Разработка урока окружающего мира по теме «Что такое деньги» в 3 классе
учителя начальных классов МБОУ «НОШ» с.Хову-Аксы Ланзыы Алефтины Николаевны
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
Дидактическая задача: Организовать деятельность обучающихся, направленную на формирование представления о деньгах. как средстве приобретения товаров и осуществления платежа, для знакомства с новыми понятиями «бартер», «купля – продажа», «обмен», «деньги», «цена» и некоторыми денежными единицами.
Задачи урока:
1. Личностные
Формировать уважительное отношение к точке зрения одноклассников при работе в группе
2. Метапредметные
Формировать: познавательные
— приёмы работы с учебником (поиск и выделение необходимой информации в учебнике, извлечение информации из иллюстрированного материала учебника)
— сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников)
— умение приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
регулятивные
— умение формулировать и удерживать учебную задачу
— умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
коммуникативные
— умение договариваться и распределять обязанности при работе в группе,
— умение высказывать свою точку зрения, слушать собеседника и учитывать его позицию, вступить в диалог
3. Предметные
Дать представление о деньгах, как средстве приобретения товаров и осуществления платежа, познакомить с новыми понятиями «бартер», «купля – продажа», «обмен», «деньги», «цена» и некоторыми денежными единицами.
Ход урока:
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок!
— К нам на урок пришли гости. Повернитесь и подарите им свои улыбки. Подарите свои улыбки мне и друг другу. Замечательно!
— Я уверена, что все будете работать внимательно, думать самостоятельно, вести себя замечательно!
II. Сообщение темы и целей урока
— Окружающий нас мир многообразен. В нём много загадок и тайн. Учёные исследователи находят ответы на многие вопросы, и мы сегодня на уроке тоже превратимся в исследователей.
— А вот что мы будем исследовать, и над какой темой работать вы узнаете, если расставите буквы в порядке возрастания (слайд №1)
— Правильно, сегодня мы будем говорить о деньгах, и может быть лучше поймём цену деньгам и определим своё отношение к ним.
III. Работа над новой темой
— Как вы думаете, деньги существовали всегда?
— Когда изобрели деньги никто не знает. Кто изобрел — тоже неизвестно.
— Ребята, а вы как думаете, что такое деньги?
— Когда мы произносим слово “деньги”, какие вопросы у вас возникают? (Как появились деньги, как их потратить).
— Дети, а вы знаете, как появляются деньги в вашей семье?
— А как тратятся деньги в ваших семьях?
— Скажите, ребята, а бывает денег много?
— Есть такая поговорка – “Денег много не бывает”. Как вы её понимаете?
— Чем больше денег у людей, тем у них больше появляется разных потребностей.
— Ребята, скажите, что такое исследование? (поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов)
— Сегодня на уроке, я вам предлагаю побольше узнать о деньгах, самим исследовать эту тему.
— У нас сегодня в классе будут работать три исследовательские группы и учёный совет. В каждой группе должен быть старший научный руководитель, который будет организовывать работу группы, отвечать за её работу. Выберите научных руководителей.
— Для того, чтобы начать исследование нужно составить план, подумать какую задачу нам предстоит решить, чему научиться. Я вам предлагаю следующий план работы над темой:
Работа исследовательских групп.
Физминутка.
Отчёт исследовательских групп.
Сообщение учёного совета.
Вывод.
— Вы согласны с моим планом?
— Тогда приступаем к работе. Каждая группа получает задание и начинает работать. Через некоторое время мы заслушаем отчёт исследовательских групп о проделанной работе
1 гр. – История появления денег.
2 гр. — Монеты.
3 гр. – Бартер, купля продажа.
4 гр. – “Учёный совет” – работа с пословицами и поговорками о деньгах.
— Я вижу, что группы уже готовы к отчёту. Поэтому прежде чем начать сделаем разминку.
IV. Физкультминутка для глаз
V. Отчёт исследовательских групп
— Немножко размялись, а сейчас продолжим нашу работу, заслушаем отчёты групп о проделанной работе.
1 группа (слайды 5-9)
2 группа (слайды 10-15)
3 группа (слайды 16-19)
Заслушиваются значения пословиц и поговорок о деньгах “Учёного совета” после каждой группы:
Деньги не в деньгах, а в делах
Деньги не грибы, можно и зимой найти
Где денежкам счет, там добро не утечет
Кто не бережет копейку, рубля не стоит
Лишние деньги, лишние заботы
Тот без труда живет, кто деньги бережет
VI. Обобщение
— Все группы отчитались.
Мы провели исследование. Задачей урока было больше узнать о деньгах.
Как вы думаете, мы добились поставленной цели?
— Попробуйте, опираясь на наши схемы, (слайд 20) составить небольшой рассказ — для чего нужны деньги? Как появились деньги и для чего они нужны? (Заслушиваем рассказы)
— А как вы думаете, дети, деньги будут меняться?
— Мы сегодня весь урок говорим о деньгах. Скажите ребята. А у вас бывают карманные деньги?
— Как вы ими распоряжаетесь?
— Кто из ребят, как вы думаете, экономно обращается с деньгами?
— Как вы её понимаете?
— А вы знаете, ребята, что многие богатые люди жили и живут не ради своих денег.
Например, в Древнем Риме на средство богатых людей строили театры, храмы, бани, мостились улицы.
В нашем селе на средства жителей построен Хурээ, где все мы можем молиться.
VII. Рефлексия
— Наше исследование подошло к концу.
— Ребята, какие открытия вы сделали для себя на нашем уроке? (Что вы возьмете с этого урока?)
— Довольны ли вы нашей работой на уроке? Просигнальте с помощью сигнальных карточек. Хорошо! Я тоже сегодня очень довольна вашей работай и считаю, что многие ребята заслуживают высший балл за работу на уроке.
— Как вы считаете, удалось ли нам хоть немного стать учёными исследователями?
— Кто желает продолжить исследование?
VII. Домашнее задание
— Вы можете сделать это дома:
— найти интересный материал о деньгах;
— изучить материал учебника — страница 68-71, учебник.