8
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гальбштадтская СОШ» Методическая разработка учителя начальных классов высшей категории Наливайко Марины Михайловны Экологический проект «Экологический марафон 2010-2014» для учащихся младших классов Педагогический опыт Гальбштадт, 2014
МБОУ «Гальбштадтская СОШ»
Проект «Экологический марафон 2010-2014»
Автор проекта: Марина Михайловна Наливайко, учитель начальных классов.
Аннотация
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
На пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа пробуждала в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных –провозглашение XXI века Веком ребёнка.
Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.
Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого раннего детства. В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.
Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них чем-то обычным. Но если не помочь ребёнку открыть в себе способность выражать свой восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть источником – питающим душу.
Экологическому воспитанию школы в классно- урочной системе уделяется сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки:
оторванность от жизни;
неумение применять на практике природоведческие знания.
На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души, помогать сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а как участников естественного процесса его развития:
«Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил». /Н. Заболоцкий ./
Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках Матери – Природы, а не царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только тогда, когда не пойдёт против своей совести – будет Любовь на Земле ко всему живому, и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте. Но к этому нужно идти.
Начальная ступень общеобразовательной школы является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов, так как он имеет ряд преимуществ перед другими методами. В качестве основных неоспоримых достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, названы:
высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала,который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые:
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Проблема — Проектирование — Поиск информаци – Портфолио — Продукт –Презентация – вот основные этапы проектной деятельности.
Основная часть
В 2010 году наша школа вошла в число пилотных школ Алтайского края по реализации ФГОС второго поколения. Была разработана программа внеурочной деятельности. В качестве проектной деятельности во внеурочное время мною был разработан проект на 4 года «Экологический марафон 2010-2014».
Проблема: Экологическое образование и воспитание учащихся.
Цель проекта:
выяснить представления детей о взаимоотношении человека с природой, заинтересовать проблемой;
создание интеллектуально — эмоциональной среды для понимания взаимосвязи человека и природы через сказки, притчи;
формировать представления о том, что человек и природа не могут существовать друг без друга, развитие уважения к людям через рассмотрение их отношения к природе.
Задачи проекта:
Обучающие:
формировать у детей представление о природе;
формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
развивать умственные операции сравнения и обобщения;
развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
развивать мотивацию на здоровый образ жизни;
прививать навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
воспитывать эмоциональное отношение к природе, общение с ними на равных;
воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
Определять цель выполнения работы под руководством учителя;
Осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;
Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.
Коммуникативные
Уметь согласованно работать в группе;
Взаимодействие и сотрудничество;
Уметь подчиняться правилам;
Разрешать конфликты;
Слушать и понимать речь других.
Познавательные
Слушать и понимать речь других;
Отвечать на вопросы, товарищей по классу, ставить вопросы;
Уметь классифицировать, наблюдать.
Личностные
Делать выбор, какой поступок совершить (опираясь на правила поведения
Работа с родителями
вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей.
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий, экологический.
Участники проекта:
1 этап 2010-2011 – 1 класс
2 этап 2011-2012 – 2 класс
3 этап 2012-2013 – 3 класс
4 этап 2013-2014 – 4 класс
Сроки выполнения проекта: долгосрочный (2010-2014 учебные годы)
Перечень форм и методов реализации проекта:
Классные часы («Береги природу!», «Что такое Красная книга?», «Защитники природы» и другие), презентации, участие в творческих конкурсах разных уровней.
Творческая деятельность:
Природоохранные акции, выставка поделок, рисунков, экскурсии в природу,
создание театра мод из бросового материала , сочинение сказок, рассказов, эссе о природе, создание кукольного экологического театра, проведение экологического праздника.
Ожидаемые результаты:
Для учащихся
Расширение представлений о природе; о неразрывной связи человека и природы;
Принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
Ответственное отношение детей к окружающей среде;
Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка;
Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Для родителей
Повышение уровня экологического сознания;
Активное участие в жизнедеятельности класса.
Для педагога
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога;
Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности;
Личностный и профессиональный рост;
Самореализация
Реализация проекта:
2010-2011 – 1 класс
Творческий проект «Волшебные камни»
Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.
Продукт: выставка работ.
Творческий проект «Осенний листочек – живи!»
Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.
Продукт:выставка работ.
Творческий проект «Чудесные семена»
Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.
Продукт:выставка работ.
