, собаки растаскивают его. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов. Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер.
Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых.
Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются.
Эти цифры я могу подтвердить своим исследованием: как долго сохраняется мусор в воде и почве.
Поместим мусор из разных материалов: бумага, пластик, метал, фрукт.
— в емкость с водой
— в емкость с почвой
Посмотрим, что происходит с мусором:
Металл | Пластик | Фрукт | Бумага | |
Сразу | Опустился на дно | Остался на поверхности | Остался на поверхности | Намокла |
Через неделю | Без изменений | Без изменений | Разбухнет | Начала распадаться |
Через месяц | Произошли изменения | Без изменений | Разложился | — |
Металл | Пластик | Фрукт | Бумага | |
Сразу | — | — | — | — |
Через неделю | Без изменений | Без изменений | Разбухнет | Небольшие изменения |
Через месяц | Незначительные изменения | Без изменений | Сильные изменения | Сильные изменения |
Страшно подумать, что ожидает нас в скором будущем: мы окажемся заложниками самих себя, мы окружим себя горами мусора.
2.3 Борьба с мусором.
Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет, и не может быть в принципе.
Многие считают, что самый эффективный метод борьбы с мусором – это сжигание. Но мусор ни в коем случае нельзя сжигать. В огне и дыме таких костров образуются химические вещества, многие из которых чрезвычайно опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния. Через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают к нам в дом, оседают на продуктах питания, на одежде и коже. Наконец, они попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды.
Сжигать мусор недопустимо. Тем самым мы создаем угрозу своей жизни и жизни других людей и наносим вред окружающей среде. Этот запрет должен быть абсолютным!
Вот некоторые цифры: при сжигании 1 тонны твердых отходов образуется 320 кг шлаков, 30 кг летучей золы, 6 тыс. м3 дымовых газов, содержащих оксиды серы, азота, фтористый водород.
Мы еще долго можем ждать, когда в нашей стране построят достаточное количество мусороперерабатывающих предприятий, которые будут перерабатывать мусор самым эффективным и безопасным способом.
Каждую весну в нашем селе мы проводим экологические акции «Очистим село от мусора».
Уборка территории школы
Уборка водных источников села.
Уборка территории будущего храма.
Что же делать? Есть ли надежда на победу в «борьбе» с мусором?
В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. Это значительно экономит средства при их переработке. Пищевые отходы, например, перерабатываются значительно легче, с меньшими затратами энергии и средств, а непищевые требуют более глубокой переработки. Кроме того, отдельные виды мусора (бумага, стекло, металл) можно не уничтожать, а перерабатывать в полезные вещи. Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь».
У нас в стране такой опыт проводится в Москве с 2005 года. Однако попытки приучить население к такому сбору отходов особого результата пока не дают.
Об этом же говорят и данные анкеты, которую я провела среди ребят своего класса: (см. приложение)
Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме.
Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше».
Заключение
Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришла к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел. Для себя я составила памятку «Что может сделать один?»
ПАМЯТКА
систематически проводи уборку территории около школы, дома;
не бросай, куда попало мусор;
не оставляй мусор в лесу, около водоема, на месте отдыха;
собирай и сдавай макулатуру (сохраняя при этом природные ресурсы);
сдавай стеклотару, металлолом;
экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону);
аккуратно обращайся с учебниками, книгами;
бережно относись к вещам, чтобы они дольше служили нам;
отдай вещи, которые не носишь, нуждающимся;
при приготовлении пищи старайся не превращать в отходы полезные продукты;
дай вещи «вторую жизнь»
Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище.
Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем поселке всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки.
Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!
Список литературы
«Наша окружающая среда». Учебное пособие для учащихся 1-го класса. Издательство ООО «УралЭкоЦентр», Екатеринбург – 2002г.
Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс – 1997г.
Большаков В.Н., Таршис Г.И., Безель В.С. Региональная экология. Учебник 10-11 классов. Екатеринбург: «Сократ» 2000 г.
Экология и дети Москва 1993 г.
Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. Для учащихся 9-10 классов средней школы. Просвещение 1986 г.
Прохоров Б. Б. «Экология человека» — терминологический словарь Ростов-на-Дону – 2005г.
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь – справочник. Просвещение – 1992г.
8. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология. Энциклопедия Астрель – 2005г.
Приложение
Анкета
«Собираешь ли ты макулатуру?»
«Собираешь и сдаешь ли ты пустую стеклянную посуду?»
«Используешь ли ты для записей обе стороны листа?»
«Используешь ли ты упаковки для изготовления полезных вещей?»
«Отдаешь ли ты одежду и обувь, из которых вырос, другим?
«Бережно ли ты относишься к школьному имуществу?»