МОУ « Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Сланцы Ленинградской области
Конспект занятия экологического кружка «Друзья природы».
Тема: Кактусы
3 класс
Учитель начальных классов: Лобанова Любовь Оскаровна
Цели занятия:
расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;
последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Оборудование:
мультимедийное сопровождение, компьютер,
энциклопедии, микроскопы, кактусы, иллюстрации.
Ход занятия.
1.Организация класса.
2.Психологический настрой.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое качество вы больше цените в людях?
Ученик: Доброту.
Ученик: Трудолюбие.
Ученик: Сострадание.
Ученик: Милосердие.
Ученик: Дружбу.
Ученик: Честность.
Учитель: Только тот, ребятки, у кого доброе сердце и чистая душа, способен любить и беречь окружающую нас красоту. Послушайте такие строки.
Я сорвал цветок — и он завял, Слайд №2.
Я поймал жука — и он умер у меня на ладонях.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
Л.Фесюкова.
Учитель: Так давайте беречь каждую травинку в поле, каждую берёзку в лесу, радоваться чистому небу, ясному солнышку и радовать друг друга.
Начинаем работу нашего кружка.
3.Постановка проблемы.
На доске таблицы со словами: маммилярия, эхинопсис, цереус. пейреския. Слайд №3
Учитель: Ребята, что вы можете сказать об этих словах?
Ученики: Это какие-то названия.
Ученик: Может быть, это название растения или животного.
Учитель: Разгадка этой тайны у меня в чёрном ящике (показываю его).
Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
На моём окошке поселился ёжик.
Всё глядит в окошко,
А гулять не может. Слайд№4
Ученики: Это кактус.
Учитель: Почему вы так решили. Докажите.
Ученики: Кактус колючий, как ёжик.
Кактус растёт на окошке.
Учитель: Так какой будет тема нашего занятия? Сформулируйте её.
Тема занятия: Кактусы. Слайд№5
3.Актуализация знаний.
Учитель: Что вы знаете о кактусах?
Ученики: Кактусы растут в пустынях Америки. У этих растений очень длинный корень, чтобы доставать воду из земли, чтобы выжить в суровых условиях жизни.
Учитель: Ребята, среди растений, украшающих наши комнаты, странно видеть зелёные палки или шары, покрытые острыми колючками. Зачем таких уродцев держат на окнах? Что в них красивого и интересного?
Ученик: Кактусы интересны своей оригинальной формой.
Ученик: Кактусы интересны выносливостью.
Ученик: У кактусов замечательные цветы.
Ученик: Многие люди собирают коллекции кактусов.
Учитель: Ребята, любителей кактусов называют «кактусистами»
Кактусы привлекают внимание не только любителей комнатных растений, но и ботаников, изучающих жизнь растений. На кактусах изучается приспособленность растений к таким условиям жизни, в каких другие растения не могут существовать.
Кактусов известно около 3 тысяч видов. Форма стеблей бывает самой разной: от шара до гигантских колонн. Колючки тоже бывают разной формы и размеров. У некоторых колючки длинные и толстые, похожие на волосы белого цвета, достигающие 10см в длину. Хозяева даже моют их шампунем, расчёсывают и заплетают. Слайд №6,7,8,9
Учитель: Ребята, послушайте, о чём нам расскажет Артём.
Он сегодня мой помощник. Слайд №10
Артём: Я расскажу вам о столбовидных кактусах-цереусах. Зелёные колонны, толщиной в полметра, поднимаются на высоту 15 метров. С середины они разветвляются в виде подсвечника. Кактусовые заросли имеют фантастический вид: стволы цереусов походят на вздыбленных чудовищ, покрытых колючками, как чешуёй. Кажется, что эти чудовища вот-вот зашевелятся, схватят и растерзают своими страшными когтями. Пробираясь среди кактусов ночью, при лунном свете, чувствуешь, что попал в царство кошмаров. У старых цереусов высохшая древесина белая и сквозная, а длинные волокна развеваются на ветру. Они возвышаются будто гигантские привидения. Путешественники поджигали высохшие кактусы, и они освещали пустыню на далёкое расстояние. Ярко горели отломленные куски кактусов и в руках всадников. Поэтому цереусы и называются факелами пустыни.
Учитель: Ребята, что вы хотели бы ещё узнать о кактусах?
Давайте определим круг вопросов. Слайд № 11
а) Почему у кактусов такой толстый стебель?
б) Что находится внутри кактуса?
в) Едят ли животные кактусы?
г) Все ли кактусы цветут?
4. Поиск решения проблемы через выдвижение гипотез.
Учащиеся работают в группах.
Учитель: Ребята, предположите, почему у кактусов такой толстый стебель. Я слушаю вас.
Ученики: Может быть, это связано с тем, что у него внутри.
Учитель: Давайте проверим.
5.Практическая работа.
У вас на столах микроскопы. Старшеклассники приготовили препараты со срезом кактуса. Посмотрите в микроскоп и скажите, что вы увидели?
Ученики: Что-то зелёное и пузыри.
Учитель: Как вы считаете, что это может быть?
Ученики: Наверно, это вода или сок кактуса.
Учитель: Послушаем, как это объясняют учёные. У вас на столах лежат энциклопедии. Найдите ответ на этот вопрос. (Ученики по оглавлению находят нужную информацию и зачитывают сведения)
Учитель: Так почему у кактусов такой толстый стебель?
И что находится внутри кактуса?
Сделаем вывод.
6.Проверка гипотезы с помощью учителя.
