Урок для 10 класса на тему
«ЭКОЛОГИЯ ТАТАРСТАНА»
Пояснительная записка.
Мы живем в эпоху контрастов. С одной стороны — мощное развитие техники и промышленности, ведущее к росту благосостояния и достижению высокого уровня цивилизации. С другой — загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и даже вымирание некоторых видов животных и растений. А ведь мы не пришельцы из других миров, наш дом — планета Земля и ее природа. В России немало сделано по пропаганде идей охраны природы и рациональному природопользованию. Однако новое экологическое мышление теперь должно быть направлено на стратегию устойчивого развития систем и цивилизаций.
Курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся старших классов, выбирающих естественнонаучный профиль обучения.
Цели:
— способствовать расширению и углублению знаний о природе Татарстана и ее охране;
— способствовать формированию у учащихся экологической культуры.
Задачи:
— систематизация и обобщение имеющихся у учащихся экологических знаний;
— научить практически применять полученные знания в своей жизни;
— способствовать формированию чувства патриотизма, ответственности за
состояние окружающей природы.
Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные.
Виды занятий: теоретические и практические.
Формы проверки и оценки знаний: выступления учащихся, творческие работы, отчет о результатах практических работ.
Ожидаемый результат: учащиеся после прохождения элективного курса должны знать:
природу Татарстана;
особо охраняемые территории Республики Татарстан;
влияние экологии на здоровье;
проблемы экологии в контексте концепции устойчивого развития.
— принципы «Хартии Земли»
Учащиеся должны уметь:
в тексте выделять главное, обобщать, делать выводы;
конспектировать;
владеть способами и приемами исследовательской деятельности;
визуально устанавливать загрязнение в окружающей среде.
Учебно-тематический план
Тема | всего | В том числе | ||
Теоретич.еские занятия | Практич.еские занятия | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | — |
2 | Природа Республики Татарстан и ее охрана. | 19 | 14 | 5 |
3 | Особо охраняемые территории Республики Татарстан. | 5 | 5 | — |
4 | Экология и здоровье. | 4 | 4 | — |
5 | Татарстан и концепция устойчивого развития. | 4 | 4 | — |
6 | Заключение | 1 | 1 | — |
Содержание курса
Введение (1ч).
Ознакомление учащихся с содержанием курса, с целями и задачами.
Раздел 1. Природа Татарстана и ее охрана (19ч)
Воды, почвы, атмосфера и их охрана. Грибы. Индикационное значение грибов. Лишайники. Лихеноиндикация. Споровые растения. Голосеменные. Цветковые растения. Районированные сорта. Лекарственные растения. Беспозвоночные животные. Рыбы. Земноводные Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Районированные породы сельскохозяйственных животных. Практические работы:
Оценка экологического качества воды.
Оценка экологического качества почвы.
Оценка экологического качества воздуха.
Изучение и оценка флоры города (села).
Изучение и оценка фауны города (села).
Раздел 2. Особо охраняемые территории Республики Татарстан (5ч).
Особо охраняемые природные территории, их значение. Волжско-Камский государственный заповедник. Национальный парк » Нижняя Кама, заказники, памятники природы.
Раздел 3. Экология и здоровье (4ч).
Влияние экологии на здоровье. Мониторинг здоровья населения и состояние окружающей среды города (района). Курорты и санатории РТ
Раздел 4. Татарстан и концепция устойчивого развития (4ч).
Охрана природы — забота государства. Эколого-экономическая модель
Татарстана и переход к устойчивому развитию. Проблемы экологии в контексте концепции устойчивого развития. Экология души — экология природы. «Хартия Земли» в Татарстане.
Заключение(1ч).
Конференция по курсу «Экология Татарстана.»
Литература
Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. Альметьевск. 1999
Баширов 3.Г. Памятники природы. Фотоальбом.
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И.Животные леса. М. Дрофа, 2007
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Животные луга. М. Дрофа, 2007
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Растения леса. М. Дрофа, 2007
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Птицы леса. М. Дрофа, 2006
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И.Рыбы наших водоемов. М. Дрофа, 2007
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Растения луга. М. Дрофа, 2007
Гаранин В.И. и др. Животный мир Восточного Закамья. Альметьевск.2000
Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране
окружающей среды РТ в 2005г. -Казань. Идел-Пресс, 2006
Закон Республики Татарстан об охране окружающей природной среды. Казань. 1997
Красная книга Республики Татарстан. -Казань. Идел-Пресс, 2006
Мансурова С.Е. Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города. Москва. 2001
Миронов А.В. Знать и беречь природу. Казань. 1984
Попов В.А., Лукин А.В. Животный мир Татарии. Казань. 1988
Рахимов И.И. Хищные птицы и совы Татарстана. Казань. 1999
Регионализация курса биологии в школах РТ. Казань. 1999
Регионализация курса «Биология. Человек». Казань. 2001
Рябова Г.А. Зеленая аптека. Альметьевск.
Экология: безопасность нации. Казань. 1998