МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»
Математика
Единицы стоимости
2 класс
Автор: Речкалова Марина Геннадьевна,
учитель начальных классов
р.п. Варгаши
2010 г.
Единицы стоимости
Ход урока.
Оргмомент.
— Ребята сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей.
— Садитесь, ребята!
2. Минутка чтения. (Чтение и пересказ художественной книги).
— Продолжайте читать художественную книгу.
— Кто перескажет о чем прочитал?
3. Введение.
— Какое сегодня число?
— Какой день недели по счету?
— Как он называется?
— Откройте тетради и запишите число, классная работа.
29 сентября
Классная работа.
4. Сообщение темы и цели урока.
— Урок математики.
Математики – королева наук!
Без нее не летят корабли
Даже хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Что по чем не узнаешь,
А узнав, не поймешь!
— Сегодня Буратино принес нам еще один математический секрет, а разместился он в этом мешочке. Интересно, что там такое?
(Учитель показывает мешочек, который принес Буратино).
— Что бы этот секрет узнать, Буратино хочет вас испытать.
— А сейчас, как всегда – разминка для ума.
5. Устный счет.
А) 1 испытание «Вспомните состав чисел».
— Откройте учебник на странице 16.
— Задание №8.
— Надо заселить числовые домики. (записывать будем простым карандашом).
— Возьмите к руки простой карандаш.
Б) 2 испытание – «Поднимись по лесенке» 1 слайд.
— Внимание на экран.
— На экране числовая лесенка
|
|
| ||
|
|
| ….-4=…… |
|
|
| ….+6=….. |
|
|
| 12 – 7 = …. |
|
|
|
6 + 6 = 12 |
|
|
|
|
— Вы, решая ее, у себя в тетради записывайте только ответ примера через клеточку.
— Кто, решит, поднимите руку.
— Я увижу, кто первым поднялся по лесенке.
— Прочитайте свои ответы.
— Я запишу их на доске.
12, 5, 11, 7
— Назовите среди них однозначные числа (5, 7)
— А двузначные? (11, 12)
— Чем однозначное число отличается от двузначного?
— Назовите самое большое двузначное число. (99)
— А самое маленькое? (10)
6. Работа над новой темой.
А) С испытанием справились прекрасно.
— Готовы ли узнать новый секрет?
(Учитель потряхивает мешочек)
— Ваши предложения, что там?
— Без чего не купишь конфет?
Не заплатишь за вкусный обед? (Без денег)
(Учитель высыпает содержимое мешочка, демонстрирует монеты).
— Какие монеты вы знаете? (Дети отвечают)
— Вот мы и познакомились с новыми величинами.
— Есть у нас копейки, есть рубли.
— Что больше 1 рубль или 1 копейка?
Б) Работа по учебнику – страница 16 (устно).
— Ребята, найдите задание №1 на странице 16.
— Прочитайте задание.
— Как узнать, сколько стоит конверт?
— А 100 копеек можно заменить одной монетой в 1 рубль?
— Так сколько копеек в одном рубле?
— Запишите в тетрадях 1 рубль = 100 копеек
В) Внимание на экран. Слайд 2.
— Назовите монеты, которые изображены.
— Прочитайте задание.
— Сколько надо взять монет по 50 коп, 10 коп, 5 коп, 1 коп, чтобы получился 1 рубль?
— 2 по 50 коп.
— 10 по 10 коп.
— 20 по 5 коп.
— 100 по 1 коп.
Г) Задание следующее. Слайд 3.
— Задание 1.
— Сколько монет и сколько копеек в 1 кошельке?
— Задание 2.
— Сколько монет и сколько копеек во 2 кошельке?
7. Физкультминутка.
Мы решали, мы решали.
Что – то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
Ручками похлопаем.
Раз присядем,
Быстро встанем,
Улыбнемся,
Тихо сядем.
8. Закрепление пройденного материала.
— Ребята, из скольких частей состоит задача.
— Назовите эти части.
Условие, вопрос, решение, ответ.
А) Решение задачи № 4 на стр.16 на доске.