Исследовательско – творческий проект «Сохраним жизнь ёлочке»
Авторы: Галкин Данил, Лымарев Александр, Шлее Эрика
Продукт:акция листовок в селе «Не губите ёлочку!», сборник стихов и сказок собственного сочинения «Новогодняя красавица», выставка поделок «Новогодняя мастерская»
– 2 класс
Создание экологического театра моды «Экологический дизайн»
Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.
Продукт:презентация – дефиле на ежегодном школьном творческом конкурсе «Поём и танцуем с учителями» .
Исследовательская работа «Порхающее чудо планеты Земля»
Автор: Сушко Дмитрий.
Продукт:Исследовательская работа после посещения выставки тропических бабочек в г.Барнауле.
Исследовательско – творческий проект «Есть ли выход из мусорного тупика?»
Авторы: Лымарев Александр, Шеремет Александра, Ерёменко Катерина.
Продукт:экологические призывы к односельчанам «Чисто не там, где сорят, а там, где убирают!», экологический дизайн.
– 3 класс
Создание экологического кукольного театра.
Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.
Продукт:выступления с экологическими сказками – постановками перед ребятами детского сада и учащимися начальной школы..
Литературные работы на тему «Мой край».
Участники: Сушко Дмитрий, Ерёменко Катерина.
Продукт:эссе и рассказ о родном крае.
Исследовательско – творческий проект «Экологический теремок»
Авторы: Лымарев Александр, Галкин Данил, Шлее Эрика.
Продукт: сборник экологических сказок собственного сочинения «Теремок», коллективно – творческая работа в гофротехнике «Теремок».
– 4 класс
Экологический праздник «Сохраним жизнь на Земле», посвящённый Году окружающей среды.
Участники: совместная деятельность учащихся 1-4 классов и родителей.
Продукт:выступления – стихи, песни, театральные постановки, кукольный театр на экологическую тему перед ребятами детского сада и учащимися начальной и средней школы.
Исследовательско – творческий проект «Экология и притчи»
Автор: Яшина Елена.
Продукт: Создание экологического дневника с использованием притч
для учащихся начальных классов «Мои экологические поступки».
Вывод по работе:
Участвуя в проектной работе, ребенок видит конечный её результат – и чувствует важность своего вклада. Творческие занятия (поделки, костюмы из бросового материала, сочинение сказок и другие) увлекают детей, влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки, позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности.
Кукольный театр развивает такие элементы экологической культуры как: экологические чувства (сочувствие, сопереживание, чувство гражданственности); экологическое сознание; отношение к природе как к ценности. Театр помогает детям развивать коммуникативные возможности, а также навыки групповой творческой работы. На заключительном этапе проекта был организован и проведен экологический праздник «Сохраним жизнь на Земле». Основная идея — сохранение и бережное отношение к природным богатствам окружающей среды: бережное отношение к деревьям, птицам, зверям в лесу, водным ресурсам.
Проблема экологического образования и воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Хочется верить, что мои уроки добра и любви к родной природе не будут забыты детьми. Результаты моей работы скажутся не сразу. Однако, я уверена, что мои ученики внесут свою лепту в улучшение условий среды обитания.
Перспективный план экологической работы:
Моя цель: получение необходимых знаний, стремление к передаче инновационных идей и их практическое применение: «Ученьем просветляется ум!».
В связи с этим, я ставлю перед собой задачи:
сохранить у подрастающего поколения коренные представления о духовных ценностях народа, семейных ценностях, патриотизме, истории страны, защите её природных богатств;
усилить распространение идей здорового образа жизни, природоохранной и краеведческой деятельности;
конструктивно взаимодействовать с общественностью села, коллегами на разных территориальных уровнях, родителями, учениками с целью качественной реализации новой образовательной программы, с помощью форм и средств:
живой лекционной работы, разработки рекомендаций родителям и педагогам;
издательской научно-просветительской деятельности;
повышения квалификации;
экскурсионных и туристических мероприятий с целью знакомства младших школьников с историческими и культурными памятниками, природными заповедниками, экологическими парками Алтайского края;
активного использования современных высокотехнологичных средств массовой информации и коммуникаций;
эффективного участия в конкурсах и фестивалях экологического и краеведческого направления;
активного участия совместно с детьми и их родителями в создании школьного музея.
ЛИТЕРАТУРА:
Давайте, охранять природу вместе с детьми. Книжка – подсказка: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Виноградовой А.М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения./ В.В.Давыдов. М.,1996г.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие.
Плешаков А.А. Экология для младших школьников ( факультативный курс для начальных классов ). М.:Просвещение,1995г.
Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе. Пособие для учителя. М.Тобол1999г.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,1997г.