Кактусы растут в пустыне, где три четверти года нет дождей. Всё их строение приспособлено к сохранению накопленной влаги. Кактусы являются как бы родниками пустыни, запасными бочками с водой. Стебли крупных экземпляров накапливают до 2 тонн воды. У кактусов нет листьев, вместо них торчат колючки. Во время жары они почти совсем не испаряют воду, удерживая свои запасы. А после хорошего дождя кактус на 90% может состоять из воды.
Учитель: Ребята, как вы считаете, едят животные кактусы?
Ученики: Кактусы ведь колючие, это защита их от поедания животными.
Учитель: Вы правы. А как вы считаете, цветут ли кактусы?
Послушайте, что вам хочет рассказать Аня. Слайд№12-27
Кактусы цветут, как правило, регулярно и обильно. Замечательны цветки у кактуса « царица ночи» — до 30 см в диаметре и пахнущие ванилью. Опыляют цветки насекомые и птицы, иногда — летучие мыши. Плоды кактусов похожи на крупные ягоды, у многих видов они сочные и съедобные.
Съедобны и стебли кактусов. Путешественник с успехом может утолить ими жажду. Идут они и в корм скоту. Тем более что среди кактусов нет ядовитых.
Человек научился получать немалую пользу от кактусов. Сухие стебли идут на топливо, скотоводы делают из них изгороди. Многообразно используют кактусы и для питания: делают пастилу, сироп, варенье и цукаты. Плоды некоторых видов кактусов имеют разнообразный вкус: земляники, крыжовника, апельсина.
7.Продолжение работы в группах.
Учитель: А теперь поговорим об уходе за кактусами. Каждая группа получает своё задание. На столе у каждой группы лежат энциклопедии. Найдите ответы на свои задания. Слайд № 28
1группа-отношение к свету;
2 группа-отношение к влаге;
3 группа-отношение к почве;
Идёт коллективное обсуждение. В ходе обсуждения на доске появляется памятка ухода за кактусами. Слайд №29
1.Кактусы любят свет и тепло.
2.Поливать после того, как почва станет совсем сухой.
3.В горшке делать дренаж из битого кирпича и крупного песка.
8.Итог занятия.
Учитель: Что было интересного?
Что узнали нового?
Что было бесполезного?
Ученик: На занятии я узнал, что кактусов много видов.
Ученик: А я узнал, что стебли многих кактусов накапливают до 2 тонн воды.
Ученик: Мне было интересно работать с микроскопом.
Ученик: Работать в группах было интересно. Мы читали научную статью, находили нужный материал и делали выводы.
Ученик: Мне захотелось развести кактусы дома и ухаживать за ними.
Учитель: Ребята, посмотрите, что стоит у моего компьютера.
Ученики: Кактусы.
Учитель: Как вы считаете, почему?
Ученики: Наверно, кактусы берегут наше здоровье.
Учитель: Верно. Чтобы сохранить здоровье, около компьютера рекомендуется ставить кактусы.
А ещё считается, что кактус- символ благополучия в семье. Наш класс- это наша семья. Я дарю каждой группе кактусы, давайте соберём в классе коллекцию кактусов.
Учитель: Ребята, узнать о кактусах вы можете в этих книгах:
1.Верзилин Н.С. Путешествие с домашними растениями-. М.; Детская литература, 1996.
2. Залетаева И.А.Книга о кактусах. — М.; Колос, 2002.
3. Батов С.Г. Секреты выращивания кактусов. — М.; АСТ, 2004.
4.Астон К. Паркер С. Природа вокруг нас. — Х.; Книжный клуб, 2007.
5.Семёнов Д.В. Кактусы маммилярии.- М.; Компания Дельта, 2002.
5.Анисимова Т.П. Кактусы.- М.; Феникс, 2000.
Литература.
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, Д.Д.Данилов. Окружающий мир. Обитатели Земли, учебник, 3 класс. – М.: Баласс, 2009.
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский. Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир. Обитатели Земли, 3 класс». – М.: Баласс, 2009
Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. Учебно-методическое пособие.- Ростов: Учитель, 2003 г.
Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие.- Ростов: Учитель, 2003 г.
Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок, 1-4 классы — М.: Экзамен, 2008.
Сухорукова Т.В. Окружающий мир. Человек и природа. Поурочные планы по учебнику Вахрушева А.А. – Волгоград: Учитель, 2005
7. иллюстрации:
https://south-photo.ru/new/kaktusy.
www.cactus love. ru
Самоанализ проведённого занятия.
1Тема урока была раскрыта, содержание соответствует программе.
2.Цели занятия достигнуты, материал доступен для восприятия.
3.Методы развивающего обучения способствовали развитию познавательной активности учащихся.
4.В начале занятия поставила проблему перед детьми. Незнакомые слова вызвали у ребят удивление, затруднение. Им было интересно узнать, о чём будем говорить на занятии.
Эта проблемная ситуация привела к формулировке темы кружка.
5.Поиск решения шёл через определение круга вопросов, выдвижение гипотез, проверку их с помощью учителя, рассказов детей, справочной энциклопедической литературы. Это способствовало укреплению интереса к познанию окружающего мира, к приобщению учащихся к справочной, энциклопедической литературе и развитию навыков самостоятельной работы с ней.
6.На занятии использовала групповые и фронтальные формы работы. Особенно понравилось работать ребятам с микроскопом, увидеть себя в роли учёных, способных заглянуть во внутренний мир растений.
7.Методы и приёмы были направлены на развитие эмоциональной сферы и воображения детей, формирование культуры речи, а именно: правильности, эмоциональности и полноты ответов.