— Прочитайте задачу №4 (Хором)
— Напишите – Задача 4.
— О ком говорится в задаче?
— Что о ней известно? Запиши.
Было — ? 5руб и 2 руб.
Израсходовала – 6 руб.
— Что значит израсходовала 6 руб? (отдала 6 руб)
— Что надо узнать в задаче? (Сколько осталось рублей и Иры?)
Осталось — ?
— Кто догадался во сколько действий будет решаться задача?
— Составим программу решения задачи.
— Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
— Что для этого надо знать? (Сколько рублей было у Иры всего?)
— Можем узнать сколько рублей было у Иры? (да)
— Каким действием?
1) +;
— А потом можем узнать сколько рублей осталось у Иры? (да)
— Каким действием?
2) — ;
— Программу решения составили, теперь будем решать задачу.
— Что узнаем первым действием?
1) 5 + 2 = 7 (руб) – было.
— Что узнаем вторым действием?
2) 7 – 6 = 1 (руб) – осталось.
Б) Решение задачи №5 на странице 16 на доске.
— Найдите задачу №5.
— Прочитайте задачу №5 (хором)
— Про кого говорится в задаче?
— Что они делали? (читали книги)
— Какой вопрос поставим к задаче?
— Кто пойдет решать задачу к доске?
— Ребята давайте составим модель этой задачи.
— Как изобразим книги? (0)
— Сколько книг прочитал Саша? (10)
— Нарисуйте 10 кружков.
С —
— А что сказано про Лену?
— Что значит на 4 книги меньше?
( Это значит 10 без 4)
— Как изобразим сколько книг прочитала лена?
Л. — ?
— А известно, сколько книг прочитала Лена? (нет, это нужно узнать)
— Поставим ?.
— Как узнать сколько книг прочитала Лена?
10 – 4 = 6 (к)
Ответ: 6 книг.
— Какой еще можно поставить вопрос к задаче? (Сколько всего книг)
— Тогда задача будет решаться во сколько действий?
— Кто ответит на вопрос – Сколько книг прочитали Саша и лена вместе?
10 + 6 = 16 (к) – всего.
9. Творческая работа над задачей.
— Внимание на экран.
— Ребята надо выбрать модель к задаче.
— Прочитайте задачу.
Задача: На ветке сидело несколько птиц. После того как 5 птиц улетели, их осталось 9. Сколько птиц сидело на ветке?.
1) 5 ? 2) 9 ?____
9 5
3) 5 9 4) 9 5_____
? ?
(Если не принимать во внимание отношения больше/меньше при сравнении отрезков, изображающих слагаемые 9 и 5, то правильными являются 2 последние модели.
Однако мы считаем надо обращать внимание на эти отношения слагаемых, чтобы подчеркнуть возможность перестановки слагаемых в нахождении суммы).
— Сравните 3 и 4 модель.
— Может быть 5 9 (нет)
— Значит подойдет только 4 модель.
— Давайте к 4 модели составим 5 модель
5 9
?
10. Домашнее задание.
А) Задача 6 – прочитать
Б) №7 – преобразовать величины.
11. Закрепление.
А) задача. За питание в школьной столовой вам надо заплатить 68 рублей. Вы принесли 70 рублей. Сколько вам должны дать сдачи? (2 руб)
— Какими монетами это сделают?
2 руб, 1 руб и 1 руб.
4 монеты по 50 коп.
20 монет по 10 коп.
40 монет по 5 коп.
200 монет по 1 коп.
12. Оценки за урок.
13. Подведение итогов урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Что особенно понравилось? Что осталось непонятным.
14. Работа в тетради на печатной основе.
А) стр. 20 — №50
Список литературы
1. “Энциклопедия Кирилл и Мефодий” Издательство “Кирилл и Мефодий”, 2007 г.
2. Ермакова И.В. Протасевич Т.А. Учебное пособие “Начало экономики”, М.: Вита-Пресс, 2001 г.
3. “Большая советская энциклопедия” (БСЭ) Издатель “Новый диск”, 2002 г.
4. Моро Математика 2 класс Часть 1,2. Просвещение , 2009 г.